Громкое дело о вымогательстве 5 миллиардов рублей у чиновника, курирующего все городского благоустройство, перешло в закрытый режим. Сам потерпевший, его сын, бывшая жена и «близкая подруга» будут допрошены в суде без слушателей.
Придя в Московский районный суд Казани на 20 минут позже назначенного времени, замруководителя исполкома Казани Игорь Куляжев будто воспользовался негласным правилом дипломатии: фигура переговорщика приобретает больший вес, если все ждут ее, а не наоборот. Совпадение это или нет, но в случае с потерпевшим правило действительно сработало. Ходатайство, заявленное юристом Куляжева, суд частично удовлетворил, и дело на время перевели в закрытый режим. Теперь сам Куляжев, его сын, бывшая жена, на которую чиновник и написал заявление о вымогательстве, а также свидетельница, которую экс-супруга чиновника коротко окрестила «любовницей», будут давать показания в суде без прессы и слушателей.
– Исходя из предписаний статей 23-й, 24-ой Конституции Российской Федерации конфиденциальным характером обладает любая информация о частной жизни лица, а потому она во всяком случае относится к сведениям ограниченного доступа, – начала оглашать свое решение судья Ирина Саматошенкова.
Председательствующая пояснила, что закрывает процесс во избежание разглашения тайны личной и семейной жизни участников процесса, а также для исключения репутационного ущерба автору ходатайства.
О том, как прокуратура Казани «поминает» в обвинительном заключении имена теперь уже секретных свидетелей, а также какой «компромат» на своего бывшего мужа Куляжева смогла «раскопать» с двумя так называемыми сообщниками из силовых ведомств Татарстана – в материале «Вечерней Казани».
Фабула обвинения
Несмотря на опоздание потерпевшего, участники процесса ждали Куляжева недолго: в зал заседания он вошел почти сразу после того, как конвоиры доставили одного из трех подсудимых. В коридоре на камеры журналистов чиновник реагировал напряженным покашливанием, но уже в зале суда не выдержал, достал телефон и в перерыве начал в ответ снимать журналистов.
Иронично, что так же в июне 2023 года, чиновник казанской мэрии снимал группу сегодняшних подсудимых, собравшихся дома у его бывшей жены. В начале лета прошлого года экс-супруга потерпевшего Инесса Куляжева позвонила ему и пригласила к себе – как сказано в обвинительном заключении, для разрешения бытовых вопросов.
Потерпевший приехал, но в квартире его ждала, не «бытовуха», а два бывших силовика, приглашенных Куляжевой – это некогда служивший в экономической полиции Татарстана Александр Прохоров и пенсионер МВД Руслан Заббаров.
Согласно обвинению, мужчины тут же начали предъявлять Куляжеву папку с заранее собранным компроматом, который, с их слов, мог легко оказаться на столе в правоохранительных органах. Взамен на молчание, бывшая жена чиновника потребовала от Куляжева документы на обещанное после развода имущество.
«Вечерней Казани» подсудимая рассказала, что их брак с Куляжевым распался весной 2023 года. За месяц до этой процедуры супруги заключили брачный договор, в котором и поделили все совместно нажитое имущество. Однако на словах, как говорит Куляжева, чиновник обещал ей еще и «теневые» активы, но на на деле не отдал даже задекларированную часть.
«Папка с фактами» должна была убедить Куляжева вернуться к своим обещаниям, считает подсудимая. Однако следствие, вменившее Куляжевой «уголовку», видит все иначе: в той квартире чиновнику начали угрожать обращениями в полицию, а затем обвиняемые загородили ему выход из квартиры. Тогда потерпевший взялся за камеру.
Сняв лица своих обидчиков, и все же выбравшись из дома бывшей жены вместе с «папочкой компромата», Куляжев показал видео своему другу – некоему силовику Сафину. Тот узнал Прохорова и уже лично назначил ему встречу в ресторане «Сэко». Подсудимый пришел вместе с Заббаровым и Куляжевой. Сидя за столом, стороны выслушали друг друга. Прохоров, Заббаров и Куляжева, будучи уверены в своем «компромате», стали требовать пять миллиардов – деньгами или активами. Сафин в свою очередь просто передал их слова Куляжеву.
Следующая встреча состоялась по инициативе чиновника. Он пригласил своих обидчиков в ресторан «Мангал» на Чистопольской. Именно там, как считает сторона защиты, и было сказано легендарное «какие пять миллиардов вы у меня вымогаете?». Ответ оказался записан на аппаратуру правоохранительных органов, после чего Куляжева автоматически попала под статью о вымогательстве, утверждает ее адвокат Вениамин Чубаренко.
