Никогда не понимал увлечения претендующих на интеллектуаьность персон философией Ницше. Причём до сих пор ссылаются на него самые разнообразные люди от еврлолевых до правых традиционалистов. Чем же он так цепляет?
Я несколько лет назад прочёл «Антихрист», «Сумерки богов», частично «Так говорил Заратуштра» и «Волю к власти». Несмотря на наличие некоторых интересных мыслей, мне все эти работы не показались сколько-нибудь убедительными. В 21 веке уже не слишком верится просто громким оригинальным идеям и витиеватому изложению без всякой опоры на факты. Особенно если уже знаком с другой философской литературой.
Основные нарративы ницшеанского мировоззрения следующие.
- Утрата «Золотого века», упадочность современной нигилистической цивилизации и необходимость создания новой культуры на иных принципах. Цикличность истории.
- Имморализм: отрицание современной ему (христианской) морали. Воля к власти как движущий принцип всего живого. Болезненность и зависть (рессентимент) современных людей.
- Антропоцентричность, культ «жизни», отрицание потустороннего мира. Сверхчеловек как эталон человеческого развития.
Что же можно сказать по каждому из этих элементов ницшеанства? Проанализируем для начала биографию нашего философа.
Родившись в семье лютеранского пастора, Ницше уже в 4 года остался без отца и воспитывался матерью. Сначала хотел пойти по стопам отца и поступил на факультет философии и теологии. Однако позже он напротив стал воинствующим атеистом. С однокурсниками у него были плохие отношения. Во время Франко-Прусской войны был санитаром, что однако не помешало ему думать о том, что война приносит оздоровление обществу.
Как мы видим, будущий философ рано столкнулся с потерей близкого человека. Возможно именно из-за этой утраты, он слишком рано познал тёмную сторону жизни и впоследствии не слишком эмпатично относился к чужим смертям и страданиям. Мать, с которой у него были хорошие отношения, могла потакать ребёнку, вырастив из него эгоиста, уверенного в собственной исключительности. От этого как конфликты с окружающими людьми, так и радикальная переоценка ценностей своей семьи.
Уделяя много внимания рессентименту (злобной зависти), Ницше видимо хорошо был знаком с этим чувством. В нём читается ненависть к христианству, к немецкому обществу в целом, к народным массам. Философ сублимировал своё чувство неполноценности через сочинение критических философских трудов, при этом наделяя этим чувством всех, кого ненавидел. Угадывается защитный механизм проекции.
От этого переноса личных переживаний в общественную сферу и зародились, по моему мнению, вышеназванные нарративы.
- Утрата счастливых семейных отношений в раннем детстве – утрата "Золотого века" человечеством.
- Взросление и осознание своего неполноценного положения – упадок западной философии и рациональности.
- Неспособность лютеранской морали защитить психику от соприкосновения с реальностью – её отрицание и попытка взрастить в себе "сверхчеловека", который превзошёл мораль.
Интересен при этом ряд совершенствования человеческого духа, который Ницше изложил в "Заратуштре": верблюд – лев – ребёнок. Выносливость – свобода – "невинность и забвение, новое начинание, игра". Опять читается подсознательное стремление вернуться в детство, когда всё было хорошо. Как будто философ застрял на этой стадии развития и защищается от агрессивного мира через его интеллектуальное унижение.
Отсюда следует и всё остальное в ницшеанской философии: отрицание морали и альтруизма, эгоизм, воля к власти. Этим в психологии характеризуется кризис взросления трехлетнего ребёнка – он впервые проявляет свою волю, отделяется от матери, всему говорит "нет". Видимо, Ницше этот кризис так и не преодолел, вследствие чего занял этим этапом взросления всю свою жизнь. В подтверждение этому можно вспомнить о ненависти философа к женщинам (кроме своей матери и сестры – видимо, тоже проекция), и отсутствие успехов в построении отношений и создании семьи.
Печален и конец жизни философа. Будучи равнодушным к чужим страланиям, философ переживает припадок от наблюдения за избиением лошади. После чего Ницше помещают в психиатрическую лечебницу. Позже выяснилось, что согласно симптомам с детства у него имелось шизоидное расстройство личности с истерическими чертами. В конце жизни оно перешло в параноидальную шизофрению и слабоумие.
***
В итоге имеем в Ницше высокофункционального человека с шизоидным расстройством, который свою особенность психики и отчужденность от общества переживал в форме философского теоретизирования и замыкания в своих теориях. Помогло ли ему это? Как мы видим, нет. Имеют ли его размышления какую-либо научную ценность? Нет, так как их источником является искаженное восприятие действительности самим Ницше. Почему он стал популярным и зачем люди продолжают им интересоваться? Видимо, общество того времени было более психически больным и поэтому людям откликалось то, что писал Ницше. И сейчас у его идей всё ещё есть целевые группы, которые сублимируют свои переживания через подобные мысли. Но вряд ли это приведёт к чему-то хорошему. Только к ещё большему замыканию в себе и ненависти ко всему вокруг.
***
Подписывайтесь на мой Telegram-канал: