Найти в Дзене
Радио «Зазеркалье»

Иммануил Кант. Почему мы до сих пор пользуемся идеями великого философа?

И. Кант (ИИ-изображение; источник: канал Walkiman Newsletter)
И. Кант (ИИ-изображение; источник: канал Walkiman Newsletter)

В 2024 году родоначальнику немецкой классической философии исполнилось ровно 300 лет. Его жизнь прошла в Кенигсберге, который после Второй мировой войны отошел к России. Это нынешний Калининград. Таким образом, могила самого великого немецкого философа находится в нашей стране.

Как выглядел Калининград больше века назад (источник: https://www.newkaliningrad.ru/special/koenigrad/ )
Как выглядел Калининград больше века назад (источник: https://www.newkaliningrad.ru/special/koenigrad/ )

Кант не просто прожил в одном городе 80 лет, он был человеком столь строгих привычек и раз и навсегда установленных правил, что его соседи имели обыкновение заводить свои часы в тот момент, когда Кант выходил из своих дверей на утреннюю прогулку. И с этим фактом как-то интересно соотносится одно из самых известных положений этики философа, положение о категорическом императиве. Согласно Канту, «действуй только по такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь желать, чтобы она стала всеобщим законом». (Отмечу в скобках, что только чтение книги Руссо «Эмиль» однажды нарушило привычный порядок жизни философа!).

Иммануил Кант. Один из классических портретов
Иммануил Кант. Один из классических портретов

Многие наверняка слышали такое понятие из учения Канта, как «вещь в себе» (или «вещь сама по себе»). Зачастую мы используем это выражение даже в обыденной речи, если хотим сказать о человеке, которого не можем разгадать. На самом деле кантовская теория познания предполагает, что, говоря простыми словами, объективная действительность никогда не будет соответствовать нашим представлениям о ней, нашей субъективной картине мира. Внешний мир наполняет наши чувства неким хаосом впечатлений, и в наших восприятиях мы имеем дело лишь с нашим собственным опытом, но никак не с самой реальностью.

Поразительно, что подчас то же самое объясняют нам и современные психологи, говоря о том, что мы никогда «не залезем» в голову другому человеку и не узнаем его подлинных чувств. Мы всегда будем иметь дело только с внешними проявлениями, которые будем интерпретировать по-своему.

Наконец, Канта действительно интересовали и вопросы эстетики, то есть вопросы о сущности прекрасного, а также о сущности творчества. Для многих это остается необыкновенно актульным и по сей день (кстати, во времена философа под «эстетикой» понимали нечто иное, скорее, раздел теории познания). Опять же, говоря условно, Кант в вопросах искусства подчеркивал значение формы, а также игры. И это удивительным образом соотносится с теми теориями 20-го века, которые утверждали, что искусство должно уходить от жизни, от копирования действительности, от подражания ей и быть некой игрой чистых форм. Вспомним, как выглядят произведения авангарда и мы сразу поймем, о чем здесь идет речь.

Василий Кандинский «Композиция VIII»
Василий Кандинский «Композиция VIII»

И все же любопытно, что Гете и Шиллер поняли философа не как теоретика «чистого искусства» (или «искусства ради искусства», где его идейное содержание словно неважно), а как теоретика нравственного начала (!) в искусстве. Недаром же Кант писал: «Прекрасное есть символ нравственно доброго».

Получается, если задумываться над серьезными вопросами, то и теперь Кант остается интересным не только философам и ученым. Сама жизнь и образ философа, который, кстати, никогда не был женат, также продолжают являться значительной частью нашей культуры.

И. Кант, портрет
И. Кант, портрет

Автор: Ася Кревец