Версия защиты
Случившееся юрист называет провокацией, поскольку фразы Куляжева имели необходимые следствию формулировки. Например, для квалификации преступления по статье «вымогательство» необходимо, чтобы злоумышленник озвучил «угрозу» и «требование». Чубаренко обращает внимание, что Куляжев в тот вечер говорил четко «по методичке»: «Какие ваши требования?», – эти слова были одной из реплик Куляжева, утверждает адвокат.
При этом юрист отмечает, что «аудиопротоколы» тех переговоров представлены в материалах дела неполно, в записях нет отдельных частей беседы, но даже из них можно сделать вывод об абсурдности обвинения.
Главный аргумент защиты строится вокруг «угрозы» Куляжеву. Чубаренко и его подзащитная считают, что нельзя в этом качестве понимать обращение в полицию – это законное право каждого гражданина страны и ни о какой угрозе здесь речи идти не может. Кроме того, так называемая «угроза» уже несколько раз исполнена Куляжевой – и компромат все же оказался на столе у силовиков. Однако о результатах какой-либо проверки активов Куляжева говорить пока рано.
– А чего боится-то господин Куляжев? Он официально написал заявление, официально давал показания, официально пришел в суд. Смысл-то? – вопрошал адвокат о ходатайстве потерпевшего удалить с допроса прессу.
Чубаренко подчеркнул, что бывший муж его доверительницы является муниципальным чиновником и не должен скрывать детали своей работы.
Юридические тонкости
Примечательно, что на этапе возбуждения уголовного дела сумма ущерба составляла порядка 20 миллионов рублей – до пяти миллиардов рублей она возросла с передачей дела в суд. Никто из обвиняемых не признает вину – Инесса Куляжева и Руслан Заббаров отрицают ее полностью, и лишь Александр Прохоров не согласен с квалификацией вменяемого преступления. Он и Куляжева находятся под бессрочным запретом определенных действий – Заббаров под стражей.
Примечательно, что в обвинительном заключении говорится, что Прохоров был не в курсе преступного умысла Заббарова и Куляжевой. Следствие установило, что сначала Куляжева обратилась к Заббарову, а тот в свою очередь к Прохорову – мужчина, как бывший сотрудник экономической полиции помог проанализировать имеющиеся у Куляжевой и Заббарова финансовые документы, а также составить итоговую схему «компромата».
При этом Заббаров, считают силовики, как ветеран МВД, незаконно получил доступ к базе органов внутренних дел – и воспользовался ей, когда «разрабатывал» Куляжева.
Обзор на «засвеченные» активы Куляжева
– В период с 7 марта 2023 года по 20 июня 2023 года Прохоров по указанию и при активном участии Заббарова и Куляжевой изготовил обращение, адресованное в государственные органы и органы государственной власти, в котором отразил информацию о мнимой преступной деятельности Куляжева и иных лиц, их частной жизни, в том числе интимных связях, об имущественном положении этих лиц, нарушении Куляжевым трудового антикоррупционного законодательства, не соответствующей действительности, позорящей и подрывающей деловую репутацию Куляжева и иных лиц, которые могли бы причинить существенный вред их законным правам и интересам, – зачитывал текст обвинительного заключения помощник прокурора Московского района Казани Линар Миннибаев.
В качестве первого же аргумента о тайных связях Куляжева, обвиняемые собрали выписки по счетам некоей Забродиной Дианы Айдаровны в период с 1 января 1990 года по 2 марта 2023 года – к этому периоду оказались привязаны несколько выписок. В документах также фигурировали даты с мая 2022-го по май 2023-го.
Согласно открытым данным, полная однофамилица женщины является также учредителем ООО «Диа-Проект» – компании, которая занимается деятельностью в области архитектуры. На официальном сайте проекта сказано, что Забродина разрабатывает дизайн интерьера. Из открытых источников следует, что женщина 12 лет работала в администрации Управления градостроительства и архитектуры исполкома Казани на должности архитектора, параллельн ведя частную практику в «Диа-проект».
По версии Заббарова и Куляжевой, связь между Забродиной и мэрским чиновником доказывается не только с помощью выписок по счету, но и выписками из базы данных МВД «Розыск-Магистраль» – судя по всему пара куда-то летала вместе.
