Общеупотребительная поговорка: "положение, хуже губернаторского", по всей вероятности, выработалась во времена императора Павла I-го, узаконившего, сверх личной, имущественную ответственность губернаторов в случае разграбления почты.
В "именном указе", 1-го марта 1800 года, данном Сенату, значится:
"По случившемуся в Костромской губернии разграблению почты, при коем похищено было денег и посылок на 19616 рублей, повелеваем, за отысканием сей суммы, оставшиеся 1415 рублей и посылок на 60 рублей взыскать всё сполна с Костромского губернатора Кочетова (Николай Иванович), взяв до того в секвестр имение его.
При том, Сенату нашему, повелеваем: "по всем губерниям дать знать, что, если где, таковое разграбление случится, то управляющие теми губерниями будут за оное отвечать их имением и за таковое послабление в исполнении своих должностей, выключены будут из службы.
О чем Сенат имеет объявить во всенародное известие". (См. Полное собрание законов, № 19301).
Это Высочайшее повеление, вслед за его обнародованием, вызвало со стороны некоторых губернаторов распоряжения "о сопровождении стражей почты с денежными отправлениями".
Так начальники губерний: Псковской - Беклешов (Николай Сергеевич) и Витебской - Северин (Петр Иванович) распорядились "сопровождать почту под охранением двух вооруженных из штатных команд нижних воинских служителей", а в Новгородской губернии почту стали сопровождать заседатели земских судов, т. е. становые пристава.
Сенат, указом 14 июня того же 1800 года, отменил эти распоряжения, объяснив повсеместно губернаторам, что "находит это неудобным и для охранения почт недостаточным и что верное охранение почт происходить должно от искоренения воров и разбойников, также пристанодержателей и всякого насилия, что по законам возложено на земские полиции, под распоряжениями губернатора и губернских правлений состоящие;
и сколь скоро сей пункт, яко, наиглавнейший, к безопасности не токмо почт, но всякого звания проезжающих и проходящих людей, равно и для обитателей губернии, будет в точности исполняем, тогда само по себе выйдет нужное для всего того охранение". (См. полное собр. зак., 14 июня 1800 г., №19452).
Означенное Высочайшее повеление "о личной и имущественной ответственности губернатора за разграбление почты№ вошло в Свод законов, издания 1835 года, а именно в Своде законов уголовных, книге I, Разделе X, в главе первой, под статьей 681, изложено:
Примечание. "В указе 1800 марта 1 (№19301) повелено, если где случится разграбление почты, то управляющие губерниями будут за оное отвечать их имением, и за таковое послабление выключены будут из службы".
В проект №Уложения о наказаниях" (1844 г.) и, в изданное вслед затем в 1845 г. "Уложение" не было введено это узаконение, столь тягостное для гг. губернаторов.
П. Н. Костылев