Найти в Дзене
Деревянные лошадки

Как кататься

на самокате? С удовольствием! Только не забывать, что самокат - совсем не велосипед и, хоть те же два колеса (ну, в основном!), приёмы и метОды - разные. Начинать, по моему, надо с того, что есть у вела, и нет у самоката. Седло. И "жопой чую" для велосипедиста - не форма речи, а метод контроля аппарата. Вот его самокатчики лишены. Только руки и ноги! Hardcore only! Хотя, и этого - достаточно. Аппарат чувствуется и управляется. Зато диапазон смещений тела - больше, самокатчики, не "привязаны" к седлу и педалям. Как раз - педали. Велосипедистам нет нужды топтать грешную землю - их усилия передаются цепью (ну, в основном!) на колесо. У самокатчиков - всё ножками, никакой машинерии. Надо постоянно отслеживать - куда наступить. И в лужу - не приятно, а в ямку или на камешек - вообще травмоопасно. Сырая плитка, полированный бетон с водичкой или мокрые осенние листья тоже требуют внимания - "ножки разъезжаются"! Повороты. Вроде - ничего сложного, руль повернул, аппарат наклонил и поехал да

на самокате?

С удовольствием!

Только не забывать, что самокат - совсем не велосипед и, хоть те же два колеса (ну, в основном!), приёмы и метОды - разные.

Начинать, по моему, надо с того, что есть у вела, и нет у самоката.

Седло. И "жопой чую" для велосипедиста - не форма речи, а метод контроля аппарата. Вот его самокатчики лишены. Только руки и ноги! Hardcore only! Хотя, и этого - достаточно. Аппарат чувствуется и управляется. Зато диапазон смещений тела - больше, самокатчики, не "привязаны" к седлу и педалям.

Как раз - педали. Велосипедистам нет нужды топтать грешную землю - их усилия передаются цепью (ну, в основном!) на колесо. У самокатчиков - всё ножками, никакой машинерии. Надо постоянно отслеживать - куда наступить. И в лужу - не приятно, а в ямку или на камешек - вообще травмоопасно. Сырая плитка, полированный бетон с водичкой или мокрые осенние листья тоже требуют внимания - "ножки разъезжаются"!

Повороты. Вроде - ничего сложного, руль повернул, аппарат наклонил и поехал дальше. Кое в чём повороты на самокатах схожи с поворотами на велосипедах. El primero - " с коленкой". Лихо (ну, в основном!), по - мотоциклетному выставив колено в сторону поворота. Я так делаю, когда надо вправить самокат в узкость на скорости. А вот дальше - то, что может самокатчик, и не может педальный. Самокат можно довольно сильно отклонить, оставив тело вертикальным. Это помогает на малой скорости ввалится в крутой поворот. А вот на большой скорости я предпочитаю отклонятся сам, а самокат оставлять вертикально - так покрышки держат дорогу центральной, самой "цеплючей" частью протектора. Сидя на седле такого не сделать. Что нельзя категорически и на самокате, и на веле - тормозить в повороте. "Дёрнешь" передний тормоз - колесо "поскользнётся" или "встанет колом", все шансы грохнуться, зажмёшь задний - заднее пойдёт юзом, тоже ничего хорошего.

Торможение. Тут, конечно, всё индивидуально, кто как привык и умеет. Велосипед я осаживаю обоими - задним и передним - тормозами, только передний зажимаю чуть позже заднего. Но на Пилораме я этого лишён - заднего тормоза просто нет (история долгая). Поначалу, только передний тормоз "дарил" мне массу адреналина - при активном осаживании взлетало заднее колесо. Жуть! Теперь я применяю простой приём - оттягиваюсь максимально назад, а то и приседаю. Помогает (ну, в основном)! Доведено до автоматизма долгой практикой. А на заводских самокатах есть задний тормоз! Так шта, счастливые обладатели могут смело зажать его рычаг. Или смело наступить на крыло - самокаты с мелкими колёсами снабжены задними крыльями с возможностью придавить колёсико.

Наглядно - загрузка заднего колеса "оттягиванием"  и занижением ЦТ.
Наглядно - загрузка заднего колеса "оттягиванием" и занижением ЦТ.

