Эксклюзивная классика, ну что ты творишь?😏
Продолжай.😐
Относительно недавно в свет вышла книга Эдогавы Рампо "Чудовище во мраке", о которой сегодня и пойдёт речь.
В книге есть предисловие, написанное простым языком: читая его, не засыпаешь и не стараешься понять каждое слово или словосочетание. Оно ещё и не длинное. Не прям часто такое встречается.
Писатель Таро Хираи взял псевдоним Эдогава Рампо, дабы отдать дань мастеру детективов Эдгару Аллану По (созвучные у них имена). Сам Хираи прожил тихую спокойную жизнь без привычных, казалось бы, у писателей ярких событий. Честно говоря, мне это по душе. Быть крутым писателем и жить жизнь размеренно и спокойно - это как будто большая редкость.
Сборник "Чудовище во мраке" содержит самые ранние произведения Рампо, а потому наиболее яркие с художественной точки зрения.
Первый рассказ, название которого позаимствовала книга, повествует о девушке, обратившейся к знакомому писателю с просьбой о помощи в весьма деликатном и даже опасном деле. Когда-то она рассталась с молодым человеком, испытывавшим к ней чувства, что, в свою очередь, ожесточило его и подтолкнуло к осуществлению мести. Собственно, он начал ей открыто угрожать через письма и... что было дальше, лучше узнать из рассказа самостоятельно, а я тем временем не буду спойлерить🙂.
В нём есть интригующие детали и сюжетные повороты, однако с самого начала Эдогава Рампо освещает итог событий через чувства, о которых говорит сам главный герой. Тот сразу даёт понять, что история эта мрачна и печальна, поэтому читатель в некоторой степени готов к тому, что его ждёт в самом конце.
"Простая арифметика". В этом рассказе подозрительным кажется каждый герой, ей-богу. Поначалу ничегошеньки не понятно: кто совершил преступление, зачем, каковы его мотивы, почему все персонажи ведут себя так странно. Словом, не рассказ, а загадка.
Завязка в нём такова, что рассказчик приезжает со своим другом по университету к другому другу из обеспеченной семьи погостить на лето. В один из вечеров после празднования дня рождения отца – владельца усадьбы – в доме слышится выстрел. Оставшиеся гости сбегаются на звук, и обнаруживается, что в дом пробрался грабитель и ранил того самого друга, сына хозяина. С этого момента начинается расследование преступления, причём в нём участвует как полиция, так и дилетанты-любители криминалистики в лице друзей главного героя.
Итог удивляет и расставляет всё на свои места.
"Если бы сыщикам удавалось разгадать каждую мелочь, ни один самый хитроумный преступник не ускользнул бы от наказания. Увы, подобных высот мы ещё не достигли, и порой остаётся уповать на счастливый случай, всё же приводящий к раскрытию преступления. Главное – выудить в море фактов и фактиков то, что станет ключом к разгадке."
"Близнецы". Здесь рассказ ведётся от исповедующегося священнику человека, приговорённого к смертной казни. Его обвиняют в краже и убийстве, однако изливает душу он по несколько другому поводу.
"Красная комната". Семеро молодых людей со скуки собираются в зловещего вида красной комнате, чтобы услышать леденящие душу истории. Рассказчик – недавно принятый в клуб парень по имени Т.
Его история потрясает и ужасает, как и ожидается.
"Стены, двери и окна были закрыты тяжёлого шёлка портьерами, ниспадавшими до самого пола прихотливыми складками. В таинственном полумраке наши тени, вырисовывавшиеся на густо-багряной, тёмной, точно венозная кровь, шёлковой ткани, казались неправдоподобно огромными. Они колыхались в едином ритме с язычками свечей, расползаясь и извиваясь в причудливых складках, как гигантские насекомые."
"Психологический тест". Ооо, ну это ни больше ни меньше "Преступление и наказание". Завязка прям такая же. ТАкАЯ же! Есть бедный студент, есть скряга-старуха (не "процентщица", но "дающая ссуды"), есть мысль завладеть деньгами старухи. Только, естественно, развивается история по-своему и мотивы у главного героя другие.
В этом рассказе, кстати, встречается уже знакомый по "Простой арифметике" персонаж Когоро Акэти.
"Конечно, жестоко лишать жизни безвинного человека ради презренных денег. Но для полунищего Фукии любая приличная сумма – целое состояние. Всё же не сами деньги явились главным соблазном: Фукия был одержим честолюбивой мечтой – совершить хитроумное преступление, разгадать которое было бы невозможно."
