Евразийский экономический союз, запущенный в январе этого года и планирующий расшириться с присоединением Кыргызстана в следующем месяце, должен стать движущей силой экономической интеграции во всем регионе. Однако между двумя крупнейшими экономиками ЕАЭС возникли проблемы.
Россия и Казахстан экономили с момента создания союза: обменивались торговыми ограничениями и не соглашались по поводу единой валюты. Торговая война, если ее можно так назвать, напрямую связана с тем, что Казахстан пытается справиться с последствиями надвигающейся рецессии в России. Падение рубля за последний год наводнило Казахстан дешевыми российскими товарами.
Комитет по правам потребителей Казахстана изъял несколько видов российской продукции за последние несколько месяцев за «несоответствие техническим регламентам». Пять тонн мяса были изъяты властями Казахстана. Более двух тонн молока, которое, по словам властей Казахстана, было проверено и содержало бактерии, также были изъяты в марте. Россия, со своей стороны, остановила 60 тонн сыра на границе за «несоответствие требованиям качества и безопасности».
Российские СМИ подхватили версию о «торговой войне», хотя власти обеих сторон это отрицают.
«Интерфакс» цитирует пресс-секретаря президента России Владимира Путина Дмитрия Пескова, который прокомментировал разговоры о торговой войне: «Я думаю, что это довольно большое преувеличение, но у меня нет информации о том, что именно происходит».
Ранее в этом месяце Eurasianet сообщил:
В Казахстане в течение нескольких месяцев нарастало возмущение по поводу российского импорта, затопляющего его рынки. В то время как рубль упал, казахстанский тенге оставался сравнительно стабильным, что сделало российский импорт в Казахстане выгодной сделкой.
В наши дни российские товары иногда на 30 процентов дешевле, чем товары местного производства. Это несоответствие сдавливает широкий спектр секторов экономики — от автопроизводителей до производителей молочной продукции, скотоводов и кондитеров. Некоторые казахстанские производители предупреждают, что кризис грозит вытеснить их из бизнеса.
В интервью BBC Владимир Осаковский, главный экономист по России и СНГ в Bank of America Merrill Lynch, подсчитал, что «разрыв в ценах на одни и те же товары из России и Казахстана может быть преодолен», если Казахстан еще больше девальвирует свою валюту. Казахстан, ВВП которого составляет 232 млрд долларов (у России — 2,1 трлн долларов, хотя в расчете на душу населения эти два показателя близки), девальвировал свою валюту в феврале 2014 года. Однако недавно переизбранный президент Казахстана Нурсултан Назарбаев последовательно отвергает эту идею.
Осаковский также прокомментировал, что ограничения, которыми в настоящее время обмениваются Казахстан и Россия, не помешают общей экономической интеграции в союзе. Казахстанские предприниматели все еще обеспокоены, Газиза Шаханова, управляющий директор агентства Kaznex Invest, сказала BBC, что Москва ставит свои внутренние интересы на первое место и что Казахстан должен делать то же самое.
«В гонке за мнимыми преимуществами рынка Евразийского экономического союза Казахстан может потерять внутренний рынок».
Переведено специально для вас.
Источник: https://thediplomat.com/2015/04/russia-and-kazakhstans-trade-war/