Найти в Дзене
Неуловимая Джо

"Номинация": актеры тоже люди

Завалялась у меня тут рецензия на мини-сериал Нади Михалковой "Номинация", почему бы не опубликовать? Мне в свое время понравилось, хотя и вызвало кучу вопросов, а на протяжении всего просмотра рядом витали призраки других неснятых сериалов. Но даже это было по-своему хорошо. Вообще сам сериал в вакууме, если абстрагироваться от привязки к создателям, тоже интересный по задумке, но абстрагироваться не получается. Да и сами создатели этого не дают, пустив в финале смонтированный кусочек фильма о фильме (причем, учитывая всю историю, то это фильм о фильме в фильме о фильме, о как!). Так что будем рассматривать всё в комплексе. Это история о семье заслуженного мэтра кино, главные роли - старшую и младшую дочерей играют Анна и Надежда Михалковы соответственно, только вот отец их умер много лет назад, и всем в доме заправляет мать, матриарх семейства. Фонд имени заслуженного мужа тоже числится на ней и с ним, как водится, проблемы. Обе сестры, да и вообще вся семья очень погружены в кино-ж

Завалялась у меня тут рецензия на мини-сериал Нади Михалковой "Номинация", почему бы не опубликовать? Мне в свое время понравилось, хотя и вызвало кучу вопросов, а на протяжении всего просмотра рядом витали призраки других неснятых сериалов. Но даже это было по-своему хорошо.

Вообще сам сериал в вакууме, если абстрагироваться от привязки к создателям, тоже интересный по задумке, но абстрагироваться не получается. Да и сами создатели этого не дают, пустив в финале смонтированный кусочек фильма о фильме (причем, учитывая всю историю, то это фильм о фильме в фильме о фильме, о как!). Так что будем рассматривать всё в комплексе.

Это история о семье заслуженного мэтра кино, главные роли - старшую и младшую дочерей играют Анна и Надежда Михалковы соответственно, только вот отец их умер много лет назад, и всем в доме заправляет мать, матриарх семейства. Фонд имени заслуженного мужа тоже числится на ней и с ним, как водится, проблемы. Обе сестры, да и вообще вся семья очень погружены в кино-жизнь так или иначе. Старшая дочь - заслуженная актриса, у которой очень напряженный график, снимается буквально везде и во всем, но всё очень проходное, типичная телевизионная жвачка с плохими сценариями (конечно же, естественно). Младшая - амбициозная, тоже вроде бы актриса, но не желает сниматься в русском кине-говне, ей нужно на Запад, Канны и номинации. Сериал начинается ее интервью у Гордеевой (на момент выхода сериала еще не иноагент), где она разносит русский кинематограф и сообщает, что едет сниматься у Кристофера Нолана. Но с Ноланом в итоге не выгорело, пришлось оставаться в кине-говне, но уже в позиции обосравшейся, пусть и наследницы великой фамилии. Далее впоследствии семейных разборок и тех самых проблем с фондом, она берется за незаконченный проект отца - мать много лет запрещала снимать последний дописанный сценарий.

