«Стук, стук – молодец! Стук, стук – Погранец*! Стук-стук – и конец!» -незатейливая судьба простого парня, решившего добиться успехов путем доносов на ближних своих, товарищей по оружию или просто коллег по работе. Этакие Павлики Морозовы.
Не сумев блеснуть интеллектом или способностями к созидательному труду, они решают добиться успеха на ниве доносительства на своих товарищей и в надежде на снисходительно – покровительственное отношение к себе вышестоящего начальства.
Решение незатейливое, но вполне укладывающееся в логический ряд размышлений обладателя интеллекта выпускника трех классов церковно-приходской школы: «Зачем стараться проявить себя нормальной профессиональной работой, к которой ты не способен, когда можно рассказать о недостатках своих самых коллег –товарищей и опустить их на свой уровень.»
Причем рассказать не о недостатках в профессиональном смысле (те самые три класса ЦПШ), а о других аспектах жизни. Профессионалов они просто не поймут - правильно он сделал или нет.
Кто и что про кого из начальства сказал, кто в самоволки ходит, кто водку пьянствует после рабочего дня.
Самое интересное, что данная информация доносится не представителям особых отделов, как убеждены многие. У оперов другая задача и если они и знают про такие факты, то только для общего развития, пока нет умысла на госизмену и предательство.
Доносят такое замполитам, реже – отцам-командирам.
И не важно, имели ли место подобные факты или нет – доносителю достаточно на первом этапе своей деятельности войти в доверие к руководству, а затем можно и фантазию включить. Проверять то никто не будет, джентльмену доносчику со временем верят на слово.
Главное – убедительные интонации, голос с надрывом, преданный взгляд и регулярность в поставках информации.
А там, глядишь, и плюшки не за горами нарисуются: повышение по службе, преимущества при распределении ништяков, орденок на грудь или медаль какая незаслуженная.
Интеллекта то не хватает понять, что у доносчика, как и у кавалергарда век недолог. Не потому ль так сладок он, что ли??
Не понимают такие нетоварищи, что в любом коллективе дятлов-стукачей вычисляют на раз.
Еще на абитуре в Училище одна из первых усвоенных истин была –«хреново быть чекистом среди чекистов».
Суть её в том, что в специфической среде навыками специфической и контрспецифической работы владеют все.
И поэтому выявить новоиспеченного добровольного помощника руководства не составляло особого труда.
В Бурсе их не трогали… До выпуска, дабы не попасть под пресс Системы и не вылететь в пятый батальон.
А вот в ночь перед выпуском все дружно вспоминали Св. Варфоломея. Сушилки, каптерки, иные укромные уголки в расположении становились источниками писков мальчишей-плохишей: «мужики, не надо, простите, я больше не буду!».
Естественно, он больше не будет – завтра выпуск.
В Войсках процент таких коллег был поменьше, но если кому то из них удавалось пробиться на, пусть небольшую, но политическую должность, то тут уже дятел разворачивался в полную мощь.
Особенно в эпоху развитого социализма перед его угасанием.
С трибун различного рода парт- и комсомольских собраний их обличающий голос гневно звучал в адрес недостаточно сознательных товарищей.
Почти не скрываясь, закладывали коллег вне собраний.
И все это под соусом борьбы за светлое будущее и чистоту рядов.
Хотя какое там светлое будущее – на себя, любимых они работали, не закрывая рта.
А политработники радостно потирали руки, записывая очередную порцию компромата.
Сколько судеб поломали такие павлики морозовы, сколько из-за них ушло хороших, грамотных и добросовестных офицеров. И не только их.
А павлуши продолжали коптить небо, веря, что они теперь неприкасаемые и не пуленепробиваемые.
Стоит такой перед тобой, сам никто и звать никак, но глаза наглые с отблеском вышеупомянутого трёхклассного образования и в лицо тебе говорит – А что ты мне сделаешь??
Наивные…
Знали про них, и про открытых и про тихушников. Открытых обычно не трогали, но и руки не подавали. Таких потом судьба самих наказывала.
Орденов-медалей им давали и по служебной линии их продвигали, только вокруг них был вакуум. И цену их наградам знал последний боец в части.
И после окончания службы оказывались они в одиночестве – ни на одну встречу однополчан их не приглашали, в ветеранских организациях тоже знали им цену, даже в школы перед детишками выступать с рассказами о своем героическом прошлом не всегда звали.
Один из таких от тоски даже в религию подался, грехи, что ль, замаливать. Этакий перековавшийся правоверный коммунист….
А вот латентным стукачкам было тяжелее, особенно в боевых условиях.
Могла крышка люка бронеобъекта на голову случайно закрыться ( как это было у нас с одним бойцом, любителям развешивать уши у офицерской курилки), а могла и граната попасться на пути… Нечаянно потерянная.
Да и по службе могли такие накосячить, ведь они же тоже люди-человеки и ничто человеческое им не чуждо.
Только вот если нормальным мужикам всем миром помогали, если что, то таким – только спасательный лом в помощь могли подогнать.
А уж в бубен настучать во внеслужебное время под настроение –это вообще святое дело.
Как говориться – не стучите и не стучимы будете.
Вообщем, отрывались на них при случае по полной-
И в нынешних условиях, исходя из общения с теми, кто еще находится на службе, видно, что мало что поменялось. Просто условия стали более, как бы мягко сказать, модернизированные.
Всякие ватсапы, телеграммы – не успеешь подумать, а уже донесут. Грустно…
Радует одно, удельный вес таких павликов относительно мал. Да, они как ложка дегтя в бочке с медом, но жизнь она такая - всё на свои места расставит. В своё время. Обязательно…
Погранец* - нагрудный знак "Отличник Погранвойск"
Всем добра!
- Рекомендации Канала
Рассказы об истории, боевом пути и служебно – боевой деятельности добровольческого Отряда БАРС-13.
Максимально откровенно в пределах допустимого, непосредственно с места событий от собрата - пограничника, одного из прямых участников Операции .
Читайте, комментируйте, подписывайтесь.
- Остальные публикации Канала