Первый «Джокер» произвел фурор в киноиндустрии и раскрыл нетипичного антигероя с новой стороны. Аудитория приняла его на ура, чего нельзя сказать о второй части: провальный прокат в ряде стран, включая Россию, негативные отзывы критиков и фанатов, а главное — разбившиеся мечты тех, кто действительно хотел увидеть нечто новое от Тодда Филлипса. Над чем в этот раз шутит режиссер, каким на самом деле он хочет показать Джокера и как в этом замешана проекция и ожидания зрителей — разбираемся с журналом «Синематограф».
Сюжет сиквела
Действие фильма разворачивается вокруг судебного процесса над Артуром Флеком и его лечением в психиатрической больнице. На терапии он знакомится с пациенткой Харлин Квинзель, в которую вскоре влюбляется. Параллельно проходит рассмотрение дел о совершенных им убийствах. Адвокат героя утверждает, что его подзащитный страдает диссоциативным расстройством личности, освобождающим от ответственности, и потому не способен на преступление.
В новой части франшизы Филлипс явно отделяет личность ничем не примечательного комика Артура от злобного протестного альтер-эго. На протяжении всего фильма герой будет поставлен перед необходимостью определить себя как жертву обстоятельств и несправедливости или убийцу-нигилиста, причем принятие человеческого и сострадательного в себе дается ему с трудом. Стремясь к одобрению, он подсознательно пытается соответствовать навязанному образу. Харлин также будет убеждать возлюбленного, что Джокер — его истинное лицо.
Почему сделать «Джокера» мюзиклом — хорошая идея?
Решение сделать нового «Джокера» мюзиклом было неслучайным и довольно закономерным. Тодд Филлипс еще в предыдущей части отказался от канонов типичного супергеройского сюжета и заострил внимание на личной трагедии злодея. Это объясняет, почему Джокер так и не стал королем преступного мира и не встретился с Бэтменом. Музыку к обоим фильмам, кстати, можно назвать полноценным персонажем, который выступает наравне с актерами и добавляет новых загадок.
Не сотвори себе кумира
Вспомним первый фильм про готэмского злодея. Несчастный заурядный мужчина средних лет поживает с больной мамой и грезит о карьере стендап-комика, а если точнее – о том, чтобы его просто заметили и приняли. Он не наделен силой, как классические персонажи комиксов, даже наоборот, обречен на бессилие: против общества, против внутренних демонов, против возможности быть счастливым. И вот, в очередной раз столкнувшись с отвержением и высмеиванием, он находит смысл в бунте и разрушении.
Джокер – это классический маленький человек, действующий от безысходности. В начале Тодд Филлипс воспевал его право на бунт и безумие. Он дал Артуру возможность почувствовать себя сильным и стоящим, когда сделал из него злодея. Но разве он злодей? Потянет ли эту ношу? Второй фильм подводит к однозначному ответу. Режиссер намеренно унижает и уничтожает своего героя. В суде Артур горько рыдает и отрекается от образа Джокера.
Примечательна концовка сиквела. Все это время на свободе Артура ждала толпа фанатов, готовых следовать его идеям и нашедших в нем новый символ борьбы за их права. Но что делает Артур при встрече с ними? Капитулирует. «Почему ты убегаешь?» — кричат ему в спину бунтари в клоунском гриме. Похоже, что режиссер предугадал отношение фанатов к антигерою. Его замысел отлично описывает цитата Филлипса, цитата кинокритика Марата Шабаева:
«Отказ героя быть иконой, его предельное унижение и логичная смерть — самый радикальный жест, который только мог предпринять Филлипс».
Автор: Дария Литвинова
Еще больше интересных новостей читайте на нашем портале!