Женское рукоделие. В родовой общине главная роль женщины состояла в том, чтобы обеспечить родовую общину одеждой, как нижним бельем, так и верхней тёплой одеждой. Так зародилась женское рукоделие.
С освоением производства нити из волокон льна, конопли и крапивы, выросло ткачество, которое постоянно совершенствовалось. Пришедшие в северные край славянские поселенцы принесли довольно развитое ткачество из волокон льна для нижней одежды, из волокон конопли и крапивы - полотна на верхние летние одежды.
Ткачество и женское рукоделие особенно распространилось в 18-19-м веках. Фабричные ткани совсем не проникали в северную деревню. Вся нижняя одежда производилась на месте женскими руками, а верхнюю - шубы, полушубки, тулупы - шили швецы-шубники. Причём летняя, осенняя, весенняя одежда также обеспечивалась женским трудом, в том числе верхние рубахи, штаны, кафтаны.
Лён сеяли на лучших мокроватых землях, а лучше всего лён рос на выжженных увлажнённых почвах. Засевали выжженный участок семенами льна, а затем заборанивали волокушами из сучьев. Созревшие стебли льна вырывали с корнем.
Сушили в овине, выколачивали семя. Расстилали на землю, чтобы отделить кострику. Через определённое время поднимали растение с земли, сушили на воздухе, а затем сушили в овине или бане.
После просушки стебли льна мяли на льномялке вручную, тем самым выламывали кострику и отделяли волокно.
Затем трепали льноволокно на ручных трепалках, чтобы отделить остаток кострики.
Чесали и расчёсывали волокно ручными щетками, чтобы не осталось мелкой кострики, после этого льноволокно поступало в пряжу.
Из длинных волокон делали тонкое прядение, для ткани полотна нижнего белья и праздничных рубах, сарафанов, юбок.
Праздничная одежда украшалась шитьём, вышивками. Вторые сорта льноволокна расходовались на верхние одежды обыденной носки.
Коноплю сеяли на лучших участках земли в поле. Обработка такая же, как и льноволокна. Когда конопля отцветёт, мужские стебли конопли начинают подсыхать. Эти мужские стебли выборно выдергивают, вяжут в снопы, затопляют в озере и вымачивают определённое время, а затем обрабатывают как лён.
Конопля с семенами, «женская», созревает позднее, уже в конце августа. Растения вырывают корнем, выдергивают семена и сразу же затопляют в озере на определённый срок, а потом сушат как лён. Обрабатывают волокна также как льняные, треплют на трепалке, выколачивают, чешут щетками, пока не получат чистое конопляное волокно.
Семена льна выколачивали из сухих снопов деревянными молотками, очищали от головы. Часть зерна оставляли на семена, остальные отвозили на масло. Семена конопли очищали (бруснули) в момент уборки в бочку. Очищали, часто оставляли на посев, а остальные на масло в масловыжималке. Льняное масло приятное, ароматное, а конопляное ещё приятнее и ароматнее.
После того, как волокна конопляные готовы, начиналась пряжа зимними вечерами, с таким расчётом, чтобы к весне всю пряжу закончить. Уже в марте месяце начинается ткачество, затем беление полотен на весеннем снегу.
Только после беления полотно домашнего ткачества готово. Начинается кройка и шитьё в каждом доме. А для верхней одежды полотно красили ягодным соком жимолости, черники, можжевельника и других.
С появлением в 19-м веке в Германии ализариновых чернил стали красить красками, привезёнными из городов и с ярмарок. Праздничную одежду украшали узорами и вышивками. Для вышивок узоров нитки покупали в городах и на ярмарках, разных цветов.
К зиме готовили тёплую шерстяную одежду. Основой тёплой одежды служили конопляные нити, а уток поперечный - пряжа из овечей шерсти. Получалось ткань, называемая сукманина.
Для сарафанов ткали гладкое сукно, основа - льняная нитки, уток - нитки из шерсти. Когда появились краски для сарафанов, красили нитки в разные цвета. Верхнюю тёплую одежду для женщин на осень изготовляли из толстой шерстяной ткани сукмарины. Из этого же материала шили тёплые кафтаны и штаны для мужчин.
Рукавицы и чулки вязали из овечей шерсти, из собачих шкур шили «вачеги», иначе ещё называли «верхоньки». Шапка мужская «куколь» из ряднины летом, меховая шапка зимой. В 19-м веке уже носили фуражку, а в сенокос тот же куколь. Зимой - «бобровку», только не натуральную.
Все эти домашние многотрудные дела - женских рук дело. Спицы фабричные появились в 19-м веке. Русские изделия «кумач», «миткаль» и английский ситец - белый в крапинку- называли «аглечь».
Кумач красный использовали на рубахи мужскому полу. Миткаль - для подкладок в основном, но использовался и на рубашки. А агличь покупали на рукава к женским сорочкам, а стан пришивался из домашнего полотна. В конце 19-го и начале 20-го века появилось много разных материалов и ситца, женщины в праздники надевали разноцветные платья, но модной обуви в деревнях все еще не было. По-прежнему надевали кожаные полусапожки резинками.
20-го века появились швейные машины «Зингер». Американский предприниматель - еврей Зингер построил в городе Подольск, Московской губернии, завод швейных машинок сборочный. Привозили готовые части швейных машинок, здесь собирали, и агенты их распространяли в деревнях. Стоимость машины была очень высока: простая ручная 60 руб. , 80 руб., ножная 120 руб.
Из рукописи В.И. Резвого