Найти в Дзене
окно в икону

Иконописные образы Вселенских соборов

С праздником, уважаемые читатели! На некоторых иконах Софии Премудрости Божией изображаются Вселенские соборы, как проявление мудрости в жизни Церкви. Пишутся в храмах они и отдельно, особенно часто в притворах, отражая учение Церкви о самых важных вопросах спасения человека. С помощью этих образов можно показать торжество истинного православного учения, которое эти соборы являли. Хотя деятельность отцов каждого Вселенского собора достаточно разнообразна, всё же можно выделить главные для всей Церкви итоги каждого собора. Как правило, это победа над еретиками и уточнение православного вероучения. Поэтому образы каждого собора показывают в первую очередь именно этот результат. Так в иконах появляются конкретные люди, сыгравшие большую роль в утверждении догматов. Как правило, со временем эти люди были канонизированы, поэтому на изображениях соборов есть образы людей как с нимбами, то есть святых, так и без нимбов. При этом не каждого человека с нимбом получается отождествить с конкретн

С праздником, уважаемые читатели! На некоторых иконах Софии Премудрости Божией изображаются Вселенские соборы, как проявление мудрости в жизни Церкви. Пишутся в храмах они и отдельно, особенно часто в притворах, отражая учение Церкви о самых важных вопросах спасения человека. С помощью этих образов можно показать торжество истинного православного учения, которое эти соборы являли.

Хотя деятельность отцов каждого Вселенского собора достаточно разнообразна, всё же можно выделить главные для всей Церкви итоги каждого собора. Как правило, это победа над еретиками и уточнение православного вероучения. Поэтому образы каждого собора показывают в первую очередь именно этот результат. Так в иконах появляются конкретные люди, сыгравшие большую роль в утверждении догматов. Как правило, со временем эти люди были канонизированы, поэтому на изображениях соборов есть образы людей как с нимбами, то есть святых, так и без нимбов. При этом не каждого человека с нимбом получается отождествить с конкретным святым. В то же время люди без нимбов не всегда анонимны, бывает так, что они играют значительную роль в сюжете изображения (например, образы еретиков).

Зачем вообще стали изображать Вселенские соборы? Ведь в первую очередь иконопись запечатлевает события Священного Писания. Из событий же христианской истории многие вовсе не изображены. Возможно, ответ подскажут известные нам места, которые, по описанию древних, содержали такие изображения.

Например, шесть Вселенских соборов были изображены на стенах императорского дворца в Константинополе. Только шесть, потому что в то время, когда их изображали, седьмой Вселенский собор ещё не состоялся. Роль императоров в организации соборов была очень значительной, по сути дела соборы были одним из проявлений симфонии власти в Византии, то есть гармонии между церковной и светской властью. В храме апостола Петра в Риме тоже были такие образы, причём они возникли, как утверждают историки, из-за уничтожения образов в императорском дворце в Константинополе по приказу императора-иконоборца. Можно сделать вывод, что поначалу изображения Вселенских соборов не были широко распространены, но их эксклюзивность подчёркивала мысль о том, что для церковной и государственной элиты напоминание об этих событиях было знаком ответственности их перед всей полнотой Церкви за борьбу с ересями и сохранение истинной веры, и что и в дальнейшем они должны заботиться об этом.

Первые известные из документов изображения вселенских соборов не сохранились. Это произошло потому, что сделаны они были в доиконоборческое время, до восьмого века, и либо уничтожены иконоборцами (как в императорском дворце в Византии), либо утрачены из-за изменений храмов (как было при перестройке храма апостола Петра в Риме).

Первыми из сохранившихся можно назвать мозаики храма Рождества Христова в Вифлееме. Опять же, место очень знаковое. Господь Иисус Христос вочеловечился и положил начало истории христианства, соборы включены в эту историю как органичная её часть, так что их место в центральном нефе базилики храма закономерно.

Вселенские соборы. 7-8 вв. Мозаика храма Рождества Христова в Вифлееме.
Вселенские соборы. 7-8 вв. Мозаика храма Рождества Христова в Вифлееме.

Можно увидеть, что изображения соборов в этом храме представляют из себя сочетания образа престола с Евангелием и некого текста, отражающего результаты деятельности собора. Каждое изображение заключено в арку, которая сама по себе имеет символическое значение.

Возможно, и другие древние изображения соборов были подобны этому. Потому что следующий известный нам пример является переходной формой между этим и последующим подходом к изображению соборов. Это миниатюра рукописи проповедей святителя Григория Богослова.

Второй Вселенский собор. 9в. Миниатюра рукописи проповедей св. Григория Богослова.
Второй Вселенский собор. 9в. Миниатюра рукописи проповедей св. Григория Богослова.

По аналогии с предыдущим примером на престоле, похожем на царский трон, изображено раскрытое Евангелие, ниже на Престоле богослужебном находятся закрытая книга между двумя свитками. Это, наверное, должно показывать соборные прения между различными взглядами, и труды участников собора по их рассмотрению в свете Евангелия. По сторонам сидят участники Собора.

Интересно, что общая композиция собора в византийской и греческой традиции часто похожа на композицию Сошествия Святого Духа на апостолов (первый пример). Участники собора сидят также дугообразно, а в нише под их ногами находится главный еретик, они как бы попирают его, принимая истинное учение от Святого Духа (вспомним формулу изложения решения собора: Изволися Святому Духу и нам). Позднее, наоборот, упорядочение участников собора приняло характер изображения стройных рядов (второй пример). Получилось как будто духовное воинство, выстроившееся в каре для смотра готовности сразиться с ересью.

На Руси соборы стали изображать далеко не сразу. Интересно, что часто их образы содержали иконы. Например, Софии Премудрости Божией. Ведь результат соборных решений есть проявление Премудрости. Также встречаются изображения соборов в сюжетах Сотворения мира. Здесь тоже есть своя логика, ведь семь дней творения соотнесены с семью соборами. Количество соборов в православной традиции считается неслучайным, на этом и построен сюжет. Есть и другие оправданные содержательные варианты.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!