Мистический хоррор с нотками политики стал самым кассовым фильмом 2024 года в Южной Корее. А что же там было интересного, рассказываю в статье.
"Проклятие "Зов могилы" - хоррор 2024 года, премьера которого состоялась 16 февраля на 74-м Берлинском международном кинофестивале.
В России премьера была 13 июня и 1 сентября был цифровой релиз, т.е. теперь можно официально смотреть в онлайн-кинотеатрах.
Фильм был отлично принят как на родине, так и в мировом прокате, собрав почти 100 млн долларов. Он стал самым кассовым корейским фильм года, тем самым побив результат другого ужастика "Поезд в Пусан" и легенду "Паразиты". А также уверено встал на шестое место в списке самых кассовых корейских фильмов за все время.
Режиссер и сценарист фильма - Чан Джэ Хён. Это его третья работа и третий мистический хоррор. Ранее были - "Сваха" (2019) и "Черные священники" (2015). В новой работе у режиссера получилось найти баланс между ужасами, убедительностью, оккультными практиками и исторической болью нации.
Перевод
Нужно отметить, что перевод на русский язык не совсем точный. Оригинальное название фильма - 파묘 (памё), что дословно переводиться как "раскапывание могилы" или "эксгумация".
파 - означает "копать", "рыть",
묘 - означает "могила", "гробница".
При переводе на русский язык, вероятно, сделали отсылку на одноименные японский и американский фильмы "Проклятие", чтобы, во-первых, не отпугнуть российского зрителя таким названием как "Эксгумация", а во-вторых - "новое" название может наоборот привлечь массы на фоне известных франшиз.
При это важно, что корейцы трепетно относятся к процедуре захоронения, стараясь максимально почтить усопших. Так, необходимость эксгумации может возникнуть из-за геомантических соображений и/или выбора лучшего места для захоронения. Более того, в корейской культуре и верованиях существуют специальные ритуалы и обряды, связанные с памё. Они как раз часто сопровождаются шаманскими ритуалами, направленными на умиротворение духов усопших. Что и показывается в фильме.
Сюжет
Богатая корейская семья Пак, проживающая в США, сталкивается с проблемой - их младенец страдает от неизвестного недуга, диагностировать который не могут даже лучшие врачи. От безысходности отец обращается к нетрадиционной медицине и просит помощи у шаманов.
Хва Рим (Ким Го Ын) и ее напарник (Ли Дон Хён), изучив проблему, понимают, что дело в наследственном проклятии, корни которого уходят к дедушке заказчика. Они берутся за дело, но предупреждают, что нужно раскопать могилу предка и освободить умершего.
Шаманы обращаются за помощью к другой паре специалистов: Сан Док (Чхве Мин Сик) - геомант, который подбирает клиентам лучшие места (по фэн-шую) для захоронения близких. И его напарник - владелец похоронного бюро (Ю Хэ Джин).
Все вместе они отправляются на странное захоронение - дед оказался похоронен на вершине горы, на его надгробии нет имени, а родственники настаивают на том, что гроб открывать нельзя. Геомант сразу заподозрил что-то нехорошее, как только увидел лес вокруг, но отговорить не получилось. При эксгумации зло вырывается наружу и наводит страх на всех вокруг.
Дальше спойлеры как всегда оставлю при себе, чтобы вы могли прочувствовать всю мощь фильма.
Послевкусие
В фильме есть, наверно, всё: молодые красивые корейцы, покрытые ритуальными татуировками, легендарный Чхве Мин Сик, вспоротые свиные туши, кровавые слезы и мертвый со времен японской оккупации. А также визуально красивые сцены и потрясающее музыкальное сопровождение.
Но пойдем по порядку.
Актерский состав
Чхве Мин Сик - звезда фильмов "Олдбой" (2003), "Я видел дьявола" (2010), "Новый мир" (2013).
Действительно большая легенда корейского кино, которой проникаешься, которой веришь и сопереживаешь. Он смог передать всю глубину своего героя и человеческой натуры в принципе. Даже просто, когда стоит и смотрит на картину. Но то, как он пробовал землю на могилах - это сильно!
Ким Го Ын - звезда "Гоблин" (2016-2017), "Сыр в мышеловке" (2016), "Маленькие женщины" (2022), "Клетки Ю-ми" (2021-2022).
Это та актриса, из-за которой я вообще решила посмотреть этот фильм. Ну умеет она показывать эмоции на надрыве, но при этом может быть спокойной и хладнокровной.
Ли Дон Хён - актер, известный по работам "Милый дом" (2020-2024), "Снова 18" (2020), "Игра смерти" (2023-2024).
Я смотрела с ним только "Игру смерти", но скажу честно, здесь он привлек меня своей маскулинностью! И даже было чуть грустно, что его немного мало в работе. Ну как же он хорош даже с этим хвостиком.