"Человек-кресло": название криповое, если думать о нём буквально.
Некой писательнице приходит письмо от незнакомого краснодеревщика, мастера своего дела: он рассказывает ей историю своего преступления.
С самого начала рассказ вызывает спорное чувство (из-за намерений главного героя), разрешить которое хочется дальнейшим чтением.
И ооооо! как было увлекательно его читать! Выхватывая строку за строкой ты понимаешь, к чему идёт повествование, твои предположения подтверждаются, а конец преподносит открытие! Финал - топ, рассказ тоже. Клааааасс! Мне оч понравился!
"Ад зеркал" больше напоминает психологический хоррор. Преступлений и расследований здесь нет, зато есть жутковатая история о друге главного героя, яро увлекающегося зеркалами, призмами и прочими отражающими поверхностями.
"Зола". Сётаро Кавай убивает своего приятеля и скрывается с места преступления. Затем придумывает план, согласно которому подозрения в убийстве точно лягут не на него...
Относительно короткий рассказ.
"Путешественник с картиной". Главный герой отправляется в Уодзу полюбоваться на миражи. На обратном пути в Токио в вагоне поезда он встречает человека с картиной. Тот притягивает внимание героя, при этом вызывая смутные тревожные ощущения. В итоге между мужчинами завязывается разговор, в ходе которого путешественник поведает историю картины.
Это второй недетективный рассказ в сборнике - он скорее наполнен мистикой.
"Волшебные чары луны" начинается как мистический рассказ, а заканчивается как детективный.
Эдогава Рампо прогуливается по зоосаду перед закрытием, встречает странно (жутковато) выглядящего молодого человека. Тот узнает писателя и предлагает рассказать сюжет, который Эдогава смог бы использовать в своей работе.
История эта затрагивает темы подражания, лунного света и отражений.
"Плод граната". Главный герой – полицейский, отдыхающий в гостинице в горах Синано, – встречает биржевого маклера, интересующегося детективными историями. Тот просит рассказать о каком-нибудь интересном случае из практики. На ум полицейскому приходит история, начинающаяся с того, что местный офицер полиции обнаруживает в заброшенной хижине художника, рисующего с натуры нечто, похожее на спелый плод граната.
Название, не в пример остальным рассказам в сборнике, отражает суть не буквально, но образно. Несколько сюжетных поворотов здесь также имеется.
"Невероятное орудие преступления". Полицейский обращается за помощью к знакомому сыщику по непростому делу: в одном доме ранили женщину и скрылись с места преступления. Подозреваемых два, оба бывшие поклонники девушки. Ни у одного, ни у другого нет алиби и есть мотив преступления.
Сыщику лишь по рассказам полицейского удаётся распутать дело, правда, с некоторой оговоркой.
Здесь мы в третий раз встречаемся с уже знакомым Когоро Акэти.
👺
Эдогава Рампо в своих рассказах нередко упоминает известных настоящих и вымышленных сыщиков, а Джекила и Хайда – так вообще несколько раз (это персонажи одноименного романа Роберта Льюиса Стивенсона, того самого, который написал "Остров сокровищ").
Зачастую герои Рампо – любители криминалистики или писатели детективного жанра. От этого в рассказах часто встречаются подробные детали расследований, сбора улик, и их анализа.
Слог у Эдогавы Рампо довольно лёгкий (естественно, с поправкой на перевод). Если сравнить с тем же Алланом По, то последнего читать чуточку сложнее, у него больше художественных приёмов и витиеватых описаний (говорю исходя из остаточных воспоминаний, давненько не брала его в руки).
Итог таков, что я, не имея никаких ожиданий от книги, вышла с багажом положительных эмоций. Ну очень крутой сборник, увлекательный, и подумать есть над чем, и удивиться, и посочувствовать, и окунуться в таинственное и мистическое.
Хоть я и люблю романы больше, сборники с детективными или мистическими рассказами – топ👍.
Что ярче отпечаталось в памяти, запомнилось лучше всего?
"Человек-кресло", вне всякого сомнения. "Чудовище во мраке" как первый и самый объёмный рассказ. "Путешественник с картиной" как выбивающийся из общей канвы. Да и вообще, я сейчас все подряд рассказы перечислять начну, пока память свежа. Все хороши, все имеют что-то особенное, все читать интересно, исключений нет.
Отличный сборник 👍👍.