Найти в Дзене
Юридическое чтиво

Осторожно, фиктивный брак!

Брак – это свободный, равноправный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создание семьи. Казалось бы какие «подводные камни» могут быть в брачных отношениях, если два любящих друг друга человека решились на такой серьёзный шаг. Но если потратить немного времени и почитать судебную практику очень много занимательных случаев можно найти. Вот и я заглянула в Бюллетень Верховного Суда Российско Федерации № 3 2023 года и познакомилась с интересными делами, которыми захотела поделиться с Вами. Поддельность подписи лица в заявлении о государственной регистрации заключения брака и поддельность его подписи в актовой книге являются основанием для исключения актовой записи о регистрации брака. Прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Р. и К. об исключении актовой записи о регистрации брака между ответчиками. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в

Осторожно, фиктивный брак!

Брак – это свободный, равноправный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создание семьи.

Казалось бы какие «подводные камни» могут быть в брачных отношениях, если два любящих друг друга человека решились на такой серьёзный шаг.

Но если потратить немного времени и почитать судебную практику очень много занимательных случаев можно найти. Вот и я заглянула в Бюллетень Верховного Суда Российско Федерации № 3 2023 года и познакомилась с интересными делами, которыми захотела поделиться с Вами.

Поддельность подписи лица в заявлении о государственной регистрации заключения брака и поддельность его подписи в актовой книге являются основанием для исключения актовой записи о регистрации брака.

Прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Р. и К. об исключении актовой записи о регистрации брака между ответчиками. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в связи с обращением М. прокуратурой района проведена проверка деятельности отдела ЗАГС администрации района по исполнению требований законодательства Российской Федерации об актах гражданского состояния при выдаче свидетельства о вступлении в брак, в ходе которой была установлена фальсификация актовой записи о заключении брака.

Решением суда первой инстанции исковые требования прокурора удовлетворены.

Согласно п. 1 ст. 12 Семейного кодекса РФ для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

При разрешении спора судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка деятельности отдела ЗАГС администрации района по исполнению требований законодательства РФ об актах гражданского состояния при выдаче свидетельства о заключении брака. Следователем возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 Уголовного кодекса РФ, по факту противоправных действий сотрудников отдела ЗАГС администрации района. В ходе предварительного следствия установлено, что в период с декабря 2014 года по май 2015 года неустановленный сотрудник ЗАГС из корыстной или иной личной заинтересованности внёс в официальный документ - книгу учёта актов записей за 1998 год заведомо ложные сведения путём добавления поддельной записи № 271 от 29.12.1998 о регистрации брака между Р. и К., на основании которой выдано свидетельство о заключении брака. Согласно сведениям управления ЗАГС республики под актовой записью № 271 от 31.12.1998 в отделе ЗАГС администрации района зарегистрирован брак между М. и Р. Сведения о регистрации брака между Р. и К. в отделе ЗАГС администрации района отсутствуют.

В соответствии с выводами, изложенными в экспертном заключении, представленная книга актовых записей № 172 за 1998 год и лист записи акта о заключении брака № 271 не составляли ранее одно целое. Нумерация представленной книги актовых записей нарушена путём умышленного механического направленного внесения изменения нумерации листа «271» на «272», после чего представленный лист записи акта о заключении брака № 271 вклеен дополнительно между листами № 270 и № 271. Данный лист является частью другой книги актовых записей.

Как указал суд при разрешении спора, поддельность подписи лица в заявлении о государственной регистрации заключения брака и поддельность его подписи в актовой книге указывают не на наличие препятствий к заключению брака между Р. и К., а на отсутствие самого факта регистрации брака между Р. и К.

Изложенное свидетельствует, что регистрация брака между Р. и К. не состоялась, в связи с чем исковое требование прокурора об исключении актовой записи о регистрации брака между ними подлежало удовлетворению. Юридически брак не являлся состоявшимся.

Состояние здоровья, при котором вступающее в брак лицо не могло понимать значение своих действий и руководить ими, свидетельствует об отсутствии добровольного согласия такого лица на вступление в брак и является основанием для признания брака недействительным.

Прокурор обратился в суд с иском к Ф. о признании брака, заключённого между К. и Ф., недействительным, ссылаясь на то, что в прокуратуру поступило заявление Д. и А. о признании недействительным брака между их отцом К. и Ф. по мотиву отсутствия добровольного согласия на вступление в брак со стороны отца в связи с тем, что в силу своего состояния здоровья он не понимал своих действий.

Решением суда первой инстанции исковые требования прокурора удовлетворены.

Разрешая спор, суд исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Семейного кодекса РФ брак признается недействительным при нарушении условий, установленных ст.ст. 12-14 и п. 3 ст. 15 Семейного кодекса РФ, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Согласно п. 1 ст. 12 Семейного кодекса РФ для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступивших в брак, и достижение ими брачного возраста.

При разрешении спора судом установлено, что 11 июня 2019 года К. и Ф. подано совместное заявление о заключении брака. Брак между ними заключён 26 июля 2019 года. 23 августа 2019 года К. умер.

Заключением комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (первичной, посмертной) установлено, что в момент заключения брака К. страдал психическим расстройством, в связи с чем не мог понимать значение своих действий и руководить ими.

С учётом указанных обстоятельств на момент регистрации брака у К. отсутствовало волеизъявление на заключение брака, по состоянии здоровья он не мог понимать значения своих действий и руководить ими. Исковые требования прокурора были удовлетворены.

Суд вправе признать брак недействительным, если он заключён между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке.

К. обратилась в суд с иском к А. и М. о признании брака недействительным, ссылаясь на то, что 4 января 1986 года между ней и ответчиком А. зарегистрирован брак. До 2000 года они проживали совместно, брак не расторгнут. Однако ей стало известно, что 5 мая 1994 года между её мужем А. и М. зарегистрирован брак в Генеральном консульстве Российской Федерации в г.Мюнхене Федеративной Республики Германии.

Решение суда исковые требования удовлетворены.

В силу абз. 2 ст. 14 Семейного кодекса РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.

При разрешении спора установлено, что на момент регистрации брака между М. и А. последний состоял в зарегистрированном браке с К., что является безусловным основанием для признания брака, заключённого между М. и А., недействительным, а потому суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований К.

Вот такие интересные иски рассматривают суды. И таких дел множество. Если и вам они интересны пишите в комментариях, обсудим.