Александр Раевский, старший сын знаменитого героя Отечественной войны 1812 года, был личностью неординарной. От природы ему многое было дано, одни ему завидовали, другие им восхищались. Среди последних был и Александр Сергеевич Пушкин, дружбой с которым, как и своими дарованиями, Раевский распорядился бездарно.
Сын прославленного героя войны
Александр Раевский родился в семье непростой. Его отец был героем войны, личностью известной, пользующейся авторитетом в знатных кругах. Кроме того, нити родственных связей тянулись к самым знатным семействам России: Воронцовы, Голицыны, Самойловы, Юсуповы. Он был правнуком Михаила Ломоносова и даже, пусть издалека, ниточки родства тянулись к императорскому дому.
Но и сам по себе Александр Раевский был личностью интересной. Он родился 16 ноября 1795 года. Воспитывался в пансионе при Московском университете и в 15-летнем возрасте начал военную службу в Симбирском гренадерском полку. Вместе с отцом, генералом Николаем Николаевичем Раевским, принимал участие и в Отечественной войне 1812 года, и в заграничных походах. В 1817 году, в возрасте 20 лет, получил звание полковника, а в 1819 году отправился служить на Кавказ. В 1824 году по здоровью уволен в отставку.
Раевский вернулся в Петербург и в 1825 году, сразу после событий на Сенатской площади, был арестован. Но подозрения в участии в заговоре не подтвердились, он был оправдан и освобожден из-под ареста. Известно, что пока шло следствие, держался он достойно, говорил, что ничего о тайном обществе не знал и никаких фамилий не называл.
Какое-то время он оставался в Петербурге – отец поручил ему быть в курсе того, как идет расследование по участию в заговоре других его родственников – брата Василия Давыдова и двух зятьев, Михаила Орлова и Сергея Волконского.
Когда сестра Александра Мария, супруга князя Волконского, собралась вслед за мужем ехать в Сибирь на каторгу, он больше всего из родственников старался помешать ей это сделать. Но, как известно, Мария поехала вслед за мужем.
Дружба с Пушкиным
С Пушкиным Александр Раевский познакомился, когда еще служил на Кавказе. В июне 1820 года на Северный Кавказ приехала семья Раевских и вместе с ними – Пушкин. Потом они встречались в Киеве, Крыму, но особенно сблизились в Одессе в 1923-1824 годах.
Образы генерала Николая Николаевича Раевского и его сыновей, Александра и Николая, которые детьми были с отцом на передовой, были овеяны легендами. С ними пытались сблизится, им старались подражать. Это отразилось и на отношении Пушкина к братьям, он гордился дружбой с ними. Особенно поразил его Александр. Поэт говорил о своем друге, что он
«…будет более, нежели известен».
Что Александру Раевскому
«…предназначено, может быть, управлять ходом весьма важных событий».
Раевский действительно был личностью незаурядной. Прекрасно образованный, обладающий острым и язвительным умом, он оказывал сильное воздействие на людей, в том числе, и на поэта. Вдохновленный образом друга, Пушкин даже отобразил его черты в знаменитом стихотворении «Демон»:
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный вгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд...
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел -
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Между тем, хорошо знавший его Ф.Ф. Вигель говорил о Раевском, что его характер составлен
«…из смешения чрезмерного самолюбия, лени, хитрости и зависти... Известность Пушкина по всей России, превосходство ума, которое внутренне Раевский должен был признавать в нем над собою, все это тревожило, мучило его».
То есть, в то время, когда Пушкин восхищался Раевским, тот ему просто завидовал, так как молодой поэт затмевал его своим умом и популярностью. К тому же, они оказались еще и соперниками за внимание Елизаветы Воронцовой.
Страсти вокруг Елизаветы Воронцовой
Елизавета Воронцова была супругой графа Михаила Семеновича Воронцова, Новороссийского генерал-губернатора, и общепризнанной красавицей. Воронцовы проживали в Одессе, и их дом был центром, вокруг которого вертелась светская жизнь Одессы, где собиралась русская и польская аристократия. У Елизаветы Воронцовой всегда было много поклонников.
Александр Раевский в то время состоял на службе у графа Воронцова, был чиновником по особым поручениям, и даже жил в доме графа. И был страстно влюблен в его супругу. Как отмечали современники, Елизавета Ксаверьевна отнюдь не была равнодушна к его ухаживаниям.
В июне 1823 года в Одессу приехал и Александр Пушкин. Поэт был отправлен в ссылку и зачислен на службу в канцелярию генерала-губернатора. Он уже имел славу не только модного поэта, но и дамского угодника. Такая репутация позволила ему быстро приобрести популярность у одесских дам.