Задумка работает в двух плоскостях: это сатира про изнанку кино-жизни (снимать фильмы про то, как снимается кино вообще любимая тема киношников) и тихая драма про семью. Второе сделано удачнее, по крайней мере мне понравилось больше. Токсичные семьи в кино как-то приелись, а в "Номинации" все герои не подарок, но при этом семья, как ни странно, гармоничная. К тому же, сюжет как-то не циклится на семейных болях, а уводится в плоскость индивидуального, чтобы потом собраться в общую картину. Это не история про токсичную семью, а история про трех женщин разных поколений, у каждой из которых тяжелый характер (родственники что ли?), и можно даже сказать, что корни их проблем проистекают из примерно одного источника. Матриарх семейства, рулящая всеми железной рукой, на самом деле занимается этим не из властолюбия и какой-то зловредности, а потому что больше всего на свете боится, что все от нее уйдут и оставят ее в одиночестве. Признаться, было большим облегчением увидеть, что она не злыдня какая, а нормальный человек, пусть и специфический - история сразу вырулила в сложность характера и драму прожитой жизни. Младшая амбициозна, но глупа, как бунтующий подросток - что ей уже не по возрасту, но как раз в процессе этой истории учится преодолевать жизненные тяготы, разруливать ситуации самостоятельно и брать на свои плечи ответственность в первую очередь за то, что делает сама. Режиссерское кресло оказывается хорошим жизненным уроком и переходит в историю взросления. Самая неявная линия - старшая сестра. Если внутренние конфликты мамы и младшей видны невооруженным глазом, то со старшей дело обстоит тоньше. Она так привыкла всем угождать, быть удобной, держать фасад, быть идеальной и это у нее так клево получается, что даже не сказать со стороны, что у нее какие-то проблемы. Ее разрешение драмы и катарсис выглядит почти незаметным - она просто наконец стала обращать внимание на себя, свои мысли, а не забивать их бесконечным позитивными мантрами. Почти ничего не изменилось, но всё равно изменилось. Анна Михалкова гениальная актриса, только она могла сыграть.

Сюжет того самого фильма (который снимают) тоже аллегорический и про эту семью - получается, отец или подсмотрел, или каким-то образом выразил эти сложные дочки-матери в форме метафоры. Сцена, которую играют сестры и мать вместе - прекрасная.

А теперь про первое - т.е. про наше, закадрово-киношное. Тут мы снова возвращаемся к параллелям, хотя на первый взгляд это какие-то насмешки, а не параллели. Во-первых, Михалковы это не только Никита Сергеевич - это вообще довольно известная и творчески плодовитая династия. И если бы снимать про них, то это надо с заездом то, что и папа-великий режиссер был не просто талантом, а еще и сыном того самого, а тот самый сыном этого самого и так на три колена вглубь истории. А здесь у нас какой-то Эльдар Рязанов, женившийся на актрисе - все фильмы он писал с соавтором, причем, ему слава и почет, а соавтор прозябает в безвестности. И про родовитое семейство ничего не сказано. Во-вторых, вроде бы явные зацепки смешат своей неправдоподобностью - фонд имени режиссера ворует, как водится, фильмов совсем не выпускает (ТриТэ Михалкова супер-успешен, да и совсем уж говно старается не делать), актриса-дочь снимается без продыху, но в полном шлаке и мечтает о нормальной роли - веренице крутых ролей Анны Михалковой может позавидовать любая именитая актриса. Да и честно говоря, даже когда герои ругают русское кино, то у них это как-то без огонька выходит, лживо, ведь ситуация уже давно изменилась в лучшую сторону, а эти по привычке, как КВНщики - всё шутят про тёщу. Сестер, кстати, зовут Татьяна и Вера. Аня - Таня, Надя - Вера, ну блин! И отсутствие самого патриарха в картине как-то уж сильно выражено - его и правда вообще нет, нигде, это чисто женская история. Так что Михалков тут ни при чем, и снимай кто другой (и играй главные роли), в его сторону бы и не подумал никто.

-2

Но тут мы опять возвращаемся к фигуре Нади Михалковой и связанности происходящего в фильме с реальностью. То, что именно Надя взялась за этот фильм и так неплохо в целом справилась указывает, что тема ей в принципе близка и интересна. Собственно, линия ее героини и вообще всего съемочного процесса - о влюбленности в этот самый кино-процесс. Мультик "Фильм, фильм, фильм!" это ведь действительно именно то, за что киношники любят эту работу. Бесконечные проблемы со сценарием, с локациями, спонсор пришел - спонсор ушел, актриса поругалась со всеми и сбежала, другую негде искать, нет денег, а надо пересъемку, и конечно всё нужно было успеть сделать еще вчера. Невероятный стресс, но при этом что-то благородное в этом есть и затягивает жутко. Фильм особенно комплиментарен не режиссёрской даже работе, а именно актерской - очень хорошо показана работа актрис, фальшь и настоящесть, погружение в роль и как влияют личные хотелки на это. Видно, что Наде это близко тоже, поэтому женскую актерскую игру - в том числе возрастных актрис, - она снимает любовно и практически благоговейно. Серьезно, на благословенном Западе, куда так стремится ее героиня, такой сериал облизали бы с ног до головы (если бы его сняли западные умельцы, а не русские, конечно же, но западные как раз утратили способность писать адекватные женские истории).

Но все-таки именно то, что это Надя Михалкова и ставит вопрос об отсутствии отца в картине ребром. Никита Сергеевич каэш глыба и его сложно описать со стороны, и снять что-то такое, что отразило бы часть правды и не обидело. Да и вообще снимать фильмы про свою семью, когда все еще живы-здоровы и не аллегорично у киношников дурной тон. Но что-то мне подсказывает, что Надя даже не пыталась и уход от фигуры отца был сознательным решением. Из-за этого сериал проигрывает, становится мельче, чем он есть, а еще рядом появляется призрак не сбывшегося фильма про Михалкова-старшего, и зритель их кагбэ сравнивает в своей голове. Надя и Анна на экране в главных ролях просто не дают отвлечься от этой мысли. Так и представляется насколько был бы сложен этот несуществующий сериал, где патриарх семейства-великий режиссёр был бы жив - ух он бы устроил! Да и про скорбь по прекрасному-замечательному снимать куда легче, чем когда он старый, зловредный и в кадре. А как офигенно было бы уговори они Никиту Сергеевича вписаться! Был бы просто русский сериал "Наследники", над сценарием бы тоже пришлось попотеть, возможно даже под надзором папеньки. А так получился какой-то ей богу "Бёрдмэн" - что для меня лично невысокая планка, по сути, фильм-междусобойчик для своих (потому и выиграл все мыслимые награды в год выхода). И только семейная и личная драма чуть-чуть вытягивают его в смысловом плане.

-3

Размышляя над этим всем подумала об интересном: а что, если в этом фильме отца символизирует мать? Ну в смысле, заслуженная великая актриса, со сложным характером, ведет себя немного как барыня, строит всю семью и подчиненных, фонд еще этот опять же. Да и в плане токсика - если убрать условного Логана Роя из картины мира, то он все равно где-то да проявится, кто-то возьмет на себя его роль, во имя драмы и конфликта. С этой точки зрения весь этот сериал, как проект, такое письмо-самолетик отцу, что Надя теперь всерьез идет по его стопам. И режиссирует, и снимается, и смотри, пап, как я могу. Судя по всему, НС этот месседж понял (сериал похвалил, но на премьеру не явился).

Или вот еще мысль: что, если это история для Анны? Такой подарок, комплимент ее труду и попытка раскрыть по-другому, как сама Надя видит ее. Если это так, то пожалуй это самый красивый артефакт сестринской любви в кинематографе. Режиссеры часто снимают про родственников, любимых, детей. Но редко сестра про сестру.

P.S. Ой, два слова дописать забыла. Во-первых, про внука великого деда. Сын старшей сестры - такой чуть старше подросткового возраста молодой человек, немой, все время не расстается с камерой. В его образе как будто показали современную молодежь, моложе возраста самой Нади, которая не стремится заграницу, а наоборот хочет остаться здесь, всерьез продолжать дело деда, а еще без отрыва от корней/семьи. Но он правда вообще не разговаривает - врожденное. Мне всегда в таких случаях интересно, понимают ли они, что именно сняли?

И во-вторых. История с нецелевым расходованием средств завершилась тем, что никто ни на кого не завел дело, и даже денег обратно не потребовал - Минкульт просто сменил руководителя, почетно подвинув заслуженную актрису, которая не соображает в финансах. Мордор же, ну как есть! Понимают ли они, что именно сняли-2?