Всё-таки мы вместе с особо наблюдательными читателями установили хронологию в этом сериале! Да, в обеих частях герой Трубинера гарцует в старлейских погонах, но вы посмотрите на скриншот из финала «Лисьей норы»: ему, оказывается, присвоили звание капитана!
Да и уже во второй серии «Ударной волны» озвучивается, мол, мы только что дали прикурить немцам под Сталинградом, мол, теперь они у нас попляшут! Значит, на дворе 1943 год, а в «норе» был уже 1944-й. Уф, разобрались! Товарищи киношники, не забывайте в начале каждого сериала обозначать титрами год и место действия, а то мы путаемся!
Кстати, о погонах Трубинера. Меня в комментариях спросили, что не так с его левым погоном? Я как-то до этого не замечал этой аномалии, а сегодня глянул – мамочки! Левый погон как будто пытается свалить от него!
Можно предположить, что кто-то неровно пришил погоны, но вот Павел надевает другую форму, и та же беда повторяется!
Что послужило причиной такой деформации, сказать не могу. Возможно, Павел страдает от запущенной формы сколиоза.
И ещё на одну деталь пролили свет в комментариях. Оказывается, Юлия Мельникова, исполнившая роль роковой Елены Палны, является супругой Павла Трубинера! Познакомились они в 2010 году на съёмках, и что-то мне подсказывает – на съёмках этого сериала. Не нужно по этому поводу грязно шутить, это просто интересная информация для общего развития.
А вы говорите – «зачем Павел снимался в этом сериале?» Я думаю, он об этом точно не пожалел!
Итак, вторая серия.
Начинается она с того, что чекисты проводят на улице задержание гражданки Лавриковой, славной продолжательницей дела Маньки Облигации в нашем кинематографе. Гражданка пытается сбросить золотое колечко, но у наших чекистов не только нюх, как у собаки, но и глаз – как у орла.
Сперва Манька Лаврикова чувствовала себя довольно непринуждённо, но лысый поковник наорал на неё, запугал и заставил рассказать, что её хахаль Васютин скрывается на развалке. Так называлась бывшая гостиница, в которую в 1941 году угодила бомба.
Тут же на развалку отправилась группа чекистов. Оказалось, что Васютин, бывший начальник штаба партизанского отряда, реально валялся на холодном полу среди кирпичей и предавался отдыху.
Как мы можем заметить, раньше гостиница была оформлена в модном стиле «лофт». Или это взрывом бомбы все обои со стен посрывало вместе со штукатуркой.
Чекисты были неопытные, поэтому особого плана осмотра здания у них не было, и они решили для начала дружно подняться по лестнице на самый верх.
Этим Васютин и воспользовался и попытался удрать.
Но, к счастью, у чекистов был не только глаз, как у орла, но ещё и уши, как у слона, поэтому они услышали его и пустились за Васютиным в погоню. Васютин отстреливал бойцов одного за другим, но тут у него за спиной материализовался капитан и вырубил его одним ударом.
Такое эффектное появление последний раз показывали в «Терминаторе».
А против этого капитана у Васютина не было ни одного шанса: я узнал его. Именно он поборол самого Безрукова в фильме «В июне сорок первого».
Для помощи следствию в СМЕРШ вызвали еврейского специалиста.
Сразу удивило, что он до сих пор ходит со «звездой Давида», но персонаж пояснил, что эту звезду пришила его покойная жена, и она дорога ему, как память.
Еврей посмотрел на золото, изъятое у Маньки Лавриковой, и рассказал, что, например, вот этот перстень и серьги с сапфирами до 1931 года принадлежали семье заводчика Полякова.
Когда же его арестовали и расстреляли, эти украшения начала носить мадам Кляйман, жена «товарища старшего оперуполномоченного НГБУ (?)». Потом пришли немцы и расстреляли мадам Кляйман.
Наконец, прояснилось, откуда у евреев в «Старой Осколе» водилось золото. Они все пристроились в карательные органы, расстреливали местное население, а золотишко прибирали к рукам. Сдаётся мне, сценарист таки немножечко антисемит.