Конечно, появлялся поэт и в доме своего начальника, который поначалу принял ссыльного поэта очень благосклонно. Но вскоре, заметив ухаживания любвеобильного поэта за своей супругой, резко изменил к нему отношение и по его представлению через год южная ссылка поэта была заменена на ссылку в село Михайловское.
При чем здесь Александр Раевский?
В апреле 1825 года Елизавета Ксаверьевна родила девочку Софью, которую ее супруг, граф Воронцов, своей никогда не считал. Молва гласила, что отцом девочки был страстно влюбленный в Воронцову Александр Раевский. Но он был не только влюбленным, но и мастером интриг, и чтобы отвести от себя подозрения, сделал так, чтобы Воронцов подумал, что это не он, а Пушкин является любовником жены графа. Его интрига удалась, граф поверил.
После рождения девочки Раевский совсем обезумел от любви и ревности, не давая проходу Елизавете Воронцовой. Граф понял, кто является истинным отцом девочки, разразился конфликт, и в 1827 году Раевский был отправлен в отставку и ссылку.
Пушкин теперь о Раевском писал иначе:
Неблагодарен он;
Он слаб и зол, он дружбы недостоин;
Вся жизнь его какой-то тяжкий сон.
Жизнь в отставке
Он поселился в Полтаве, где проживал без права выезда. Только осенью 1829 года ему было позволено поехать к умирающему отцу. После смерти Николая Николаевича на Александра Николаевича легла обязанность по управлению их имением Болтышка, которое находилось не в лучшем состоянии. Введя режим строгой экономии, он исправил положение в имении, исправно посылал деньги как матери и сестрам в Италию, куда они уехали после смерти отца. Он также занимался хозяйственными и финансовыми делами своей сестры Марии Волконской, отправляя деньги и в Сибирь.
Наконец, в 1834 году Александр Раевский получил разрешение поселиться в Москве. К тому времени его обаяние героя и слава прообраза Демона поуменьшились, зато цинизм и расчетливость увеличились еще более. Что вскоре проявилось в скандальной женитьбе.
Скандальная женитьба
Поселившись в Москве, Александр Раевский стал вести светскую жизнь. Одним из салонов, куда любил наведываться Раевский, был дом богатого симбирского помещика Петра Киндякова. Он даже подружился с его дочерью, двадцатидвухлетней Екатериной.
Современники так описывали Екатерину:
«… Екатерина Киндякова это метеор, это чудо… Скорее дурна, чем красива; хорошо сложена, но слишком мала ростом; голова опрокинута, нос угреватый и вздёрнутый, руки висят; скачет, как сорока, и легка, как свинец; притом гримасница, аффектированная и кокетка…»
Раевский настолько подружился с девушкой, что та призналась своему 39-летнему, такому умному и обаятельному другу, что влюблена. Ее избранником был скромный и небогатый чиновник Иван Путята. Но, как ни странно, именно маменька небогатого жениха отказалась дать благословение сыну на женитьбу на богатой невесте.
И тогда свои услуги посредника в улаживании дела о сватовстве предложил Александр Раевский. Он действительно принялся вести переговоры. А в итоге сам женился на девушке, за которой давали огромное приданое. А.И. Тургенев так описывал эту женитьбу, случившуюся в том же, 1834 году:
«Он взялся сватать её за другого, а сам женился. История самая скандальная и перессорила пол-Москвы».
Молодая жена продолжала любить своего несостоявшегося жениха, а с мужем они, между тем, жили дружно и довольно счастливо. Как-то на одном из приемов Раевские встретили Пушкина, который так в письме жене описал бывшего друга:
«Раевский, который прошлого раза казался мне немного приглупевшим, кажется, опять оживился и поумнел. Жена его собою не красавица - говорят, очень умна».
Последние годы
Семейное счастье интригана Раевского продлилось недолго. В 1839 году супруга родила дочь и через три недели скончалась. Раевский искренне горевал.
Свою жизнь он посвятил тому, чтобы приумножить оставшееся ему после жены наследство и воспитанию дочери. Он оказался хорошим дельцом, значительно приумножив капитал супруги, и хорошим отцом. Его дочь Александра на балах блистала бриллиантами.
В 1861 году 22-летняя девушка вышла замуж за графа И.Г. Ностица, но через два года скончалась после родов, повторив судьбу матери.
Последние годы Раевского прошли в одиночестве и за границей. Умер Александр Николаевич Раевский 23 октября 1868 года в Ницце, где и похоронен. Его единственным наследником был внук, граф Григорий Ностиц. Он прославился тем, что имел огромное состояние, своей неудачной работой дипломата в Париже и женитьбой на американской авантюристке – «графине из Айовы» Лили Нимич.
Об отце Александра Раевского: