В серии эфиров «На все 100!» школьников и учителей познакомили с нюансами подготовки к предстоящему Единому государственному экзамену по информатике.
На вопросы будущих выпускников и школьных учителей относительно предстоящей итоговой аттестации ответил руководитель комиссии по разработке КИМ для Единого госэкзамена по информатике, кандидат физико-математических наук Сергей Крылов.
Приводим стенограмму (не совсем дословную) наиболее интересных, на наш взгляд, вопросов и ответов.
⏳ (03:20) Насколько изменился ЕГЭ по информатике в 2025 году по сравнению с 2024 годом?
✔ ЕГЭ по информатике каждый год меняется. Но эти изменения носят эволюционный характер. Необходимости радикально менять содержание экзамена нет. Несомненно будут новые сюжеты уже известных заданий. Однако есть одно важное изменение - это задание 27. Раньше на этой позиции было задание на программирование, на поиск эффективных алгоритмов. В 2025 году задание 27 будет с акцентом на анализ данных - это некоторый элемент искусственного интеллекта, что сейчас достаточно актуально. В обновленном задании 27 необходимо будет обработать массивы данных с последующей их кластеризацией по определённым признакам. Сделать это несложно. Требуемые при этом знания не выходят за пределы школьной программы. Все необходимые определения и формулы есть в тексте задания. Построение графика - этап выполнения задания.
⏳ (09:24) В задаче 27 используются числа с плавающей запятой, но у них есть погрешность хранения данных. В результате множества вычислений ошибка накапливается. Будет ли задача пересмотрена в сторону целых чисел?
✔ Нет. Данные будут устроены так, что возможные небольшие погрешности вычисления не будут влиять на правильный ответ.
⏳ (10:05) Можно ли использовать переборный алгоритм при выполнении пункта Б нового задания 27?
✔ Да, переборный алгоритм допускается. Если он разумно реализован, то не приведет к большим затратам времени на вычислительную часть.
⏳ (11:00) 27 задача в этом году будет именно на кластеризацию или на любую тему анализа данных?
✔ На кластеризацию. Но надо помнить, что кластеров может быть разное количество, они могут быть расположены по-разному.
⏳ (12:33) Может ли в задании 27 быть больше кластеров, чем в демоверсии (где их три)?
✔ Может, но в разумных пределах. Нет цели увеличивать механическую сложность задания.
⏳ (13:05) Что нужно уметь, чтобы выполнить новое задание 27?
✔ Владеть электронными таблицами и писать программу для обработки данных.
⏳ (14:25) Сколько может быть процессов в задании 22? Нужно ли писать программу для его выполнения?
✔ Программирование не будет обязательным элементом, количество процессов будет посильным для обработки ручной или при помощи таблицы.
⏳ (17:25) В задании 27 в демоверсии предлагаются два исходных файла с данными. Чем они отличаются и почему их два?
✔ Файлы отличаются размерами, файл А меньше, файл В больше. Анализ данных из файла А, где и кластеров меньше, чем в файле В, рассматривается как подготовительный этап к выполнению анализа файла В. Кроме того, если участник испытывает затруднение с программированием, размер файла А предоставляет возможность обработки находящихся в нем данных в электронных таблицах - без программирования, и набрать один балл из двух возможных.
⏳ (18:48) Планируется ли добавлять новые прототипы на задания из теории игр?
✔ Задания на стратегии игр устоявшегося формата, сюжеты могут быть разные, но радикальных изменений не планируется.
⏳ (20:24) Можно ли выполнять задание 24 с помощью шаблона регулярных выражений на Python?
✔ Да, можно. Это один из способов выполнения данного задания. Однако следует заметить, что это не самый простой путь решения, т.к. шаблон получается достаточно сложным - легко допустить ошибку.
⏳ (21:00) Почему в демонстрационном варианте у задания 25 две альтернативные формулировки?
✔ Этим самым показывается, что у данного задания могут быть различные формулировки. Полагаем, что в дальнейшем будем (ФИПИ) стремиться к ещё большей альтернативности в формулировках данного задания.
⏳ (21:50) Какие типичные ошибки выпускников 2024 года можно отметить?
✔ Невнимательность при чтении задания. Выпускники при подготовке привыкают к типичным формулировкам и иногда не замечают нюансы задания на экзамене. Отсутствие анализа полученных результатов. Большинство заданий на экзамене можно решить несколькими способами, что дает возможность проверить себя, конечно если остается на это время.
⏳ (24:25) Почему на экзамене по информатике так много математики?
✔ Это достаточно родственные области. Невозможно быть хорошим специалистом в области информатики, не зная математики. Однако мы учитываем, что не все учащиеся, изучающие информатику на профильном уровне, изучают математику на профильном уровне. Поэтому, например, в самом сложном задании экзамена, задании 27, «математика» на базовом уровне.
⏳ (26:25) Почему убрали из спецификации ЕГЭ алгоритмический язык КуМир? Он отлично подходил для решения задания 6.
✔ КуМир отсутствует в действующей редакции ФГОС старшей школы. Что касается задания 6, задания базового уровня сложности, то при его выполнении нет необходимости программировать, ни на КуМир, ни на каком другом языке программирования. Задание 6 на оценку результатов работы несложного в несколько строк алгоритма, что можно сделать, не выполняя его запись на каком-либо языке программирования, для визуализации движения исполнителя (черепашки). Все необходимые данные есть в условии задания, для правильного решение достаточно внимательно вникнуть в условие, возможно потребуется нарисовать небольшой эскиз, на листочке.
⏳ (30:00) Какие базы данных используются в задании 3?
✔ Реляционная база данных, состоящая из трех-четырех таблиц.
⏳ (33:15) Почему в заданиях на электронные таблицы и поиск исходные данные представлены в нескольких форматах?
✔ Это сделано для удобства участников экзамена, все данные идентичны в разных форматах, вы можете использовать любые – в зависимости от ПО, которое у вас на экзамене.
⏳ (34:25) Какие методы сортировки можно использовать в задании 26?
✔ Никакого ограничения нет: пузырьковая, встроенная в язык программирования или функции из доступных библиотек и т.д.
⏳ (39:45) На ЕГЭ 2025 будет Microsoft Office или LibreOffice?
✔ ФИПИ не регламентирует данный вопрос. Пакет программного обеспечения, который устанавливается на компьютерах участников экзамена, определяется и утверждается региональным органом управления образования. Задания ЕГЭ не привязаны к какому-то конкретному программному продукту, при выполнении задания используются функционал, который присутствует в любых офисных пакетах.
⏳ (48:50) Какие сюжеты возможны в 24 задании?
✔ Сюжеты могут быть разными, это задание нацелено на поиск символьной информации, отвечающей заданным требованиям.
⏳ (52:10) Планируется ли изменить шкалу оценивания заданий?
✔ Нет, не планируется.