Павла отводят к самому Лаврентию Палычу, и тот ставит ему задачу.
В Харькове немцы пытаются построить ядерный реактор, поэтому необходимо им помешать. Разбомбить его с воздуха никак нельзя, его надёжно защитили бетонным укрытием, поэтому надо проникнуть в это укрытие и взорвать его изнутри.
Ну да, ну да. Так и представляю себе: приходят немцы с утра на работу, а реактор – поди ж ты – кто-то взорвал. Расстроились они и начали друг у друга спрашивать: мол, а кто-нибудь помнит, как его строили? Может, хоть кто-нибудь случайно сфотографировал его или зарисовал, на худой конец? Нет, никто не догадался сделать никаких записей. Горько заплакали немцы и пожалели, что вели свои разработки в Харькове, а не где-нибудь в Берлине. Немецкая ядерная программа на этом была завершена.
Берия в фильме похож, скорее, на одного украинского ведущего, любителя вырывать кадыки (если верить его словам, но делать этого не стоит, он балабол).
И вместо яблок самозваный Лаврентий Палыч дербанит самый настоящий гранат. Это вам не вшивые яблоки, тут уровень повыше, люкс!
В это же время сын режиссёра, Алексей Даруга, который до этого командовал расстрелом санитарочки, нынче снова пребывает в её компании.
Санитарочка отстучала послание своим кураторам и кокетливо предложила Алексею научить его своему «почерку», которым она отстукивала радиограммы.
Она спросила Алексея, был ли он в плену? Алексей жёстко ответил – не был и не будет, в плен попадают только предатели!
Интересно, как сейчас сложилась судьба Алексея. В 2016 году умер его отец, украинский режиссёр Александр Даруга. Не самый плохой режиссёр, надо сказать. Сериалы «Три дня лейтенанта Кравцова», «Вторые» - это его фильмы. Ну так вот, после смерти отца Алексей больше в кино не снимался, зато сам стал режиссёром. Судя по его фильмографии, творил он исключительно на Украине. Правда, после 2022 года его фильмография пустует. Хочется надеяться, что Алексею хватило ума убежать из украинского концлагеря до того, как до него дотянулись бандиты из ТЦК. А то ведь плен вполне может стать явью, и это в лучшем случае…
В общем, Павел посовещался со своим начальством и принял решение: вместо профессора Шабалина надо под его видом отправить в Харьков опытного разведчика, который взорвёт ядерную установку и повергнет немцев в уныние.
Павел велел Шабалину составить список тех, кто в Харькове может знать его в лицо. Это было очень смешное требование, если учесть, что профессора знал весь институт, в котором он проработал несколько лет.
Шабалин тут же смекнул, что злые чекисты планируют истребить половину населения Харькова, поэтому он с гордостью ответил отказом на требование Трубинера. Мол, доносчиком он никогда не был!
Тогда Павел напомнил, что немцы создадут бомбу, которая будет уничтожать целые города вместе с населением, и в этих стотысячных жертвах будет виноват лишь он – улыбан Шабалин!
Тогда Шабалин попросил карандаш и бумагу и приступил к составлению списка.
Проанализировав список, чекисты решили, что устранить нужно всего троих. Ликвидацию одного из них, видного немецкого учёного, нам продемонстрировали. Дело было так. После службы в церкви к профессору подошла молодая девушка, представилась студенткой и проявила интерес к его работе.
Польщённый профессор проследовал со своей спутницей в кафе, где они продолжили свою беседу.
К их столику подошёл официант и воткнул в шею профессора булавку. Девушка встала из-за столика, забрала булавку и ушла, а профессор остался сидеть, как живой.
А вы говорите – Скрипали.
У меня лишь одно замечание. Нашим спецслужбам становится известно, что чудесный неохраняемый немецкий профессор разрабатывает ядерную бомбу для Германии. Но это никому не интересно до тех пор, пока не возникает опасность, что он может встревожиться из-за того, что улыбана подменили. И лишь тогда профессора устраняют! Гениально!
