Найти в Дзене

Символы "Погони за счастьем"

Пошла я на маникюр в салон, в качестве развлекательного кино там крутили фильм Габриеле Муччино, который вы, скорее всего, смотрели – «В погоне за счастьем». Хотя я бы, учитывая ошибку в оригинальном написании (The Pursuit of Happyness) поиграла бы с этой неточностью и перевела бы «В погоне за щастьем» или «В погоне за счастием». Но это так, лирика. Фильм я видела, читала и книгу Криса Гарднера, по которой он снят. Разумеется, невозможно не болеть душой за героя Уилла Смита, который бегает, как белка в колесе, пытается все успеть, обеспечить сыну достойную жизнь. Первый раз в жизни плакала на маникюре: тяжело сдержать слезы на сцене, когда отец и сын вынуждены спать в туалете и Крис-старший закрывает ребенку уши, чтобы спящего малыша не разбудил стук в дверь. Это очень американский фильм – в этой стране, как известно, возведен в культ «селфмейдинг», «сделай себя сам». Как мне кажется, именно по этой причине американцы в далеком 1980-м году, когда премия «Оскар» еще что-то значила, на

Пошла я на маникюр в салон, в качестве развлекательного кино там крутили фильм Габриеле Муччино, который вы, скорее всего, смотрели – «В погоне за счастьем». Хотя я бы, учитывая ошибку в оригинальном написании (The Pursuit of Happyness) поиграла бы с этой неточностью и перевела бы «В погоне за щастьем» или «В погоне за счастием». Но это так, лирика.

В слове "счастье" намеренно допущена ошибка, правильно - "Happiness"
В слове "счастье" намеренно допущена ошибка, правильно - "Happiness"

Фильм я видела, читала и книгу Криса Гарднера, по которой он снят. Разумеется, невозможно не болеть душой за героя Уилла Смита, который бегает, как белка в колесе, пытается все успеть, обеспечить сыну достойную жизнь. Первый раз в жизни плакала на маникюре: тяжело сдержать слезы на сцене, когда отец и сын вынуждены спать в туалете и Крис-старший закрывает ребенку уши, чтобы спящего малыша не разбудил стук в дверь.

Это очень американский фильм – в этой стране, как известно, возведен в культ «селфмейдинг», «сделай себя сам». Как мне кажется, именно по этой причине американцы в далеком 1980-м году, когда премия «Оскар» еще что-то значила, наградили картину «Москва слезам не верит». Ведь Катерина тоже сделала себя сама.

Вопрос, насколько сейчас в США возможен этот самый «селфмейдинг» и все ли там равны – тема другой статьи, вернемся к фильму.

Хотя картину я смотрела не в первый и не во второй раз, только сейчас увидела символизм (а возможно, и не весь), заложенный в фильме.

Время действия – 1981 год, место действия – Сан-Франциско. Крис Гарднер старается всеми силами выбраться из безденежья и долгов, устраивается на стажировку и готов на все ради сына. То есть, человек видит цель и идет к ней, сталкиваясь с огромным количеством препятствий. А вокруг него – толпы хиппи, которые ничего не делают, максимум – песенки под гитарку лабают. Еще и воруют денситометр Криса. До сих пор не понимаю, как борьба за мир и пацифизм (хиппи же про это, поправьте, если я не права) сочетаются с бездельем и паразитизмом.

Образы жизни хиппи и Криса резко контрастируют, подчеркивая и выделяя друг друга. Перед нами – два пути, как можно жить, если ты беден. Можно карабкаться наверх, а можно забить и паразитировать.

И возможно, хиппи тоже случалось спать в туалете, но если для Криса это дно, в которое он ни за что не хочет возвращаться, то для хиппи – обычное дело.

Отец и сын вынуждены буквально выживать
Отец и сын вынуждены буквально выживать

И второй символ, который бросается в глаза – культовая головоломка, кубик Рубика. Крис замечает игрушку у сына и пытается собрать, замечая, что в основе сборки – математический алгоритм. И, разумеется, сразу собрать кубик у Криса не выходит. Кубик – не просто примета времени, это олицетворение жизни самого Криса. Работа, сын, жилье – все грани надо собрать, но если собрана одна – в полном раздрае другая, и так по кругу, пока не появится возможность все просчитать.

Крис отчаянно старается "собрать" свою жизнь
Крис отчаянно старается "собрать" свою жизнь

Закончить хочется не самой известной цитатой из фильма – про «никому не позволяй говорить, что ты не можешь достичь своей мечты», а другой, более философской:

«Счастье — это то, чего, возможно, мы так и не найдем, хотя всегда будем искать, несмотря ни на что».