Найти в Дзене

Шёлк как главная ценность у народов Саяно-Алтая в древности

На протяжении многих тысячелетий народы Саяно-Алтайского нагорья активно участвовали в различных международных политических и экономических процессах, которые происходили в Центральной Азии.

Одним из ярких аспектов культуры этих народов является их мастерство в пошиве одежды. Тюрки Саяно-Алтая выделывали различные сорта кожи и меха, а также валяли войлоки, что позволяло им создавать теплую и практичную одежду, необходимую для жизни в суровых климатических условиях.

Не все ткани были местного производства; многие из них привозились из Китая. Китайские шелка пользовались наибольшей популярностью среди зажиточных слоев населения.

«Женщины, изготавливающие шёлк», Хуэй-цзун, начало XII века
«Женщины, изготавливающие шёлк», Хуэй-цзун, начало XII века

У алтайцев шелк назывался «торко», у хакасов — «торгы», а у тувинцев — «торгу». Эти термины имеют корни в древне-тюркском языке и восходят к слову «torqu», что также означало «шелк».

Китайский шелк, известный своими высокими качествами и разнообразием, играл значительную роль в жизни различных народов, включая народы Центральной Азии.

На территории Тувы, которая в древности входила в состав Тюркского каганата, обнаружены богатые коллекции шелковых тканей в могильниках Монгун-Тайга и Аймырлыг. Эти находки показывают, что тюркская элита активно использовала китайский шелк, который поступал в виде даров и подношений от китайских правителей. Такие практики можно рассматривать как завуалированную дань, которая укрепляла политические связи между различными народами.

Разнообразие шелковых тканей, найденных в этих могильниках, поражает воображение. Фрагменты варьировались от одноцветных до сложных узорчатых, что свидетельствует о масштабах торговли и культурных обменов между Китаем и тюркскими народами. Это разнообразие также подчеркивает высокий статус шелка в обществе, где он использовался для создания нарядной одежды, особенно среди богатых слоев населения.

Деталь шёлкового ритуального предмета одежды. IV век до н. э., эра Чжоу, Китай
Деталь шёлкового ритуального предмета одежды. IV век до н. э., эра Чжоу, Китай

Хакасы, известные своим мастерством в производстве одежды, использовали китайский шелк для пошива традиционных нарядов. Например, женское платье «ипчи когенеп» и мужская рубаха «ир когенеп» шились из шелка различных цветов.

Основным элементом традиционного костюма тувинцев был халат, который шился из различных тканей, включая китайский шелк. В тувинском фольклоре сохранилась пословица о мастерстве местных швеей, которые умели быстро изготавливать «длинные шелковые халаты».

Качество материи, из которой шили халаты, напрямую зависело от благосостояния семьи. Замужние женщины носили особый халат, называемый «эдектиг тон», что переводится как халат с подолом.

Важность шелка в жизни тюркских народов нельзя недооценивать. Он не только служил материалом для одежды, но и стал символом статуса и богатства. Шелковые ткани использовались на свадьбах, праздниках и других значимых событиях, подчеркивая социальное положение их владельцев. Кроме того, шелк имел и экономическое значение, так как его производили и экспортировали, что способствовало развитию торговли в регионе.

Карта основных шёлковых путей в период с V века до н. э. по V век н. э.
Карта основных шёлковых путей в период с V века до н. э. по V век н. э.

Одним из интереснейших археологических открытий, подтверждающих это, являются находки в Оглахтинском могильнике, расположенном в Хакасии и датируемом III-IV веками нашей эры. Здесь были обнаружены полихромные шелковые ткани, которые свидетельствуют о том, что шелк использовался не только в Китае, но и активно экспортировался в соседние регионы.

Разнообразие шелковых тканей, найденных в этих могильниках, впечатляет. Фрагменты варьировались от одноцветных до сложных узорчатых, что свидетельствует о масштабах торговли и культурных обменов между Китаем и тюркскими народами. Это разнообразие также подчеркивает высокий статус шелка в обществе, где он использовался для создания нарядной одежды, особенно среди богатых слоев населения. Важным аспектом является то, что шелк не только служил материалом для одежды, но и имел символическое значение, олицетворяя статус, власть и принадлежность к определенной социальной группе.

Кроме того, шелк играл важную роль в ритуалах и праздниках. Он использовался не только для повседневной одежды, но и для создания нарядов, которые надевались во время особых событий, таких как свадьбы, похороны и другие значимые мероприятия. Шелковые ткани часто украшались вышивкой, что добавляло им уникальности и подчеркивало мастерство изготовителей.

Китайская картина на шёлке, изображающая играющих детей в одежде из шёлка. Су Хэнчэн (1160—1130-е гг.), династия Сун
Китайская картина на шёлке, изображающая играющих детей в одежде из шёлка. Су Хэнчэн (1160—1130-е гг.), династия Сун

Интересно отметить, что торговля шелком способствовала не только экономическому развитию, но и культурному обмену между народами. Шелковые пути, которые соединяли Китай с Западом, стали важными артериями для передачи не только товаров, но и идей, технологий и культурных практик. Это взаимодействие способствовало возникновению новых художественных стилей и ремесел, а также обогащению культурного наследия народов, находившихся на этих путях.

Шелк стал не просто тканью, а символом связи между культурами, отражая многогранность человеческих отношений и взаимодействий на протяжении веков.

Материал подготовлен на основе статьи Кайлачакова Ю.С. Китайский шелк как компонент традиционной культуры тюрков Саяно-Алтая.

Источник:
https://historylib.org/historybooks/pod-red--A-A--Tishkina_Drevnie-i-srednevekovye-kochevniki-TSentralnoy-Azii/13

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!