Найти в Дзене
Жабкин

Снос железнодорожного вокзала. Эксклюзив.

Итак, начался снос железнодорожного вокзала. О том, что реконструкция невозможна мне стало известно более полугода назад. Кто ходит на мои экскурсии тоже в курсе, я даже проводил прощальную экскурсию с вокзалом, когда мы обошли его целиком, сравнивая что было в помещениях в 1960, 70-е, 90е и 2010-е гг.

В связи с невозможностью обеспечить безопасность несущих конструкций (здание собирались расширять и надстраивать дополнительным этажом), было принято решение полностью демонтировать существующий вокзал. Последние полгода осуществлялось строительство временного вокзала, который уже принял на себя функции закрытого здания.

Сегодня я покажу вам то, что было сфотографировано для публикации ещё в апреле, но ждало своего часа. Тогда бОльшую часть помещений уже закрыли на реконструкцию, а за забором начали возводить временное здание.

А это примерно тот же ракурс, но во время строительства пристройки в середине 1970-х.

-2

Ситуация похожая. Кафе-закусочной только не хватает.

-3

Но войти в вокзал ещё было можно.

-4

Когда-то эту часть пристраивали к существующему с 1900 года объёму.

-5

Вот тот же ракурс больше года назад.

-6

Да. Часть вокзала - это ещё кирпичная кладка 1900 года, созданная по проекту архитектора РУЖД Петра Зыбина. Посмотрите какая аккуратная!

-7

Более того, осталась и часть вокзала, построенная в 1870-х по типовому проекту, разработанному для РУЖД при открытии железнодорожного движения. Как хорошо было бы сохранить часть этих стен.

-8

Из дореволюционного сохранилась часть багажного отделения.

-9

Но самое удивительное - это сохранившиеся монументальные росписи Юрия Ивановича Валькова на тему "Великие земляки", выполненные в 1981-м году, а в 1990-е годы зашитые при "евроремонте".

-10

Вот так это выглядело после открытия зала.

-11

Во время их создания происходила довольно кропотливая работа. Сначала Юрий Иванович всё обмерил, офотографировал.

-12

Потом уже взялся за наброски. Для этого он ходил в музеи, читал книги, рисовал эскизы, пытаясь создать полноценную картину, связанную с известными личностями, связанными с Саратовом.

-13

Затем были уже цветовые пробы. Какие цвета будут лучше смотреться и сочетаться в зале.

-14
-15
-16

Как всё это расположить.

-17

Перспектива.

-18
-19

Более крупные наброски.

-20

И вот началась работа.

-21
-22

А потом залы заполнили пассажиры. В зале ожидания они знакомились с историей Саратовской области.

-23

Сегодня росписи открылись...

-24

Дочь Валькова - художница Лада Юрьевна Валькова, пытается сохранить то что осталось.

-25

Руководитель Приволжской железной дороги Сергей Анварович Альмеев собирался сохранить росписи, но в связи с тем что здание полностью снесут, сделать это почти невозможно (требуются большие трудозатраты, и финансы на то, чтобы демонтировать многометровые холсты с росписями, а потом реставрировать их и возвращать на новые стены).

-26

Союз Саратовских Архитекторов помог с архитектурной фотосъёмкой росписей для последующего воссоздания в новом месте.

-27

Ведутся переговоры о фотогранометрии. Было бы хорошо демонтировать хотя бы часть самых сохранных подлинных росписей, чтобы в последующем использовать их на новом месте или в качестве музейных экспонатов.

-28

Спасибо Ладе Юрьевне Вальковой за предоставленные архивные материалы.