Врубель получил прекрасное образование и воспитание, знал толк в хорошей одежде и хорошей еде, был образцом элегантности и хороших манер, знал восемь языков. После окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета в 24 года Михаил Врубель поступает в Академию художеств в класс знаменитого педагога живописи и рисунка, профессора Чистякова. Помимо обучения у Чистякова, Врубель берет уроки живописи у Ильи Репина. Уже в первых студенческих работах прослеживается собственный художественный стиль Врубеля.
Картины Михаила Врубеля в Третьяковской галерее
Собрание произведений Врубеля в Третьяковской галерее превосходит другие музейные коллекции по количеству и качеству. Оно раскрывает творчество мастера по всей полноте, включает произведения живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства, содержит работы от расписных балалаек и камина, до огромного панно «Принцесса Греза».
«Принцесса Греза» написана на сюжет одноименной драмы Эдмона Ростана, художник в совершенстве знал несколько иностранных языков, в оригинале читал произведения Ростана. По сюжету принц и трубадур Рюдель, очарованный рассказами о принцессе Мелисинде, отправляется за море, чтобы хоть раз увидеть ее, но в пути умирает. На картине Врубель изображает момент, когда видение прекрасной девушки склоняется к изголовью принца.
Закругленный формат огромного холста соответствует архитектурному пространству, для которого предназначался.
Прославленные картины Врубеля
Гордостью коллекции Третьяковской галереи являются прославленные картины Врубеля «Демон (сидящий)» и «Демон поверженный».
Фоном в«Демоне сидящем» служит накалено-пурпурное низкое небо. За спиной Демона расцветают неведомые кристаллические цветы различных темных оттенков. Сочетание мощи и бессилия молодого гиганта перекликается с красотой окружающего его мертвого пейзажа. Демон погружен в тоску по живому, полному тепла миру, от которого он отторгнут, не замечает, как вдалеке за спиной разгорается золотая заря.
Облик Демона не раз менялся: он был то злым, то жалким, то злорадным, то грустным. Врубель решил покончить со своим демоном, сбросив его с гор Кавказа. Так появился Демон поверженный. Когда мастер взялся за создание картины «Демон поверженный», на него стали накатывать частые приступы агрессии. Зримое воплощение крушения титана никак не удавалось Врубелю. Мощные распластанные крылья на каменистой почве не дают возможности понять, как страшно разбился гигант.
Самые красивые произведения Врубеля
В 1894-1895 годах Врубель создает свои самые красивые и глубокие произведения. В панно «Испания» представлен фрагмент таверны: на накрытом белой скатертью столе стоят кувшин для вина и бокалы. В центре – статная испанка, спокойно смотрит на зрителей. Сияющий платок, обрамляющий ее прекрасное смуглое лицо, перекликается с открытым окном, через которое проникает а таверну дневной свет. За спиной героини заметны лица двух мужчин.
Таинственность характерна для многих работ Врубеля. Его влекло отражение чего-то необыкновенного. На картине «Гадалка» видим молодую восточную женщину, которая пристально смотрит на зрителя. Перед ней раскинуты карты, сверху лежит пиковый туз, означающий потрясение. Героиня сидит на фоне узорчатого ковра, на ее шее розовый шарф с белой бахромой, а складки коричневой юбки сливаются с фиолетово-розовым покрывалом, все это создает ощущение романтичности и мистичности происходящего.
Сказочные сюжеты
Почти все свои работы Врубель создавал по мотивам какого-либо музыкального или литературного произведения. Таково и панно «Фауст. Триптих», написанный для готического кабинета мецената и коллекционера Алексея Морозова. Это таинственное произведение изображает задумавшегося посреди библиотеки Фауста, Маргариту с белыми лилиями у ног и листающего книгу Мефистофеля. «Маргарита» - самое красивое из этих панно. Его прототипом послужила Забела-Врубель, одна из лучших исполнительниц партии Маргариты в опере Гуно «Фауст».
При написании панно «Полет Фауста и Мефистофеля» на Врубеля более всего повлияло искусство немецкого варианта нового стиля – югенстиля. Панно напоминает по композиции картину немецкого художника Арнольда Беклина «Война».
Мистика ночи
В произведении «Царевна-Лебедь» все как было в постановке оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», образ прекрасной смуглой героини с большими черными глазами делает ночь звенящей и воздушной. Царевна в тяжелом серебряном кокошнике, украшенном бирюзой, жемчугом, уходя, словно хочет что-то сказать. Пальца ее рук, унизанные перстнями, придерживают прозрачную фату. Мерцание жемчугов, серебра, драгоценных камней и белесо-розовых крыльев создает волнующую атмосферу ускользающей сказочной царевны.
От картины «Сирень» веет прохладой и свежестью теплого позднего вечера. На фоне огромного куста сирени стоит черноволосая загадочная девушка. Синие, глубокие зеленые, фиолетовые цвета создают вокруг нее мистическую благоухающую, но тревожную атмосферу, которую подчеркивают черенки соцветий и листьев.
