Среди поездов, курсирующих по маршруту Петербург–Москва, есть один уникальный и по-настоящему особенный – это частный поезд №53/54 «Гранд Экспресс». В 2025 году этому поезду исполнится 20 лет, и, несмотря на возраст, он остается самым элитным поездом на этом направлении. Недавно вагоны «Гранд Экспресса» прошли обновление, и сегодня мы заглянем внутрь и увидим, какие они теперь.
На российской железной дороге нет другого поезда с таким количеством вагонов высоких классов обслуживания. Здесь всего несколько вагонов купейные, остальные – это вагоны класса СВ и люкс.
Все вагоны оснащены кондиционерами, Wi-Fi, биотуалетами, телевизорами и розетками для зарядки устройств. В стоимость проезда включено постельное белье, а в некоторых классах также предоставляются дорожные наборы и питание. Пассажиры любого вагона могут заказать доставку блюд из вагона-ресторана.
В 2023-2024 годах состав «Гранд Экспресса» был полностью обновлен, вагоны прошли капитальный ремонт.
Купейные вагоны здесь представлены классами 2Х «Стандарт» и 2Т «Стандарт+».
2Х – это базовый класс обслуживания без дополнительных услуг.
В классе 2Т уже включены горячий завтрак и дорожный набор.
В 2023 году перевозчик показал новые купейные вагоны для «Гранд Экспресса» с душевыми кабинами, однако этим летом такие вагоны были замечены в крымских поездах. Их внутренний интерьер пока не соответствует фирменному стилю «Гранд Экспресса».
Вагоны СВ представлены тремя классами – 1Т «Бизнес», 1Б «Бизнес Комфорт» и 1Е «Бизнес Премиум». Различия между ними касаются не только цены, но и набора услуг, а также планировки купе.
Для тех, кто предпочитает традиционное СВ с двумя нижними полками, подойдут классы 1Т «Бизнес» и 1Б «Бизнес Комфорт». В обоих вариантах в стоимость включены завтрак, постельное белье, дорожный набор, чай и бутылка воды, однако в классе 1Б дополнительно доступен трансфер по городу прибытия (в пределах КАД в Петербурге и МКАД в Москве).
СВ класса 1Е «Бизнес Премиум» имеет иную планировку: места расположены друг над другом, что делает купе шире (100 см). Здесь в купе также предусмотрены кресло, шкаф и умывальник. Билет продается на одно или два места, а набор услуг аналогичен классу 1Б (с питанием и трансфером).
Люксовые вагоны представлены тремя классами – 1М «Гранд», 1И «Гранд Империал» и 1Н «Гранд Империал Сингл».
В каждом люксе – два спальных места, расположенных друг над другом, отдельный санузел с душевой кабиной и туалетом, а также кондиционер с индивидуальной настройкой. В стоимость проезда включены посещение бизнес-зала на вокзале отправления, трансфер в городе прибытия и дорожный набор, в который входят средства для душа, полотенца и халаты. Купе можно выкупить на одного или двух человек, а также бесплатно взять с собой ребенка до 10 лет.
Люксы класса 1М немного проще – душ встроен в потолочную панель санузла, а в вагоне всего шесть купе.
Класс 1И считается наиболее элитным на линии Москва – Петербург: пассажиры получают двухразовое питание (ужин и завтрак), в индивидуальном санузле оборудована отдельная душевая кабина. Кроме того, в вагоне есть барная зона.
Класс 1Н – это единственное одноместное купе с душем в поезде, где пассажиру предлагается все тот же набор услуг, а кровать дополнительно оснащена функцией массажа.
Поезд отправляется из Москвы с Ленинградского вокзала в 23:40 и прибывает на Московский вокзал в Петербурге в 08:53. Из Петербурга отправление в 23:49, а прибытие в Москву – в 08:17.
От вагонов для рабочих до элитного поезда
Компания «Гранд Сервис Экспресс» была основана в 2002 году и изначально занималась перевозкой ремонтных бригад в комфортабельных вагонах-лабораториях. Как рассказывал корпоративный журнал Grand в 2005 году, компания вскоре разработала проект туристического поезда и вагонов салонного типа.
Для этого проекта начали разрабатывать вагоны с высоким уровнем комфорта, отличные от аналогов. Были построены вагоны моделей 61-4193 и 61-4197. Первые имели четыре купе и бар, вторые – пять купе. Кузова вагонов были изготовлены на Тверском вагоностроительном заводе, а начинку создали специалисты компании «Циркон Сервис».
С 2004 года ГСЭ начала использовать аналогичные вагоны в составе поездов Москва – Казань и легендарной «Красной стрелы» сообщением Петербург – Москва. Годом позже, 15 июля 2005 года, был запущен «Гранд Экспресс», изначально состоявший из вагонов люкс и СВ. Позднее в состав добавились вагон-ресторан и купейные вагоны.
В 2019 году компания дважды сменила владельца, став перевозчиком на крымском направлении, но сохранив «Гранд Экспресс» в собственности.
По мнению независимых аналитиков, на данный момент 80% ГСЭ принадлежит структуре РЖД, а остальные 20% – офшору Piper Participation Corp., связанному с братьями Ковальчуками, близкими к Владимиру Путину.
Летом 2022 года в составе поезда «Гранд Экспресс» курсировал особый вагон СВ, где все купе были попарно соединены через душевые кабины. Такая планировка напоминает премиальные поезда дореволюционного времени.
В июле 2022 года в состав включили вагоны Федеральной пассажирской компании, принадлежащие железным дорогам Якутии, что, вероятно, было связано с капитальным ремонтом собственных вагонов ГСЭ.
Осенью 2022 года перевозчик «Гранд Сервис Экспресс» объявил о модернизации «Гранд Экспресса». Появилась новая ливрея, выполненная в серо-фиолетовом цвете, и обновленный дизайн интерьера с преобладанием приглушенных сливовых и серых тонов.