В Советском Союзе всегда противоречиво относились к восточным единоборствам. Бокс и самбо как бы «прощали». Но карате, ниндзюцу, кунг-фу, тхэквондо, айкидо и прочие разновидности – это то, что всегда преследовалось, запрещалось и удалялось из повестки дня.
Трудно найти в этом хоть какую-то логику: «бокс – можно, а карате – нельзя». Но эта государственная установка привела к забавному противоречию: советские поклонники восточных единоборств, занимаясь полулегально, по (вручную) перепечатанным книжкам и по редким иностранным фильмам. А поэтому в условиях информационного вакуума реально, на практике, пытались применять (и успешно применяли) приёмы из кино. И когда «железный занавес» наконец-то пал, то выяснился презабавный парадокс – сугубо «киношные» удары и финты очень даже работали на ринге, что решительным образом перетасовало общие представления о первенстве. И эта «перетасовка» попутно сбила с тех же японцев и китайцев ореол непобедимости в «народных» боевых искусствах.
В какой-то момент, примерно с выходом на экраны известнейшего советского боевика «Пираты XX» века в 1979 году, пусть и негласно, но восточные единоборства получили «индульгенцию». Но что забавно: когда на экране происходили многочисленные драки с пиратами, то становилось реально понятно, кто из актёров по-настоящему владеет боевыми искусствами, а кто притворяется для кадра. И ведь немудрено – в фильме принимали участие и настоящие мастера единоборств (например, Тадеуш Касьянов), и актёры-любители, которые только были вынуждены изображать подготовленность. И сегодня я предлагаю посмотреть, кто в этом фильме и в других кинопроектах реально умел драться, а кто просто «отрабатывал свой хлеб» благодаря актёрскому мастерству.
1. Андрей Ростоцкий и фильм «Непобедимый»
Советский художественный фильм 1983 года – «Непобедимый», раскрывал перед зрителями историю Анатолия Харлампиева – создателя самбо. Главная роль досталась Андрею Ростоцкому, который весьма убедительно смотрелся во время исполнения боевых сцен.
Фильм оказал положительное влияние на развитие боевых единоборств в стране. Это хотя бы было видно по наплыву новых воспитанников на секции. Но Андрей Ростоцкий, в самом деле, не был бойцом. Однако будучи каскадёром и опытным спортсменом имел достаточную подготовку, чтобы быстро подготовиться к своей роли и выглядеть в кадре максимально убедительно.
Но «шероховатости» могли высмотреть только профессионалы. Зрители, в свою очередь, целиком и полностью поверили в реальность происходящего на экране и в то, что Андрей – настоящий профессионал.
2. Нодар Плиев и фильм «Человек в зелёном кимоно»
Фильм снимался на одесской киностудии двумя кинорежиссёрами – Борисом Кантемировым и Тамерланом Каргаевым. Причём Борис был очень погружен в тему боевых искусств, так как с раннего детства занимался вольной борьбой. Именно поэтому можно сказать о том, что судьба проекта с самого начала находилась в надёжных и крепких руках. Ко всему прочему, в качестве факультатива, Кантемиров с 17 лет посещал карате. И именно тогда пропитался идеей снять фильм, посвящённый восточным единоборствам.
Главного героя – Таму, сыграл уже немолодой Нодар Плиев. И тогда казалось, что актёр «реально в теме» и потратил долгие годы на то, чтобы обрести соответствующее мастерство. Но, в самом деле, исполнитель главной роли был только танцором. И, как вспоминал сам Нодар впоследствии, у него ушло очень много времени и сил, чтобы заучить приёмы карате и сделать удары «уверенными».
Ударить в грязь лицом не хотелось – в этом же фильме принимали участие реальные мастера восточных единоборств. Например:
- Александр Мажидов – Президент федерации карате Саратовской области и обладатель чёрного пояса;
- Баганд Магомедов – мастер спорта по ушу-саньда;
- Аветис Оганесян – мастер тхэквондо и многократный чемпион Осетии по Самбо;
- Олег Кантемиров – обладатель 4-го дана по карате японской федерации.
Так что Нодару было реально сложно – требовалось не ударить в грязь лицом перед настоящими мэтрами своего дела.
3. Евгений Сидихин и «Русский транзит»
Да, фильм вышел на экраны только в 1994 году. Но деньги на его создание закладывались ещё в бюджет увядающего Советского Союза. Главный герой – Александр Бояров, по фильму был бывшим мастером карате, которого «замотала непростая судьба», заставив отступиться от изначальных планов на жизнь. Сложную и драматичную роль главного героя тогда исполнил ещё малоизвестный Евгений Сидихин, вскоре запомнившийся зрителю по роли полковника милиции в криминальной многосерийной драме «Бандитский Петербург».
То, что вытворял Евгений в кадре, казалось апогеем спортивной подготовки и отражением реальных спортивных достижений. И немудрено: Сидихин – «базовый вольник», который вполне мог выстроить спортивную карьеру, так как 5 раз подряд выигрывал золото Москвы среди юношей.
Да, для фильма пришлось «вспоминать давно позабытые навыки». Однако бывших Чемпионов не бывает. И возвращение в боевую подготовку очень и очень пригодились впоследствии. К примеру, тогда, когда Евгений исполнял роль Баркаса в нашумевшем фильме «Антикиллер».
К слову, в «Русском транзите» в кадре появляется и ещё один реальный боец – Владимир Иванович Илларионов. Владимир Иванович, ныне уже почивший и отправившийся в лучшим из миров – настоящая легенда из мира карате, так как является первым Чемпионом Советского Союза 1981 года в абсолютной категории. В фильме он играет соответствующую роль – тренера Александра Боярова – Владимира Ларина.
Глобальный итог
Если говорить откровенно, то в советской кинематографистке практически не было актёров, являющихся реальными мастерами боевых искусств. Да оно было и ненужно – «магия кино» и вовремя подменяющие каскадёры брали львиную долю работы на себя.
Но вот в чём парадокс – очень многим советским актёрам довелось играть мастеров боя. Именно поэтому к съёмкам подключали действительно знающих и понимающих людей, что позволило запечатлеть образ реальных бойцов для грядущих поколений.
Актёры совсем недаром едят свой хлеб. И «боевые» фильмы действительно благоприятно повлияли на мир советских единоборств, подарив десятки тысяч новых учеников. Поэтому нет ничего страшного в том, что за очень-очень редким исключением, среди советских мэтров сцены и киноэкрана нет реальных бойцов – они всё равно внесли свой неоценимый вклад в общий алтарь боевых искусств.
Не забывайте подписываться на канал! ✅ А сейчас рекомендую прочитать:
И не забудь поставить 👍 - они помогают в развитии канала!