Найти в Дзене
И ЕСТЬ И БУДЕТ

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. О МОЛИТВЕ.

📖 "И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми." (Мф.6:5) Как у иудеев, так впоследствии и у мусульман (магометан) были определенные часы молитвы. В талмудическом трактате Берахот содержится множество предписаний, из которых видно, что молитвы совершались иудеями в определённое время, где бы они ни находились. «Работники (садовники, плотники) читают шема (молитву), оставаясь на дереве или на стене» (Талмуд). Ввиду таких характеристик совершенно понятными становятся остановки лицемеров "на углах улиц". 📖 "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." (Мф.6:6) Как в учении о милостыне, так и здесь указываются не на способы молитвы, а на её дух. Чтобы понять это, мы должны представить себе человека, затворившегося в своей комнате и обращающегося с молитвой к Отцу Небесному. Никто не п

📖 "И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми." (Мф.6:5)

Как у иудеев, так впоследствии и у мусульман (магометан) были определенные часы молитвы.

В талмудическом трактате Берахот содержится множество предписаний, из которых видно, что молитвы совершались иудеями в определённое время, где бы они ни находились.

«Работники (садовники, плотники) читают шема (молитву), оставаясь на дереве или на стене» (Талмуд).

Ввиду таких характеристик совершенно понятными становятся остановки лицемеров "на углах улиц".

📖 "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." (Мф.6:6)

Как в учении о милостыне, так и здесь указываются не на способы молитвы, а на её дух. Чтобы понять это, мы должны представить себе человека, затворившегося в своей комнате и обращающегося с молитвой к Отцу Небесному.

Никто не принуждает его к этой молитве, никто из людей не видит, как он молится. Он может молиться, произнося слова и не произнося их.

Этих слов никто из людей не слышит. Молитва есть акт свободного, непринуждённого и тайного общения человека с Богом. Она исходит из сердца человека.

Уже в древности возбуждался вопрос: если Христос заповедал молиться тайно, то не запретил ли Он этим общественной и церковной молитвы?

На вопрос этот отвечали отрицательно.

Златоуст спрашивает: «И так что же? В церкви, говорит Спаситель, не должно молиться?»

– и отвечает:

«Должно и очень должно, но только смотря по тому, с каким намерением. Бог везде смотрит на цель дел. Если и в горницу войдешь и затворишь за собою двери, а сделаешь это напоказ, то и затворенные двери не принесут тебе никакой пользы... Итак, хотя бы ты затворил двери, Он желает, чтобы ты, прежде, чем затворить их, изгнал из себя тщеславие и заключил двери сердца своего. Быть свободным от тщеславия – дело всегда доброе, а особенно во время молитвы».

Иначе сказать, тайная молитва и не нуждается в каких-либо ограничениях.

Дух тайной молитвы может присутствовать в явной молитве. Последняя не имеет цены без тайной молитвы.

Если человек молится в церкви с таким же расположением, как у себя дома, то и его общественная молитва принесёт ему пользу. О значении общественной молитвы самой по себе важно то, что ни Христос, ни Его апостолы не отрицали её.

📖 "А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;" (Мф.6:7)

Пример берётся теперь не из иудейской, а из языческой жизни. Выше было сказано, что Христос предостерегает теперь от подражания не лицемерам, а язычникам, потому что, в обращении к своим богам, язычники отличались и маломыслием и многословием.

📖 "Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него." (Мф.6:8)

Иероним указывает, что вследствие этого учения Спасителя возникла ересь и извращенная догма некоторых философов, говоривших: если Богу известно, о чём мы стали бы молиться, если прежде наших просьб Он знает наши нужды, то напрасно Ему, знающему, мы будем молиться.

На эту ересь как Иероним, так и другие церковные писатели отвечают, что мы не рассказываем в своих молитвах к Богу о своих нуждах, а только просим. «Иное дело рассказывать незнающему, иное – просить у знающего».

Христос не препятствует настойчивым и усиленным просьбам людей к Богу, на что указывают, например, притчи Христа о бедной вдове (Лк.18:1–7) и о настойчивом друге (Лк.11:5–13).