Плавность хода, управляемость и устойчивость. Что объединяет эти характеристики? Ответ прост: за их поддержку в определённой мере ответственна подвеска, как передняя, так и задняя.
Сегодня обсудим заднюю рессорную подвеску автомобиля УАЗ Хантер. И тут неожиданно становится очевидным, что свойства рессорной подвески можно улучшить всего с помощью двух компонентов: полиуретановой втулки рессоры и межлистовой прокладки рессоры от redBTR.
Давайте начнем с рассмотрения межлистовых прокладок рессор. Они поставляются в полиэтиленовой упаковке с логотипом и информацией от производителя, в количестве 4 штук. Это очень удобно, так как владельцам УАЗ Патриот с двухлистовыми рессорами подойдет одна упаковка для установки. Однако для владельцев УАЗ Хантер, у которых три листа рессор, потребуется уже две упаковки для обеих рессор.
Межлистовые проставки устанавливаются, как видно из названия, между листами рессор, в этом месте. Позже обсудим, зачем они нужны, но стоит отметить, что на УАЗ Хантер с завода прокладки не предусмотрены. При работе рессорной подвески возникает сухое трение, связанное с особенностями ее функционирования и смещением листов рессор. Это делает работу подвески непредсказуемой, увеличивает жесткость и ускоряет износ самих листов. Листы рессор не соприкасаются полностью, а только по краям, создавая наиболее нагруженные участки, что может привести к поломке рессоры при чрезмерном износе.
Здесь на помощь приходят межлистовые проставки рессор от redBTR. Они разработаны для уменьшения сухого трения, что делает работу подвески более плавной и предсказуемой. Кроме того, они практически полностью исключают износ рессор.
Как и втулки рессор, межлистовые прокладки redBTR также выполнены из полиуретана.
Это прочный эластомер, который не теряет своих свойств даже при отрицательных температурах; он не охрупчивается и не становится жестче в таких условиях.
В одной упаковке находятся 4 втулки, а в рессоре их 6, поэтому для полной замены потребуется 3 упаковки.
Тем временем мы находимся в мастерских и готовы к установке набора. Для этого нам нужно будет демонтировать обе рессоры. Для удобства мы воспользуемся смотровой канавой и гидравлическим домкратом.
Я искренне верю в каждого из вас, но открутить стремянки на автомобиле старше пяти лет почти невозможно. Поэтому вам нужно будет четыре стремянки, и если вы планируете установить проставки между листами, рекомендую приобретать стремянки длиной от 160 до 170 мм, при условии, что у вас трехлистовые рессоры.
Существуют универсальные съемники, а также более универсальные. Именно последний мы будем использовать для демонтажа старых рессор.
Далее необходимо открутить колесо, при этом делайте это по очереди: сначала одно, затем другое. При снятии рессоры есть два варианта: домкрат можно установить между мостом и рамой или под рамой. Однако в первом случае будет неудобно снимать рессору из-за колес, поэтому мы устанавливаем домкрат под раму. Переднее крепление рессоры демонтируется головкой на 22. Здесь две гайки, что хорошо, потому что резьба была закрыта и находится в норме.
Чтобы упростить откручивание задней серьги, необходимо снять бампер. Без бампера у нас открывается идеальный доступ; здесь также используется головка на 22, а с обратной стороны имеется сварка, так что придерживать ничего не нужно. Рекомендую сначала открутить эти два болта, а потом уже сам кронштейн задней серьги.
На моем автомобиле установлен лифт кузова в 50 мм, поэтому добраться до внутреннего крепления кронштейна серьги для меня достаточно просто, но у вас могут возникнуть трудности.
Итак, подпорка установлена под задней поперечиной рамы, она высокая, и домкрат опирается на мост. Теперь я его опускаю, и мост должен отойти от рессоры, чтобы мы могли ее снять. Пока рессора под напряжением, любые действия бесполезны.
Теперь, когда рессоры на верстаке, мы можем оценить состояние сайлентблоков и в целом разобрать ее. Здесь тоже установлено полиуретановое изделие, но оно изношено. Это разбитое отверстие проявляло себя ударами моста, и я их ощущал, поэтому мы меняем втулки как раз вовремя.
Что нам нужно сделать с рессорой? Первое — открутить центральный винт, который стягивает листы. Его придется заменить, так как я его отрежу. Здесь нужно все очистить и разогнуть хомуты, которые удерживают листы рессор от поперечного смещения. Они помешают нам установить межлистовые проставки с этой и с той стороны. Позже мы их подогнем молотком.
На УАЗ Хантер устанавливаются трехлистовые рессоры; к нижнему листу приклепан ограничитель. Средний лист выглядит так: он кривой, и на нем видны следы износа, вызванные трением, которые присутствуют на каждом листе.
Нет значения, в какую сторону установить эти усики — вверх или вниз, они всегда будут выполнять свои функции. Собранная готовая к установке рессора выглядит следующим образом. Установка рессоры выполняется в обратной последовательности.
Тем не менее, есть один лайфхак, который значительно упростит процесс. Передняя ось рессоры имеет коническую поверхность, а эта часть — выступ, это отдельная втулка, которую лучше сбить зубилом и запрессовать в рессору. Это улучшит установку, но при сбивании зубилом она, скорее всего, развалится и перестанет существовать, так что, возможно, придется ее купить заново.
Благодаря этим простым работам по обслуживанию задней рессорной подвески автомобиля УАЗ Хантер, мы получили машину, которая уверенно чувствует себя как на трассе, так и на бездорожье. Подвеска стала более жесткой благодаря полиуретановым втулкам. Разумеется, резиновые втулки рессор не могут конкурировать с полиуретановыми, особенно с учетом большого рычага на серьгах, который может их выламывать.
Поэтому использование полиуретана на УАЗ Хантер, особенно для поездок на природу или по бездорожью, является необходимым. Вместе с установкой полиуретановых межлистовых проставок, которые снизили трение и износ рессор, мы получили подвеску с лучшей артикуляцией на сложных участках. Жесткость подвески в статическом состоянии осталась прежней, поскольку рессоры не изменились, и под нагрузкой автомобиль не просел.
Этот эффект особенно заметен на грунтовых дорогах и в условиях пересеченной местности, где неровности расположены последовательно. Подвеска здесь полностью раскрывает свои возможности, успешно справляясь с неровностями. Я уже катался по лесу и грунтовым дорогам, и меня все устраивает: крены не увеличились, стабилизации хватает.