Сперва придумал название для этого эссе и только потом узнал, что такое произведение современного масскульта в самом деле существует. Мультфильм с таким названием появился в 2022 году, но его сюжет в данном случае неважен. Вообще-то имелись в виду куда более ранние «Лига выдающихся джентльменов» (фильм 2003 г. по комиксу 1999 г.) и прочие «Лиги справедливости» (фильм 2017 г. по серии комиксов, начатой в 1960 г.). Подобные организации отрицательной направленности, то бишь организации суперзлодеев, возникли тогда же — вспомнить хотя бы СПЕКТР из киновселенной Джеймса Бонда (фильм «Доктор Ноу» 1962 г.).
Зачем героям объединять свои усилия в борьбе с разнообразным злом — совершенно очевидно, но зачем злодеям-то собираться вместе? Ведь каждый из подобных типовых суперзлодеев заведомый маньяк-мегаломан, стремящийся самолично «царствовать и всем владеть», как говорил царь Иван Васильевич в одноимённом фильме (кстати, тамошний советский учёный Шурик отлично вписался бы в комиксовую супергеройскую вселенную). Ответ на этот вопрос дан в фильме «Последний киногерой» (1993 г.), в эпизоде, где антигерой Бенедикт беседует с Потрошителем, разъясняя ему, что с волшебным билетом они могут задействовать против героя Слейтера любых киномонстров. Объединение суперзлодеев даёт возможность справиться с таким супергероем, сила которого непреодолима для данного конкретного антагониста.
Вот только у всех людей с суперспособностями изначально огромное самомнение, базирующееся на понимании своего объективного отличия от всех остальных людей. Не то, чтобы оно мешало хорошим парням и девушкам договориться (а плохим парням и девушкам — вступить в преступный сговор), но можно ли хотя бы теоретически представить эффективные действия команды, если к сложной процедуре достижения взаимного консенсуса придётся прибегать буквально на каждом шагу? А ведь придётся, поскольку у каждого супергероя свой уникальный опыт, он по-своему видит ситуацию и свои оптимальные действия в ней. Поэтому убедить его поступать так, как надо всей команде — задача заведомо нетривиальная.
Проще всего, если организация уже существует, и супергероев в неё набирают с пелёнок. В таком случае способности свои они осваивают не самостоятельно, а под присмотром мудрых наставников — так повезло, например, черепашкам-ниндзя, наставником которых был старый мудрый крыс Сплинтер. В таком случае привычка слушаться старших может сохраниться у супергероев и в будущем, что весьма поможет с организационной точки зрения. Но вот если в команду наберут уже взрослых опытных персонажей, проблемы с дисциплиной (а также межличностным взаимодействием) неизбежны.
То же самое в куда большей степени относится к организациям суперзлодеев. В идеале каждый из них желал бы самолично набрать себе подчинённых, инициировать их способности и вырастить как своих верных рабо… в смысле, боевых соратников на ниве злых дел. Увы, для этого в первую очередь нужна возможность инициации суперспособностей, а она присутствует далеко не в каждой супергеройской реальности. Во-вторых, нужно перспективное планирование на годы и десятилетия вперёд, организационные способности и прочие скиллы, которыми обладает далеко не каждый суперзлодей. Что же делать несчастным амбициозным организаторам тёмных суперделишек в такой непростой ситуации?
Стандартных выходов три. Во-первых, можно использовать внешние структуры (корпоративные либо государственные) как основу, на базе которой выстраивается собственная структуру для управления (лучше всего тайного) некоей группой людей с суперспособностями. Причём в идеале они вообще не будут знать о существовании друг друга. Или по крайней мере не будут знать, что состоят в одной организации. Это не даст им возможности сговориться и устроить переворот, сменив подлинное тайное руководство данной суперзлодейской организации. Пример (не самый удачный, из-за несоблюдения секретности) в мире супергероев — секретная программа «Чёрная вдова», приведшая к появлению одноимённого персонажа.
Второй способ доступен суперзлодею, превосходящему остальных харизмой или хотя бы грубой силой. Он может принудительно объединить суперзлодеев, подчинив их себе. В этом случае с организацией всё просто — босс приказывает, остальные подчиняются. Вот только суперзлодеи по своей гнусной суперзлодейской натуре будут всеми способами мешать, вредить и стараться вырваться из пут контроля (каким бы этот контроль ни был). Каждый из них будет лелеять мечту убить вожака и занять его место. Насколько подобная организация будет эффективна в условиях сурового противостояния с врагами в лице суперегероев — вопрос открытый.
Ну и наконец, классические суперзлодейские организации вроде того же СПЕКТРа, представляющие собой некий союз наиболее влиятельных и сильных суперзлодеев, которым их менее сильные собратья вынуждены подчиняться (или хотя бы не вставать на пути), чтобы не быть уничтоженными их объединённой силой. Такая структура в самом деле может быть достаточно устойчивой, вот только внутри подобной организации нужен некий эффективный механизм принятия решений, которые устраивали бы абсолютно всех боссов. Если этих боссов больше трёх, то задача становится нетривиальной, но при этом вполне достижимой — к примеру, если для каждой конкретной задачи по всеобщей договорённости выделяется специальный куратор, который только ею и занимается.
Отсюда можно сделать вывод, что, как это ни странно, но даже у суперзлодеев может господствовать и даже быть достаточной эффективной классическая демократия (если быть совсем точным, то скорее олигархия, но изначальная полисная демократия именно ею и была).