Найти в Дзене

Вместе веселее! Как успевать всё по дому и заниматься с детьми

Оглавление

Когда у тебя есть маленькие дети, сложно не погрязнуть в быте и не находиться в состоянии постоянной уборки / готовки. Как этого избежать? Рассказывает Варвара Васильевна Олешова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель ИПКР МГПУ и мать троих детей.

Фото из личного архива В.В. Олешовой
Фото из личного архива В.В. Олешовой

Тайм-менеджмент для мам

– Помню, как когда у меня родился первый ребенок, я в какой-то момент начала читать книги по тайм-менеджменту для мам, но быстро поняла, что всего сделать всё равно не успеешь и важно грамотно расставлять приоритеты в делах. Это залог здорового климата в семье.

Бытовые дела можно и нужно делать с детьми. У детей:

  • не будет ощущения, что дом сам как-то преобразуется по движению волшебной палочки,
  • будет понимание, что красота, чистота, вкусный ужин – это большой труд,
  • бесценное время детского сна вы будете тратить не на быт, а на какие-то свои дела, насколько это возможно.

Изначально дети любят подражать взрослым. Возраст от 2 до 4 лет идеален для приучения малыша к порядку и организованности. Помню, как наш средний сын в этот период был большим консерватором и следил за нами, чтобы мы закрывали дверки всех шкафов, клали на место все вещи. Ну и в целом, как только ребенок начинает ходить, он во всем подражает взрослым. Поэтому у меня часто были специальные тряпочки для вытирания пыли для детей. Я ходила по квартире, протирала шкафы, а мои малыши подражали мне. Средний сын обожал мыть полы, но это всегда было рискованное предприятие😊

Секреты лёгкой готовки

Одно из самых моих любимых бытовых дел – готовка. Больше всех участвовать в процессе приготовления пищи любит средний сын. Пока он был малышом, он тащил стульчик, вставал рядом со мной и помогал чистить картошку, резать салат, ломать спагетти и засыпать их в воду.

Когда ему было около четырёх, произошёл забавный случай. Мы начали готовить котлеты, я подготовила все ингредиенты, но у меня зазвонил телефон. Я отошла в соседнюю комнату, прихожу: сын все смешал в миске и стоит лепит котлеты.

В холодное время года мы любим вместе с детьми готовить печенье или имбирные пряники. Да, после этого вся кухня в муке. Да, дети могут в процессе готовки начать выяснять отношения. Но все равно в итоге остаются теплые воспоминания, аромат специй по всему дому и гордость за собственноручно приготовленное печенье.

А еще для меня готовка всегда была временем, когда можно пообщаться с детьми и даже закрепить какие-то представления об окружающем мире. С малышами можно обсудить, что капуста большая, а помидорка черри -маленькая, спросить, кто ест капусту, с дошкольниками закрепить счёт.

В работе сурдопедагогом с семьями с детьми с нарушениями слуха я точно так же много внимания уделяю выстраиванию взаимодействия родителей с ребёнком в процессе бытовых дел. Ведь, по сути, вся наша жизнь – это быт. То, как мы коммуницируем в нём с детьми, влияет на речевое развитие и формирование представлений об окружающем мире ребёнка.

Обычно я не прошу что-то мне помочь приготовить, поэтому особенно ценно бывает, когда дети подходят и предлагают свою помощь. Например, средний в свои 7 лет уже сам может порезать салат или помочь мне почистить картошку.

Каждому по потребностям

А вот старшему сыну готовка не очень интересна. Он помогает мне разбирать посудомоечную машину. В последнее время к нему стал присоединяться и средний сын. Иногда они договариваются, кто что убирает.

Честно говоря, среднего сына до недавнего времени я не просила помогать мне разбирать посудомоечную машину: боялась, что он может разбить тарелки, которые надо убирать высоко в шкаф. Но этим летом в какой-то момент он решил мне сделать сюрприз и, пока я укладывала младшего грудного ребенка, он разобрал всю посудомойку. Грохот стоял сильный, но я сделала вид, что ничего не слышала. Пришла на кухню, открыла посудомойку со словами: «Надо убрать посуду» и «очень удивилась», что посуды-то и нет. Сын хохотал и был в восторге. С тех пор он тоже помогает мне.

Обязаловка? Нет!

Я не могу сказать, что у детей есть какие-то обязанности по хозяйству. Просто периодически я прошу их мне помочь.

Мне было очень приятно и забавно, когда мальчики с мужем навели дома идеальную чистоту перед нашей с дочкой выпиской из роддома, а потом рассказывали мне, что один из них пылесосил, второй – мыл пол.

Я знаю, что в некоторых семьях есть расписание, когда кто что делает. Мне часто бывает жалко нагружать детей дополнительными обязанностями: у них много уроков и кружков в учебное время года. Но я считаю, что детей важно приучать к порядку, чистоте и пониманию того, что без труда ничего просто так не появляется.