В «папке с фактами» на Куляжева также имеются имущественные выписки на самого заместителя руководителя исполкома Казани, Забродину и некоей Гимадиевой Розалии Агзамовны – ей принадлежит доля в ООО «Диа-проект», налоговые документы которой, кстати, оказались не так уже чисты – их подсудимые тоже приобщили к своему «компромату». По данным «Контур.Фокуса», чистая прибыль в компании в 2022 году составила 628 тысяч рублей, а в 2023-м всего шесть тысяч. И это при том, что выручка компании с 2,8 миллионов рублей упала всего до 1,6 миллиона. При этом отчетные документы начали появляться лишь с 2018 года.
Рядом с «Диа-проект» в «папочке с компроматом» на Игоря Куляжева фигурирует компания «Сид». Подсудимым понадобились имущественные выписки фирмы. Согласно данным «Контур.Фокуса», предприятие занимается арендой и управлением недвижимым имуществом, а 20% доли в уставном капитале общества принадлежит Куляжеву Никите Игоревичу. В 2023 году предприятие зафиксировало рекордную выручку в 51,7 миллиона рублей и рекордный убыток в 10,5 миллиона. При этом компания может быть связана с остальными предприятиями, которые подсудимые в своем документе связывали с Куляжевым.
Ценные бумаги
Помимо вышеуказанных компаний, в обвинительном заключении прозвучали названия еще девяти фирм. По версии подсудимых, связанных с Куляжевым. Особого внимания заслуживают сразу несколько идентичных ООО «Волга Автодор». Гособвинитель называл ИНН каждого предприятия, чтобы не запутать участников процесса. Например, Заббаров и Прохоров установили связь потерпевшего с ООО «СК Волга Автодор». В 2024 году компания заключила госконтракт на 132,7 миллиона рублей по подготовке строительных площадок в Лаишевском районе республики. А в 2023 году чистая прибыль компании составила 124,7 миллиона рублей, выручка превысила три миллиарда рублей.
Также гособвинитель назвал ИНН компании «Волга Автодор», которая в 2022-ом году занималась строительством Вознесенского тракта. Примечательно, что в течение двух лет никаких других госконтрактов у этой фирмы не было. Впрочем, может, они были и не нужны. В 2022 году было заключено всего пять госконтрактов, каждый из которых был не меньше 4,2 миллиардов рублей. Выручка компании на конец 2023 года составила два миллиарда рублей, чистая прибыль: 10,7 миллиона.
Еще одно ООО «Волга Автодор», но уже с другим ИНН подсудимые также связали с Куляжевым. Эта компания была замечена уже в строительстве дорог и тротуаров, к примеру, по улице Профсоюзной. Выручка общества, по данным «Контур.Фокуса», составила два миллиарда рублей, а чистая прибыль 21,5 миллиона.
И еще один клон «Волги Автодора», с отличным от остальных ИНН, оказался замечен в госконтрактах по строительству дорог в Татарстане – выручка общества за 2023-й год составила 4,6 миллиарда рублей, а чистая прибыль: 182,3 миллиона.
Кроме того, бывшая жена Куляжева и ее так называемые сообщники связывают чиновника с ООО «ДорСтройКазань» – ныне ликвидированной компанией, занимавшейся поставкой стройматериалов. По данным «Контур.Фокуса», предприятие так и не выиграло ни один из трех возможных госконтракта общей стоимостью 13 миллионов рублей.
Недвижимость Куляжева: версия подсудимой
В обвинительном заключении также прозвучали адреса недвижимости, которой через третьих лиц якобы владеет замруководителя исполкома Казани. Подсудимая в папке с компроматом указала, что у Куляжева в собственности есть квартира в столице Татарстана по улице Айвазовского. «Однушка» в том доме стоит 14,9 миллиона рублей – «трешка» уже 39 миллионов. При этом Куляжев якобы владеет двумя парковочными местами по тому же адресу.
Также бывшая жена чиновника связывает его и с недвижимостью по улице Азата Аббасова в Казани. Двухкомнатная квартира в том районе стоит более восьми миллионов рублей.
Кроме того, в Геленджике Куляжев якобы владеет квартирой по улице Гоголя. Продажи в том доме начинаются от 12 миллионов рублей.
По версии обвиняемых, у потерпевшего есть и ряд нежилых помещений на Рауиса Гареева, два земельных участка под строительство домов и уже готовые участки с домами в Лаишевском районе республики.
Сам Куляжев связь с этим имуществом отрицает.
Автор материала: Андрей Мартыгин