Ю Хэ Джин - актер, который, например, играл в фильме "Ночная сова" (2022).
Хочется отметить, что у всех актеров получилось правдоподобно сыграть людей таких необычных профессий! Смотря на них, не думаешь, что это шарлатанство или обман, а действительно веришь в происходящее (в рамках кино, конечно). Обряды и ритуалы, которые они проводили, завораживают!
Жанр
Здесь используется излюбленный прием корейцев - смешение жанров. Причем нельзя сказать, что режиссер сломал жанр. Все также есть избитые приемы хоррора и другие шаблоны. Из-за пугающих сцен и классических хоррор-приемов его можно рассмотреть как хоррор. Из-за мистических потомков и элементов мистики в принципе - как мистику. Из-за шаманизма и оккультизма - как этнографическое кино. А из-за упоминание периода оккупации - как политическую драму.
Вообще из-за выражения национальных настроений режиссеру даже пришлось объяснять, что разговор о временах оккупации не делает "Проклятие" антияпонским.
Этот исторический период и национальная боль всё еще часто поднимаются в работах корейцев. И это нельзя обойти, когда есть изображения прошлого страны.
Как сделано
Фильм поделен на две части.
Первая часть кажется достаточно простой и идет полностью по жанру "оккультный хоррор" со всеми его злыми духами, ритуалами и шаманами. Причем обряды показаны очень детально. Режиссер лично побывал на множестве подобных процедур, чтобы максимально достоверно перенести их в кино. И повторюсь, действительно сцены с ритуалами шикарны!
Здесь понимание, что что-то пойдет не так, появляется сразу после "диагноза" и намерениях раскопать могилу. А вот как это произойдет и куда приведет - отгадать не так просто, что делает фильм интересным. Так, вроде разобравшись с семейным проклятием и одолев дух деда, герои натыкаются на еще более опасные силы.
И вот во второй части появляется хороший такой исторический военный контекст, а точнее события японского вторжения в Корею и история разделения Кореи на Южную и Северную. Даже расположение могилы становится своеобразным символом, потому что находится она почти на границе между Северной и Южной Кореями.
Да, без контекста истории страны тяжело будет понять всю картину, потому что символы и отсылки останутся в стороне, но её все еще можно понять.
Например, интересный символ - маленькая змея с головой женщины на кладбищенской земле. Это Нурэ-онна из японской мифологии, символизирующая причастность могилы к когда-то вражеской стране.
Вообще именно контекст корейского национализма объясняет и делает логичным появление главного монстра во второй части. И, возможно, именно происхождение монстра является самым страшным. Но при этом картина не заставляет сверяться с историческими справками. Интересно, что жезлы, которые намереваются раскопать, по диалогам героев кажутся всего лишь придумкой для сценария. Однако японское правительство действительно когда-то расставило железки, чтобы приостановить энергетические потоки с корейской земли, потому что жители в оккупации сильно верили в фэн-шуй, и была практика ориентира на энергию.
Да и сейчас нельзя сказать, что азиатское мироощущение покинула вера в сверхъестественное. Ритуалы, шаманы и другие специалисты все еще есть в культуре. Поэтому все оккультные ритуалы в фильме показаны достаточно обыденно.
Отдельно хочется отметить звуковые и визуальные эффекты.
Музыка моментами очень жуткая, но очень дополняющая атмосферу. Она кажется очень натуралистичной, от звяканья лопат до чавканья влажной земли и хруста костей.
Очень настоятельно рекомендую смотреть в оригинале с субтитрами, потому в озвучке звук не такой погружающий! Ну и я всегда говорю, что лучше слышать корейскую речь, ибо она так пестрит эмоциями (озвучка, к сожалению, это не передает).
Картинка по большей части темная, заставляющая искать отражения в зеркалах, всматриваться в приоткрытую дверь и заглядывать за спины героев. Так, зло буквально повсюду. Но от некоторых сцен у меня дух захватывал от красоты!
Фильм нарушает, кажется, главный закон хоррора: если монстр показывается, то перестает быть страшным. Здесь появление монстра пугает ещё больше, потому что его не показывают чётко и я, например, достраивала образ, делая его ещё более страшным.
Хронометраж в два с небольшим часа полностью оправдывает себя, в конце даже кажется, что немного не хватило и местами обрывочно, не до конца рассказывается про героев, но, вероятно, в таком жанре и не нужная вся подноготная. Но все же погружение в историю есть и она тебя затягивает!
Итог
Мне фильм понравился по картинке, звуку, игре актеров и историческому контексту. Работа Чан Джэ Хёна точно заслуживает внимания, но понятна до конца будет не всем, а персонажи могут показаться плоскими и ритуальность сильно странной!