Перенесёмся на улицы Старого Оскола. Всюду кипит работа, женщины под руководством однорукого бригадира убирают кирпичи и прочий строительный мусор у полуразрушенных зданий. И тут внезапно начинает рушиться какое-то сооружение из песка и палок. Что это за самодельный шалаш, мне решительно не понятно.
Но, судя по тому, что внутри остаётся заваленная Елена Пална, могу предположить, что это был импровизированный туалет – ну зачем-то она забралась внутрь этой постройки?!
Тут как раз мимо проходил отважный Павел, он подскочил к месту крушения несанкционированного сортира и отбросил верхние доски.
Оказалось, что Елена Пална лежит под кроватной сеткой, из которой торчит… бомба.
Как её так угораздило – не спрашивайте.
По идее, самым безопасным в данной ситуации решением было бы аккуратно взять бомбу и переложить её в другое место, но Павел не искал лёгких путей. Он приподнял всю конструкцию вместе с бомбой и тряс её дрожащими руками, пока Елена Пална выбиралась из-под завала.
Когда девушка была спасена, Павел помог ей подняться на ноги, и тут внезапно из оконного проёма второго этажа посыпались кирпичи, которые там кто-то заботливо сложил.
Павел бросился на землю, увлекая за собой Елену Палну, и даже доверчиво прижался шевелюрой к её причёске, совсем позабыв, для чего она покупала керосин в первой серии.
Бомба эпично рванула!
Девушка благодарно обняла спасителя и сказала, что у них в Харькове ещё и не такие взрывы были!
А вот это она сболтнула лишнего. Павел как раз планирует операцию в оккупированном немцами Харькове, а память у него очень хорошая. Так что эта фраза может стоить девушке жизни…
В это время некогда талантливый физик, а ныне разведчик капитан Богородцев готовился к ответственному заданию. Разведчиком он был таким себе, посудите сами: посреди лета он нарядил своих людей в осенний камуфляж.
К тому же, как минимум трое из его отряда об армии никогда ничего не слышали, поэтому они стоят в строю, расставив ноги, как курсанты полицейской академии, в которой учился весёлый курсант Махоуни. Да и майор, которому он осуществляет доклад, тоже ряженый: настоящий военный никогда не поднесёт руку к головному убору, растопырив ноги, это база!
Лицо Богородцева мне показалось знакомым, пришлось лезть в фильмографию актёра Дмитрия Мухина. А-а, так это же Степан из эпического сериала «Последний день деда Пятака»!
Степана отправляют на экзамен по физике вместе с другими кандидатами, и улыбан в восторге от его уровня знаний! Решено, роль улыбана в Харькове будет исполнять Степан!
Надо ему будет хотя бы голову побрить, что ли – ну совсем ведь не похож! А ещё Степан курит и он левша!
А тут ещё прибежал сын режиссёра и доложил, что немцы требуют, чтобы им отстучали радиограмму, но не радистка, а старший диверсионной группы собственной персоной!
Павел начинает мучительно соображать: что же делать? Он же не знает ни паролей, ни каких-то фишек, по которым немцы узнают, что это сам командир! И тут он вспоминает мудрые слова умирающего диверсанта: «Надо начинать с точки!» И тогда Павел понимает: надо сперва выдать в эфир точку, а потом радиограмму – это и будет секретное послание!
Вы серьёзно сейчас? Ладно, скажите мне всего одну вещь: ЗАЧЕМ умирающий диверсант вообще заикнулся об этом? Расчувствовался и решил помочь Трубинеру, либо он был глубоко в душе игроком, любил рисковать и в последний раз в жизни прошёлся по грани?
Ладно, нисколько не сомневаюсь, что эта идиотская идея сработает. Но об этом мы узнаем лишь завтра!
Продолжение следует!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Смерть шпионам: ударная волна» (2012)