Гран-при Мехико завершился новым скандалом вокруг Ферстаппена: не успели улечься споры о борьбе Макса с Норрисом в США, а действующий чемпион натворил новых дел. В четырёх поворотах десятого круга Ферстаппен дважды вывозил с трассы соперника, за что получил гигантский по сегодняшним меркам штраф в 20 секунд.
Многим он, однако, показался недостаточным. Говорили, что гонщику должны были назначить ещё более суровое наказание — от 10-секундного стоп-н-гоу до снятия с гонки. Хотя вообще-то Ферстаппен не сделал ничего такого, чего не делал раньше...
Мексиканское противостояние
Стычка двух претендентов на титул началась в четвёртом повороте — Норрис атаковал по внешней траектории, Ферстаппен до последнего упирался, но проиграл сопернику апекс. Однако пройти поворот так, чтобы в нём осталось место ещё и McLaren, Макс уже не мог — он выдавил Норриса на газон и получил десять секунд штрафа.
Вполне закономерная пенализация и вполне типичный Ферстаппен — собственно, именно за этот навык отчаянного броска на апекс в паддоке Макса и хвалили, говоря, что он лучший в Формуле-1 в борьбе колесо в колесо. Разница лишь в том, что на этот раз голландцу не хватило нескольких сантиметров.
Куда больше споров вызвал следующий манёвр Макса. Оказавшись позади Норриса, Ферстаппен почти сразу пошёл в контратаку и «нырнул» на апекс седьмого поворота раньше Ландо. В этом случае лидер чемпионата ещё сильнее перебрал со скоростью и не вписался в трассу — Red Bull четырьмя колёсами оказался на обочине и увёз за собой McLaren.
Многие поспешили обвинить Ферстаппена в том, что он пытался выбить Норриса. Но хотел бы выбить — выбил бы. Мог просто не поворачивать. На записи видно, что Макс целится в апекс, а не в McLaren. Другие отмечают, что в этом месте атаковать в принципе не принято — место, мол, для такого неподходящее. Но нет в правилах указания на то, что в каких-то местах атаковать нельзя, а потому лидер чемпионата был в своём праве.
Более того, в решении судей относительно штрафа за седьмой поворот сказано, что останься Red Bull в пределах трассы — и Ферстаппен мог бы использовать всю её ширину. Если бы Макс удержался в пределах полотна, он, по действующим правилам, даже не должен был бы оставлять Норрису место — поскольку атаковал по внутренней траектории и был впереди на апексе.
Вообще-то в седьмом повороте Ферстаппен сделал ровно то же самое, что и под финиш гонки в Остине: атака внутрь издалека в попытке оказаться первым на апексе, завершившаяся выездом за пределы трассы всеми колёсами. И на Гран-при США он тоже должен был получить десять секунд штрафа, но почему-то в том эпизоде судьи сочли Макса обороняющимся, хотя позицию он потерял ещё до торможения. И в тот раз Ферстаппена снять с гонки почему-то не требовали.
А так можно?
Манера Ферстаппена действительно выглядит грязно, но Макс вообще-то всегда так боролся. И судьи ему это позволяли — голландца не наказали ни в Остине, ни в Сан-Паулу в 2021-м, когда он ещё более грубо вывез Хэмилтона. Ферстаппен знает, что правила не всегда обязывают его вписываться в границы трассы и уверенно этим пользуется.
Приёмы Макса срабатывают далеко не всегда — и в Мексике голландец в обоих случаях нарушил те самые правила, которые умело использовал ранее. Но чего-то абсолютно запредельного он не совершал и понёс адекватное допущенному нарушению наказание. По крайней мере, согласно действующим в данный момент, правилам.
Может быть Макс действительно понимал, что в седьмом повороте не удержится в пределах трассы и сознательно пошёл на своего рода тактический фол — но это не повод снимать гонщика с гонки. Можно вспомнить как Магнуссен в начале сезона нарушал правила в Джидде и Майами, помогая отрываться Хюлькенбергу, и признал наличие умысла, но почему-то к снятию Кевина с гонки или его дисквалификации никто не призывал.
Многие чемпионы в истории Формулы-1 в сражении с соперниками переходили грань дозволенного — и Михаэль Шумахер, и Айртон Сенна, а уж Льюиса Хэмилтона проклинали и за куда меньшие проступки. Мартин Брандл, экс-пилот Формулы-1, сегодня комментирующий «Большие призы» на телевидении, однажды так описал подход Сенны: «Когда Айртон атаковал тебя, он оставлял выбор за тобой — либо ты его пропускаешь, либо вы столкнётесь. И ты предпочитал пропускать».
В чём разница между смелым изобретательным обгоном и грязной борьбой вне правил? В том, что первый получился, а второй — нет. Не отступи Брандл в борьбе с Сенной — и это уже не обгон, а таран со стороны Айртона. Впишись Ферстаппен в пределы трассы в седьмом повороте — и это блестящий манёвр, которым чемпион мира застал молодого претендента (Норрис всего на пару лет моложе) врасплох. И да, Макс обязан был атаковать — Red Bull уступал в скорости McLaren, другого шанса на обгон могло и не быть.
Есть, впрочем, и хорошие новости. На фоне вызванной Гран-при США шумихи в Международная автомобильная федерация признала необходимость изменения правил. Предполагается, что новое руководство по ведению борьбы появится ещё до конца нынешнего сезона. Вряд ли в нём будут какие-то радикальные изменения, но логично было бы добавить уточнение о том, что пилот в любом случае — и при обороне, и при атаке — обязан оставаться в пределах трассы. Это сделало бы правила борьбы куда понятнее.
Мнение автора может не совпадать с вашим. Это нормально.