Найти в Дзене
Дарья Дрей

Что скрывается под маской Хеллоуина

Наши донецкие депутаты предложили не отмечать в этом году западный тыквенно-демонический праздник. Инициативу поддерживают люди. И вроде как предприниматели тоже. Хеллоуин собственно никто и не праздновал. Это праздник из чужой культуры, который имеет два значения — коммерческое и языческое.

В украинские времена Хеллоуин мелькал по телевизору и на радио. В новостях рассказывали, как праздник проходит в разных странах (что-то такое припоминается). Еще фильмы ужасов показывали, кажется, одноименный ужастик такой есть в нескольких частях. В глупых утренних шоу по радио (я не знаю почему, но они все глупые, даже на "Радио 7") тоже болтали на эту тему, пытались народ раскочегарить. Это было давно. Сейчас на Украине, наверное, устроят грандиозный шабаш с парадом во славу канцлера Палпатина США.

Хеллоуин если и популярен, то в медийном пространстве.

О нем больше говорят. У большинства простых русских людей нет традиции издеваться над бедной тыквой, потрошить, вырезать улыбку и втыкать внутрь свечку. Никто не собирается за семейным столом, не ходит по квартирам в костюме Крика и не требует конфет в обмен на жизнь.

Если таким и откроют дверь, то они не конфеты получат, а в бубен.
Если таким и откроют дверь, то они не конфеты получат, а в бубен.

Хеллоуин — праздник нечисти.

По легенде накануне Дня Всех Святых мракобесы блуждают по земле. Люди переодеваются призраками и ведьмами, чтобы сойти за своих (скажем прямо — уподобляются). Поэтому Хеллоуин и прижился в мракобесных местах — на частных вечеринках и в ночных клубах. Честно говоря, я сомневаюсь, что все злачные заведения отменят прибыльный праздник. Им как-то все равно, что происходит вокруг, война не война, кто за кто против. Show must go on. И кто-то все равно придет.

Хеллоуин — это способ заработать и предлог выпить-закусить.

Этот праздник отмечают в Европе и других зарубежных странах, в Австралии. Но для меня это чисто американский праздник. Может как раз из-за фильмов. В целом Хеллоуин — это искаженная древняя традиция, поставленная на коммерческие рельсы. Как Санта-Клаус. Накануне 31 октября открываются тыквенные базары, продаются маскарадные костюмы, украшения. Праздник сделали привлекательным для детей. В школах организовывают балы.

У американцев праздник нечисти — семейный. Они приглашают гостей на вечеринки, устраивают конкурсы. Частные дома увешивают фонариками из тыкв, летучими мышами, головами ведьм, паутиной. На Западе Хеллоуин — большой бизнес, но еще и дань предкам-язычникам.

Магическая атрибутика притягательна. Но это просто красивая картинка и ничего хорошего.
Магическая атрибутика притягательна. Но это просто красивая картинка и ничего хорошего.

Праздник в конце октября популярен не только в медийном и коммерческом пространстве, но и в магическом. Адепты темных искусств предпочитают называть его по-старому — Самайн.

В ночь с 31 октября на 1 ноября древние кельты отмечали праздник урожая. Интересно, что английское слово «samhain» напоминает «shaman» (но это не Ярик Дронов). Будто буквы поменяли местами, а «i» выкинули. Это неслучайно. Друиды совершали огненные ритуалы, чтобы задобрить богов и мертвых. Считается, что Самайн как темный праздник смерти ославили христианские монахи. Но именно эту ночь облюбовали любители темной магии для общения с потусторонними силами. После распространения христианства Самайн официально переименовали в Хеллоуин, канун Дня Всех Святых. Но это лишь ширма.

Ритуальный кельтский костер
Ритуальный кельтский костер

В отдаленных уголках Ирландии, Шотландии и в Британии продолжают отмечать Самайн и задабривают не святые души, а иные сущности.

Современная английская писательница Дженни Колган в своих книгах несколько раз описывала традицию языческого празднования в маленьких шотландских деревушках. Жители надевают маски и костюмы. На берегу озера или в поле разжигают костры. Для гуляющих устраивают танцы. Вино и пиво льется рекой. В разгар веселья проходит шествие, на платформе восседает высокая фигура в черном. Ее лицо скрыто капюшоном. Загадочная фигура произносит напутствие и выпивает чашу крови (символической). А еще там бегал Дионис, как на открытии Олимпиады в Париже.

Меня поразила фраза в одной из книг. По сюжету горожанка приехала жить в шотландскую деревню. Наступил день Самайна и местная жительница с удивлением у нее спросила: «Как это ты не идешь на праздник? Ты что, не язычница?!» Вот оно, варварское западное общество… Христианство? Не, не слышали.

У древних славян, конечно, была Велесова ночь. Но даже в глухих сибирских деревнях по углам давно иконы висят. И неоязычеством там не балуются. Это блажь городских бездельников.

Донецкие депутаты правы. Мы Хеллоуин не празднуем. Мы в нем живем.