В Ташкенте были всего полдня. Плюс вчерашний вечер и ночь в отеле. Чтобы почувствовать город - очень мало. Чтобы поставить туристическую галочку, типа, "здесь был Вася", точнее, здесь был Алексей Юрьевич, достаточно.
Поменяли свои родные рублёвые тысячи на сотни тысяч узбекских сомов, здесь деньги так называются. Сразу стали миллионерами. Ещё бы, карман оттопырился от стотысячных купюр.
Ещё что-нибудь про миллионы? Извольте. В Ташкенте проживает около четырёх миллионов горожан. Большой город по любым мировым меркам.
Ещё про миллионы? Первое, на что мы потратили свои сотни тысяч - на билеты во все музеи, которые посетим. Оказалось за Ташкент, Самарканд и Бухару нужно заплатить 650 тысяч, то есть с двоих - миллион триста тысяч. А тем, кто едет в Хиву, а мы едем, ещё по 250 тысяч. То есть, с двоих - миллион восемьсот тысяч. Сколько там тех музеев будет? Посмотрим. На момент нашего пребывания одна тысяча рублей - 128 тысяч сомов, примерно. То есть, если планируете туристическую автобусную поездку по этим четырём городам Узбекистана, смело добавляйте в бюджет путешествия по семь тысяч рублей на билеты во все музеи и площадки, за которые надо платить. Если поедете самостоятельно, на чём-то сэкономите, но за что-то переплатите, а если не переплатите, то чего-то недополучите.
Знакомил нас с достопримечательностями Узбекистана гид с лицензией ЮНЕСКО по имени Сабир. Бородач приятной наружности, напичканный знаниями о своей родине, умеющий хорошо рассказать туристам основные вехи истории страны возле тех памятников архитектуры, где происхолили какие-то события. И ещё Сабир всегда был "на позитиве", ему прекрасно удавалась лёгкая ирония, шутки оказывались привязаны к описываемым событиям и потому были всегда к месту. Иногда он шутил и просто, потому что шутил, и самую понравившуюся мне сентенцию я воспроизведу сразу, чтобы не забыть.
"У нас в Узбекистане все песни или про то, как парень тоскует по девушке, или (недолгая пауза) как парень тоскует по девушке". Вроде простенько, но под заунывную песню из медленно проезжавшего автомобиля шутка "прокатила" на ура.
Проехались по утреннему городу. Первая остановка - храмовый комплекс Хаст имам. Это одна из главных достопримечательностей Ташкента; кто-то говорит, вообще, главная. Большая площадь, на которой находится мечеть, медресе, усыпальница Хазрати имама (Хаст имама). Невдалеке строится ещё одно грандиозное здание, похожее на мечеть, но никто пока не знает, что это будет.
Зашли во внутренний дворик. Когда нет молитв, можно зайти внутрь, посмотреть убранство. На стене красочный рисунок, как нужно быть одетым, чтобы зайти внутрь. И обязательно нужно разуться. Вход туристов осуществляется через вход для женщин.
Мечеть новая, построена в 2007-м году. Внутри светло, красиво.
С обратной стороны мечети есть отдельный вход, он платный, и там в отдельном помещении выставлен на показ древний коран. Он действительно древний, но местные утверждают- он самый древний.
За мечетью через площадь медресе. Там находится управление имамов Узбекистана, если я правильно назвал эту организацию. И за медресе находится усыпальница проповедника, то есть - имама, именем которого названа площадь. Он был сапожником, то есть, изначально - человек труда, ремесленник. За работой сочинял стихи. Сочинение стихов связано с размышлениями. Сначала, в молодости, размышления "как парень тоскует о девушке", а более взрослом возрасте тянет на философию, которая бок о бок с религией. Хазрати хорошо изучил коран, и в конце концов, стал имамом, то есть - проповедником.
Следующая достопримечательность Ташкента в моём списке - базар Чорсу. Много раз видел, как всякие-разные кулинары-видеоблогеры в Узбекистане закупают продукты именно на этом базаре. Но нам не нужны продукты. Нам даже не нужен фастфуд типа самсы, потому что после базара мы отправимся в Центр плова и там "оторвёмся по-полной".
На рынке я намеревался купить магнитик и, возможно, какую-нибудь недорогую керамическую безделушку. Так и сделал.
Теперь на кухне, рядом с винтажным, но работающим городским телефоном, стоит улыбающийся керамический узбек с усами и в тюбетейке. Он держит в одной руке дыню, в другой - лепёшку.
Раз уж я всё равно перешёл в тексте к лепёшке, то пора переходить к третьей достопримечательности Ташкента, с которой я познакомился близко, а не только видел из окна автобуса, проезжая мимо. Это - Центр плова, и называется он "Беш козон".
Огромный зал, все столики заняты. Снуют официанты в тюбетейках. На улице тоже есть столики, и там всё занято., хотя там не везде удобно, люди проходят рядом, чуть не задевая столы. Но для Европы это норма, столы на тротуарах, так что всё нормально. Наша группа разместилась за большим столом в зале.
Принесли салат из помидоров, чай, и несколько больших тарелок плова. Конечно, дома в кишлаке принято до сих пор есть плов руками. В Центре плова дают каждому отдельную тарелочку и ложку. Накладывай себе сколько нужно из общей большой тарелки, и - приятного аппетита. С парой таких небольших тарелочек я с удовольствием "расправился".
Плов готовится в больших казанах на улице, но под навесом. Казанов там не меньше десятка. В нескольких казанах варят рис. Отдельно готовят мясо. Добавляют нужные ингредиенты для "неповторимости" вкуса. Что добавляют? Нут, изюм; это то, что я определил. Затем всё перемешивают.
Конечно, вы скажете, никакой это не плов, когда готовят вот так, всё перемешивая. И мы сказали об этом своему гиду Сабиру. А ему чего? Он нам в ответ - легенду. Типа, в местечке, где сейчас находится Ташкент, приготовили плов к приезду Тамерлана, а тот задержался. Часов не было, да и правитель всё-таки, дел много. Приехал, а плов остывший. Подогрели, конечно, а пока подогревали, рис перемешался с остальными продуктами. Повара попросили передать привет родным и близким, помыли руки и ноги, чтоб, когда им отрубят головы, чистыми предстать перед всевышним. Подали плов. Жестокий правитель попробовал. Вкусно, говорит. С тех пор ташкентский плов готовят отдельно и перемешивают. Я, как и вы, конечно сказал, что это хорошая отмазка для того, чтобы не готовить плов правильно, слоями. Но скажу то же, что и Тамерлан, вкусно готовят в этом "Беш козоне". Не зря здесь в день посетители съедают десять тонн плова.
Вот и всё моё знакомство с Ташкентом. Были ещё рассказы Сабира об истории Ташкента, о культурных и бытовых традициях. Возможно когда-нибудь подвигнусь рассказать, а возможно - забуду. Столько интересного вокруг.