Движение. Толкаемся ногами, не забывая их менять. Ездить можно в двух стилях (ну, в основном!) - "прогулочном" и "спортивном". При неспешном фланировании стоим прямо, руки чуть согнуты в локтях, без упора, руль соответственно, чуть приподнят. Отталкиваемся без фанатизма. Толчковая нога почти прямая, идёт "маятником", опорную почти не сгибаем, всё - c минимальными усилиями. Короче - катим. Без заморочек. А вот если разогнаться...

"Спортивный" стиль - корпус с наклоном вперёд, руль опущен с учётом упора на прямые руки. И что бы хорошо разогнаться, надо как следует оттолкнуться. А что бы как следует оттолкнуться, надо правильно замахнуться. Ногой. Толчковую ногу сгибаем в колене и подтягивается как можно выше к груди. На опорной ноге поднимаемся на носочки и "роняем" толчковую ногу и тело вниз в глубоком приседе, практически садясь на заднее колесо. Описание замороченное, но на картинке видно, что в деле всё проще, чем на словах.

Делай раз, делай два, делай три и кати!
Делай раз, делай два, делай три и кати!

В идеале, вытянутая толчковая нога в конце "рабочего хода", спина и голова должны быть на одной линии, как на фото Михала Кулки (чешский спортсмен - самокатчик).

Идеальная постановка в исполнении Михала
Идеальная постановка в исполнении Михала

Некоторые из ездоков со стажем рекомендуют ещё толкать руль руками при толчке, и подтягивать при замахе. Но по - моему это лишнее. А вот заниженный руль нужен, что б перенести часть веса с ног на руки. При длительных поездках очень помогает. Так шта руль - немаловажный элемент (ну, в основном!). Как в чуть переделанной песенке из Смешариков: "В самокате всё зависит от руля!" Его, кстати, я уже ломал, хорошо, что в городе.

Физкульт - минутка. Попробуйте попрыгать на одной ноге раз десять. Нормально? А сто?! Во-о-от, менять ногу надо. А как? Смотрим рисунок, читаем описание.

-4

Носок опорной ноги - в сторону, на его место - носок толчковой, опорную снимаем с деки и она становится толчковой, толчковая встаёт на деку целиком и становится опорной. И наоборот. Так же и с пяткой вместо носка - сдвигаем пятку опорной и ... далее по тексту.

-5

А вот так можно быстро сменить ногу если надо активно толкаться, el primero - на подъёме. Без затей, прыжком, меняем ногу, и даже делаем замах (внизу).

-6

Под горку. Тоже надо уметь ездить. Нет, конечно, можно ехать, гордо подставив грудь богатырскую (ну, в основном!) набегающему потоку. Но я предпочитаю "сложиться" за рулём и разогнаться с помощью гравитации. Бывает волнительно, мягко говоря. Есть общепринятая "зенитная" стойка, но на Пилораме можно по другому - упираюсь коленом в стойку руля, а стопой - в заднее перо и сажусь на эту "распорку". Вторая нога просто согнута в колене. Практически весь прячусь за рулём. Фото не будет - это мероприятие в кадр не попадает.

Бордюр. Враг самокатчика numero uno. Мало того, что бьются колёса, так можно и "подскользнуться", сев брюхом. Самокат при этом становится неуправляем. Преодолевается приёмом "зашаг".

Делается "шаг" толчковой ногой как можно дальше...

-8

... с опорой на толчковую, весь самокат поднимается руками, проворачивая рулём, и опорной ногой ,с помощью заднего упора (если он есть)...

-9

... и бордюр преодолён!

-10

Я этот приём так и не освоил, высокие бордюры для меня - боль и страдание. Поэтому проезжаю просто занося переднее колесо, и аккуратно заезжая задним.

О ногах поговорили - теперь руки. Всё зависит от привычки и вкуса. Кому нравится "рогатый" руль, мне - "палка". Но! В длительных поездках надо менять положение, а то затекают кисти. Это я понял ещё на первом "Кранце", и поставил на руль небольшие "рожки". Теперь есть возможность менять хват и положение рук, полезность доказана последующими пробегами.

Что знал - рассказал. Есть вопросы - пишите. Можно и добавить что-нить дельное.

При написании использовались материалы с сайтов:

https://kickbike.com/showroom_en/info/how-to-kick.html

Jak jezdit na koloběžce – PSP – klub koloběhu Plzeň
Let's Kick: движение городских самокатов

За сим - откланяюсь.

Техника езды на самокате - одно, и совершенно другое - полёты. Всерьёз и подробно об авиации - на канале Сергея Мороза.