Камин «Микула Селянинович»
На Всемирной выставке 1900 года в Париже Врубель получает золотую медаль за камин «Микула Селянинович». В усадьбе Саввы Мамонтова в Абрамцево, где Врубель часто гостил, он организовал керамическое производство - Абрамцевскую керамическую мастерскую, в которой изготавливали печные изразцы, создавали произведения мелкой пластики, блюда, вазы, майоликовые скульптуры, великолепные камины по сказочным мотивам. В основу сюжета камина «Микула Селянинович и Вольга» легла русская былина о встрече двух существ, обладавших сверхъестественной силой. Боярин и злой колдун Вольга и крестьянин пахарь Микула, мощь которого идет от самой земли русской, противопоставлены друг другу.
Забела-Врубель
В 1895 году Врубель познакомился со своей будущей женой, Надеждой Ивановной Забелой, певицей Русской частной оперы Мамонтова. Врубель был очарован ее пением и ее своеобразной внешностью. Он впервые в жизни почувствовал себя счастливым. Забела и все с ней связанное стало центром его существования. Врубель жил ее успехами, сопровождал на гастролях, репетировал с ней роли, сочинял эскизы сценических туалетов. Она стала музой художника, ее лицо запечатлено в картинах «Царевна Лебедь», панно «Маргарита» из триптиха «Фауст», в многочисленных живописных и графических портретах.
Произведения Михаила Врубеля в Русском музее
Обзор искусства XX века в Русском музее (корпус Бенуа) начинается с зала Михаила Врубеля. В эту часть экспозиции входят произведения, созданные не только в XX столетии. Многие картины были написаны раньше.
У т р о
В картине «Утро» Врубель отразил свои устремления к искусству символизма. Впервые в его полотнах доминировал пейзаж, полный таинственности, где показаны четыре стихии: в чаще леса изображены фигуры, символизирующие землю, прячущуюся в зарослях цветов и трав воду, луч солнца и рассеивающийся ночной туман.
Богатырь
«Богатырь» Врубеля словно вырос из русской земли вместе с молодыми елками. Былинный богатырь, восседающий на мощном коне будто слиты воедино друг с другом и с окружающей природой. Внизу, на еловых ветках, сидят ястребы, олицетворяя скрытые темные силы этого мистического леса.
Летящий демон
Тема Демона не давала покоя художнику на протяжении всего его творчества. В каждый свой творческий ли, личностный ли кризис Врубель возвращался к этому образу снова и снова.
«Летящий демон», как и некоторые другие произведения Врубеля, относится к числу работ, связанных с идеями символизма. Создание нового языка символов – характерная примета русского искусства рубежа XIX и XX столетий. У Врубеля Демон «страдающий и скорбный, властный и величавый». Его распростертая горизонтально фигура парит над землей, воспаленные, горящие глаза всматриваются в происходящее внизу.
Шестикрылый Серафим
«Шестикрылый Серафим» с острым мечом и горящей лампадой в руках гордо и воинственно взирает с холста, представая перед зрителями в образе ангела смерти. Взгляд его пронзительно-голубых глаз на зеленоватом лице – это рок, над чьей-то душой уже вознесся его меч, источающий холод.
Картина, как и большинство других работ Врубеля, передает мистический образ потустороннего мира, словно увиденного сквозь разбитый сияющий витраж.
Эта картина была написана в период пребывания в психиатрической клиники, когда художника ужасно мучили безумные сны и одно критическое состояние сменялось другим. Сложная по колориту и технике эта работа считается апогеем творчества Врубеля.
Душевная боль
В 1901 году у Михаила родился сын Савва. Ребенок появился на свет с врожденным пороком («заячья губа»), это произвело на художника тягостное впечатление.
В начале 1902 года В. Бехтерев выявил у Врубеля смертельную болезнь – сухотка спинного мозга, которая грозила сумасшествием. После смерти двухлетнего сына Врубель превратился в постоянного пациента психиатрической клиники.
Современникам жизнь Врубеля напоминала средневековую легенду о Фаусте, заключившем сделку с дьяволом. Автор многочисленных произведений, воплотивших образ Демона, художник, по мнению некоторых, был сам одержим им. Явившись воочию, демон завладел душой мастера и погубил ее. Расплатой стали одиночество, страдания, болезнь, смерть ребенка, безумие, слепота. Художник впадал, то в период помрачнения, то в период просветления и тогда продолжал работать.
В 1905 году Михаила Врубеля избрали академиком живописи. Это было последнее событие, воспринятое его рассудком. В 1906 году он ослеп и окончательно погрузился в предсмертный мрак сумасшествия. Художник умер 1(14) апреля 1910 года, в клинике доктора Бари (г. Санкт-Петербург).
Не пропускайте публикации!
Подписывайтесь на мой канал «Музеи и Выставки: картины и художники»!
Читайте Статьи, смотрите Видео, ставьте Лайки, пишите Комментарии, пересылайте Друзьям!
Мой канал в Дзен - ссылка: dzen.ru/19n51m16k02
Телеграм-канал – ссылка: t.me/nmk1602
ВКонтакте - ссылка: vk.com/@id98572617
С вами, Надежда Коваленко