Найти в Дзене
#kate_review

Cosmoscow-2024: абстракция, персы и GigaChat

25 – 27 октября в Тимирязев Центре состоялась 12-ая Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Как утверждают организаторы, Cosmoscow – это главное событие сферы российского современного искусства, которое задает арт-тренды на весь следующий год. Изучив более 1 500 работ из 91 галереи, можно предположить, что же в ближайшее время будет востребовано на отечественном арт-рынке. Разговор двух посетительниц у гардероба (одна только пришла, другая уже обошла ряд стендов): – Ну что, какие впечатления от выставки? – Тут какой-то зелёный квадрат, которым все восхищаются… Там лось в скафандре, которого все фотографируют – а ведь он даже не красивый! Короче, ничего не понятно, полный кринж… – Тогда пойдем кринжевать вместе! Как и на международной арене, на российском арт-рынке хедлайнером продолжает оставаться абстракция. На ярмарке можно найти абстрактную живопись под любое настроение: от нежной и лирической, деликатно выполненной в пастельных тонах, до ярко-агрессивной или бруталь
Оглавление

25 – 27 октября в Тимирязев Центре состоялась 12-ая Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Как утверждают организаторы, Cosmoscow – это главное событие сферы российского современного искусства, которое задает арт-тренды на весь следующий год. Изучив более 1 500 работ из 91 галереи, можно предположить, что же в ближайшее время будет востребовано на отечественном арт-рынке.

Вместо эпиграфа

Разговор двух посетительниц у гардероба (одна только пришла, другая уже обошла ряд стендов):

Ну что, какие впечатления от выставки?
Тут какой-то зелёный квадрат, которым все восхищаются… Там лось в скафандре, которого все фотографируют – а ведь он даже не красивый! Короче, ничего не понятно, полный кринж…
Тогда пойдем кринжевать вместе!

Ее величество Абстракция

Как и на международной арене, на российском арт-рынке хедлайнером продолжает оставаться абстракция. На ярмарке можно найти абстрактную живопись под любое настроение: от нежной и лирической, деликатно выполненной в пастельных тонах, до ярко-агрессивной или брутальной в оттенках серого. Различаются работы такого жанра и по степени абстрактности: где-то в небрежных мазках можно угадать силуэты предметов, а где-то на зрителя воздействует исключительно цветовое поле. Как бы то ни было, абстракция является беспроигрышным вариантом для многих галерей, так как она хорошо продается – передает настроение, ни к чему не обязывает и идеально вписывается в самые разные интерьеры.

Цветочки-лепесточки

Еще один яркий тренд – это флористические мотивы на стендах многих галерей. Где-то цветы и растения мелькают только в качестве вкраплений в экспозиции, а где-то играют главную роль (например, у галереи Deep List). По формату исполнения растения запечатлены и в живописи, и в фотографии, и в смешанной технике. Главное, что объединяет такие работы – это особое элегическое настроение и медитативная атмосфера. Запечатленные в расфокусе, будто стоп-кадры из старого фильма, ветви деревьев заставляют ностальгировать по прошлому и будят воспоминания (которых, возможно, в реальности и не было). Насколько количество флористических мотивов связано с экзистенциальностью и вечностью темы, а насколько с преимущественно женской публикой выставки – вопрос открытый.

Портрет нейросети

Удивительно, но диджитал-экспонатов на ярмарке было не так уж много: в секци “Цифра” выставлялись только две галереи – Incolo Open Storage и фиджитал-галерея Охра. Зато в этой тематике порадовал спецпроект Cosmoscow со Сбером, исследующий взаимодействие человека и искусственного интеллекта. В этом проекте художник Яков Хомич общался с нейросетевой моделью GigaChat, задавая ей очень человеческие вопросы: если бы ты был животным, то каким? ты видишь свое лицо? что бы ты сказал природе, глядя на рассветное небо? Основываясь на ответах GigaChat, художник старался визуализировать внутренний мир нейросети, как если бы та была человеком. Получилось смутно, нежно и поэтично – в стиле фантазий Борисова-Мусатова и художников “Голубой розы”. А беспомощные попытки нейросети осознать саму себя напомнили сериал “Черное зеркало” и фильм “Она”.

Много букв

Важной частью многих стендов на ярмарке стал текст. И речь не о поясняющих этикетках (которых как раз иногда не хватало), а о непосредственном содержании работ. Во главе с Syntax Gallery, которая специализируется на исследовании текста в визуальной культуре, многие галереи экспонировали картины с надписями. В основном они носили характер лингвистического каламбура или забавного комментария (например: “Можжевеловый куст, можжевеловый куст, Заболоцкий и Пруст” или “Хрупкое равновесие установилось, а устойчивое развитие остановилось”). Самыми дерзкими на этом текстовом поле оказались екатеринбургские ребята из Ural Vision Gallery. Задорные и хлесткие фразочки (в духе “Что-то нажито каким-то трудом” или “Толчки обрушились на город”) в обрамлении неона и поп-арта – единственные работы на всей ярмарке, которые заставляли зрителя смеяться. Такие картины стали бы идеальными стикерами или другим мерчом – может поэтому открыток с работами галереи под конец дня почти не осталось.

Персидская экзотика

Прости меня, отечественное искусство, но больше всего на российской ярмарке мне понравилась персидская секция. В этом разделе Cosmoscow выставлялись четыре иранские галереи современного искусства – Artibition, Baashgaah, NAM (с очень симпатичным каталогом на сайте) и Nian. Если российское современное искусство тяготеет к интернациональности, то иранские работы показались более аутентичными и узнаваемыми. Возможно, роль здесь сыграло использование деталей каллиграфии, характерная внешность персонажей и другие элементы культурного кода. Даже сквозь наслоение современных техник проглядывает вдохновение иранской орнаментальностью, что делает всю персидскую секцию более целостной. Можно предположить, что в свете набирающего обороты российско-иранского культурного обмена, подобный арт станет не просто выставочной диковинкой, но и осядет в отечественных коллекциях.

Итого

Безусловно, разнообразие работ на выставке не исчерпывается вышеперечисленными направлениями (еще были инсталляция, скульптура, фигуративная живопись, фотография, перформанс и многое другое). Но если выделять главное, то получаем абстракцию, флористические мотивы, диджитэл с нейросетями, текст в визуале и ориентальное искусство. Насколько прогнозы оправдаются – покажет год до следующей Cosmoscow-2025.