О чём можно общаться с младенцем? Да о чём угодно, более благодарного собеседника вам не найти. Семь фактов об общении с детьми первого года жизни привела Наталья Владимировна Чудина, старший преподаватель ИПКР МГПУ.
- Маленькие дети, как и детеныши животных, от рождения наделены своеобразными чертами – пухлые ручки и ножки, особый запах, нежная кожа, яркие глаза и ресницы, забавные, неуклюжие движения. Все эти трогательные черты составляют «гештальт (комплекс, целостность) младенчества». Он вызывает у взрослых потребность в заботе и охране, провоцирует поддержку, останавливает агрессию. Так, например, ученые заметили, что большинство собак неистово лают, заметив неловкие движения пьяного человека, при этом очень похожие внешне движения младенца такой реакции не вызывают.
- После родов в кровь мамы выбрасываются эндорфины – гормоны радости. С их помощью природа еще час-полтора поддерживает маму в активном, бодром состоянии, чтобы она не засыпала, а устанавливала контакт с малышом.
- Синхронизируясь с ребенком, подстраиваясь под него, взрослые переходят на baby talk (важно не перепутать с сюсюканьем) – своеобразную речь с уменьшительно-ласкательными словами, особыми мягкими интонациями, нежными звуками. Такой стиль речи демонстрирует умиление, утешает, успокаивает маленького.
- С первых дней жизни мы обращаемся к малышу так, как будто он уже может включиться в общение: разговариваем, улыбаемся, стараемся поймать взгляд. Взрослый словно дает ребёнку фору – не ждёт, когда малыш будет понимать его, а сразу начинает общение. И очень скоро маленький начинает отвечать. Сначала это очень простая, едва уловимая, реакция, но взрослый бурно ей радуется! Он с новой силой начинает проявлять инициативу в общении. Малыш и родитель поочередно поддерживают друг в друге желание общаться. Благодаря этому приблизительно в 2 месяца происходит одно из важнейших событий новорожденности – появление так называемого комплекса оживления. Когда к кроватке крохи подходит взрослый, малыш заметно оживляется – сосредотачивает на нём взгляд, улыбается, начинает активно двигать ручками и ножками, издает тихие звуки. Все эти реакции показывают, что у малыша появилась первая поистине человеческая потребность – потребность в общении. Комплекс оживления, появившийся вовремя, – важный показатель того, что развитие ребёнка в норме.
- В эксперименте, где родитель 3-месячного крохи должен вдруг сделать «каменное лицо» во время эмоционального общения, младенец удивлялся, пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением. Если родитель продолжал демонстрировать безучастное лицо, малыш отворачивался в сторону, начинал сосать палец и выглядел страдающим.
- В психологии описан феномен «холодной матери», когда по разным причинам женщина осуществляет лишь физический уход за малышом (меняет пеленки, кормит из бутылочки), но не выражает при этом положительных эмоций, не улыбается, не разговаривает с маленьким. К сожалению, если вокруг нет других взрослых, способных хотя бы отчасти заменить «эмоционально отсутствующую» мать, это приводит к задержке и искажениям развития, причем не только в области общения, но и во всей эмоционально-личностной сфере.
- Привязанность между мамой и ребёнком сродни верёвочке – когда маленькому плохо или ему что-то нужно, он «дёргает» за верёвочку, например, плачет. Мама появляется, разбирается в ситуации и помогает. Однако если малыш плачет, а мама, чтобы не избаловать его, не подходит, у маленького может развиться тревога. Он начинает постоянно, без повода дергать за верёвочку. Такие дети с трудом отпускают маму от себя даже в более старшем возрасте, а вырастая, склонны впадать в зависимость от близких людей, контролировать каждый их шаг. Став взрослыми, они словно по-прежнему продолжают проверять, а есть ли кто-то на том конце верёвочки
А какие факты о малышах известны вам?