Найти в Дзене
Людмила Гладкая

Это позор! или Кто решает судьбу молдаван?

Есть президент Молдовы, а есть прозападная «президентка диаспоры». Такой итог выборов подвели сами молдаване. Весь мир в эти дни стал свидетелем преступления против молдавского народа. Который, как оказалось, уже ничего не решает в собственной стране и которого (как в минувшее воскресенье убеждал мир Запад вместе с президенткой с румынским паспортом) вроде и нет вовсе — нет сотен тысяч граждан. Им просто не дали проголосовать. *** Сперва о людях скажу. Восхищаюсь гражданами Молдовы, которые совершили в воскресенье 3 ноября настоящий поступок: понимая, что и во втором туре Санду не даст им проголосовать в России, люди поехали на избирательные участки в Минск, Баку, Кишинев… Не без сложностей по пути. Особенно для проживающих в Калининграде молдаван, которые ехали голосовать в Молдову: их на границе не пропускали литовцы. Другие люди рассказывали, как ехали в Россию через страны Балтии и латвийские пограничники выбрасывали все купленные в Беларуси продукты, воду, сигареты. Дорога в 100 к

Есть президент Молдовы, а есть прозападная «президентка диаспоры». Такой итог выборов подвели сами молдаване. Весь мир в эти дни стал свидетелем преступления против молдавского народа. Который, как оказалось, уже ничего не решает в собственной стране и которого (как в минувшее воскресенье убеждал мир Запад вместе с президенткой с румынским паспортом) вроде и нет вовсе — нет сотен тысяч граждан. Им просто не дали проголосовать.

***

Сперва о людях скажу. Восхищаюсь гражданами Молдовы, которые совершили в воскресенье 3 ноября настоящий поступок: понимая, что и во втором туре Санду не даст им проголосовать в России, люди поехали на избирательные участки в Минск, Баку, Кишинев… Не без сложностей по пути. Особенно для проживающих в Калининграде молдаван, которые ехали голосовать в Молдову: их на границе не пропускали литовцы. Другие люди рассказывали, как ехали в Россию через страны Балтии и латвийские пограничники выбрасывали все купленные в Беларуси продукты, воду, сигареты. Дорога в 100 км через Латвию заняла трое суток из‑за очередей и досмотров… Еще вдруг то «минировали» избирательные участки в Молдове, то мост Рыбница — Резина, по которому избиратели из Приднестровья ехали голосовать, то участок для приднестровцев в лицее в Варнице... По ту сторону, на секундочку, для жителей левобережья было открыто 30 участков, движение по мосту перекрыли. И это всего несколько примеров. Представляете, скольких граждан фактически удерживали, чтобы не дать им проголосовать! Украв у них бесценное время.

…В воскресенье 3 ноября вместе с белорусскими молдаванами и молдаванами, приехавшими из Курской и Белгородской областей, Калининграда, Москвы и Подмосковья, мы мерзли в очереди у молдавского посольства в Минске. Здесь Санду разрешила открыть единственный на всю страну участок, выделив, как говорят, две тысячи бюллетеней.

— А из Калининграда молдаване есть? — спрашивала у голосующих в очереди, услышав рядом фразу: «О, кажется, наши калининградцы приехали».
— А мы тут все молдаване, — улыбнулась женщина. Она молдаванка минская.

Наши, местные, совсем были не против немного померзнуть из‑за прибывших гостей. Наоборот, поддерживали их. Волонтеры угощали чаем и пирожками. Подбодрить людей подходили просто белорусы, мы помним попытки западников лишить нас нашей Родины. Помним, как литовцы и латыши не пускали домой молдавский детский хор, возвращавшийся после гастролей из Беларуси…

Сотни людей с семьями шли голосовать, словно на последний бой за свою Родину. Кто‑то в хорошем настроении — как на праздник, а кто‑то потеряв всякую надежду, понимая неизбежное. Судьбе молдавского народа не позавидуешь.

Судя по тому, как проходил второй тур, утром у Молдовы должен был появиться шанс. Если бы голоса подсчитали честно (даже с учетом того, скольким людям не дали проголосовать). У Санду не было шансов победить. Потому в ход пошли грязные приемы.

За несколько часов до закрытия участков она призвала диаспоры решить за всю Молдову: «
Те, кто проголосует в следующие часы, могут решить, кто будет президентом страны». В следующие часы, как вы понимаете и помните первый тур, да и… американские выборы, «голосовать» собирались и живые, и мертвые, в тех же США и Канаде. Потом в ЦИК Молдовы заявили о некоем «инциденте с системой регистрации избирателей», мол, подверглась кибератаке. И к ночи стало известно, что Стояногло выиграл внутри страны с предварительным результатом 51,19 процента, Санду получила 48,81. Однако якобы 300 тысяч, голосовавших на Западе, сделали свое дело.

После ночных подсчетов Санду сделали президентом (55,33 процента против 44,67). По сценарию голосования на референдуме по вопросу о евроинтеграции и по примеру американцев. Оставленная в президентском кресле заявила, что «победила Молдова». Нет, «победил» Запад.

Легитимность «хромой утки» и «президентки диаспоры» (так окрестили ее молдаване) в стране будет очень слабой. Судя по настоящим результатам. Хотя что с того...

Она «по‑нацистски разделила граждан на сорта, — комментируют люди. — Высший сорт — на Западе, второй — в Молдове, третий — в России, четвертый — в Приднестровье. Но даже в Европе и Северной Америке за нее не проголосовало столько, сколько рисует ЦИК. Поводов не признавать выборы предостаточно».

Это, конечно, позор. Судьбу молдаван — как им жить — решают не они, внутри своей страны. За них это решают извне.

Да, тут еще Зеленский поздравил Санду... Как говорится, в «добрый» европейский путь.

ЦИК Молдовы утвердил итоги второго тура выборов президента и победу Санду.