Более 1,7 тыс. гражданских морских и речных судов намерены построить в России с 2024 по 2037 год. 300 таких заказов уже размещены на предприятиях. На постройку 260 судов в период с 2024 по 2028 год планируют выделить 231 млрд руб. Из этой суммы 136 млрд руб. возьмут в Фонде национального благосостояния, 10 млрд составит доля федерального бюджета, а оставшиеся 85 млрд – это заёмное финансирование. Разбираемся, насколько реалистичны подобные планы развития гражданского флота страны?
Отечественное кораблестроение более трех веков назад началось с военного флота. В ХIX веке появились верфи, на которых велось массовое строительство грузовых и пассажирских судов для внутренних водных путей – Волги, Амура, Енисея. В советское время акцент сделали на рыболовецком флоте, который оставался самым крупным в мире вплоть до 1990-х. Что касается торгового и пассажирского судостроения во времена СССР, то около 70% таких судов были заграничной постройки. В наши дни зависимость многих предприятий от импортных материалов и комплектующих сохранилась. Это создаёт серьезные сложности для наращивания производства. Как задачи строительства торгового и рыболовецкого флота решают в условиях западных санкций, читайте в полной версии статьи на сайте журнала «Профиль».