Алистер Кроули - мистик, йогин, Просветленный духовный Мастер, классик английской поэзии, альпинист, шахматист и путешественник, основатель духовно - эзотерического общества "Орден Восточных Тамплиеров", Гностической Католической Церкви и эзотерической духовной традиции, религии, называемой ТЕЛЕМА.
О МОЕЙ ПРАКТИКЕ ТЕЛЕМЫ И МОЕМ ОТНОШЕНИИ К АЛИСТЕРУ КРОУЛИ, ФРАГМЕНТ МОЕЙ АВТОБИОГРАФИИ:
"в Индии, я принял Посвящение в оккультный орден О.Т.О. (Орден Восточных Тамплиеров), основанный Алистером Кроули (это международная духовная организация последователей Кроули, работающая во имя Света, Жизни, Любви и Свободы, передающая человечеству драгоценные как древние, так и современные духовные Знания, в т.ч. как Учения Кроули, так и Тантры, Йоги, Суфизма, Каббалы. В Индии, я стал ПОСВЯЩЕННЫМ ТЕЛЕМИТОМ. Согласно уставу О.Т.О. и указаниям Кроули, телемиты могут иметь двойное и тройное вероисповедание. В Орден О.Т.О. могут вступать последователи любых мировых религий, не отрекаясь от своей веры. Цель Телемы как духовного Учения и духовного Пути - раскрытие человеком своих подлинных Божественных (заложенных в нас Богом) Даров и Талантов, раскрытие и осознание сути своей уникальной Жизненной Миссии, через духовную практику, в том числе йогу, медитацию и молитву, что называется ПОЗНАНИЕМ СВОЕЙ ИСТИННОЙ ВОЛИ (познанием и узнаванием, распознаванием и различением голоса своего Истинного, Высшего Божественного Я, которое следует отличать от нашего иллюзорного, человеческого, греховно - кармического "я" - эго). Истинная Воля для Телемита - это не эго, не потворство своим страстям и слабостям, а голос Бога внутри сердца. Итог духовной практики Телемы и ее цель - это слияние со своим Высшим Божественным Я в единое целое (ту же цель ставят последователи Профет, только называют это по - другому - "соединением со своим Возлюбленным Я Есмь Присутствием, Святым Я Христа"). Высшее Я, о котором говорят сейчас многие эзотерики, и о котором написана классическая для мировой эзотерики книга Элизабет Клэр Профет, да, то самое Высшее Я, о котором говорит Учение Вознесенных Владык, в Телеме, в терминологии Кроули, называется "Священным Ангелом Хранителем", или сокращенно, САХ. Соединившись со своим Высшим Я, человек обретает Просветление, становится Божественным, Святым существом, исполненным духовной Красоты и Благородства, обладающим Высшей Мудростью, подобным Будде, Шиве, Иисусу, Абрамелину и другим Мастерам древности. Этой цели, с моей точки зрения, достиг сам Кроули - основатель Телемы. Телемиты идут к этой высокой духовной цели через различные духовные упражнения, среди которых они используют как христианские (католические медитации Лойолы), так и мусульманские (суфизм), так и индуистские и буддийские (йога, тантра) и еврейские (каббала). Орден последователей Кроули сохраняет духовные знания индийского тантризма (это тонкая и возвышенная индийская философия, которую не следует путать с сексуальными практиками, популярными в наше время под тем же названием), которому Кроули обучался у своего наставника Теодора Ройсса (а Ройсса учили три индийских Просветленных Тантрика, живые носители Традиции). Также, Кроули обучался у Просветленного цейлонского буддийского монаха Алана Беннета - монаха чудотворца, который умел левитировать в позе лотоса. От Беннета, Кроули получил глубокие знания тонких духовных практик буддизма. Алистера Кроули часто называют "сатанистом", однако вся информация о нем подобного рода, является детищем современной Кроули АНГЛИЙСКОЙ БУЛЬВАРНОЙ ПРЕССЫ. На самом деле, Кроули исповедовал мировоззрение, близкое к индуизму и буддизму и практиковал йогу, не верил в существование библейского сатаны, и был категоричным и непримиримым противником черной магии. К черной магии Кроули относил не только порчи, привороты и проклятия, но и любые магические действия, выполняемые во имя исполнения прихотей своего эго. Например, магическое притяжение денег. Такие практики, Кроули считал недопустимой черной магией. Целью духовного пути, Кроули определял победу над своим эго и растождествление с ним, устранение эгоизма и примитивной животной чувственности. Целью Телемы, Учения Кроули, является не потворство своим слабостям, похотям и порокам, а умение распознавать голос Бога в своем сердце, который Кроули называл ИСТИННОЙ ВОЛЕЙ, и, отличая его с помощью духовной мудрости, развиваемой йогой, от голоса эго (греховного человеческого "я", омраченного кармой), следовать голосу внутренней Божественности, а не голосу "человеческих хотелок". Таким образом, Учение Кроули является диаметрально противоположным сатанизму, воспевающему эгоизм и разврат. Особенно важным на духовном Пути Кроули считал развитие физической и духовной дисциплины и укрепление и оздоровление тела посредством йоги и других восточных практик. Как поэт и писатель, Кроули часто упоминал в своих литературных трудах (которые не следует смешивать с духовным Учением Кроули) азартные игры и наркотики, однако, вопреки тому, что писала о Кроули английская бульварная (сплетенная) пресса, Кроули не был ни наркоманом, ни пропагандистом наркомании. Всю свою жизнь Кроули считал одним из главных своих Гуру Алана Беннета, буддийского монаха, и следовал его Учению, а южный буддизм, очень строго запрещает употребление одурманивающих веществ. Кроули в меру употреблял алкоголь, так как на его уровне духовного развития это ему не вредило, и курил табак через трубку. Духовное Учение Кроули утверждает, что человеческая сексуальность, в своем неискаженном "неистинной волей" виде, является первозданно чистой и божественной, является Даром Бога, а не грехом. Исходя из этих пунктов учения Кроули, многие критики Кроули от лица радикальных христианских сект, обвиняли Кроули в "разврате" и сочиняли о Кроули страшилки о якобы творящихся им и его учениками "оргиях". Однако, на самом деле, в ордене О.Т.О, к духовно - сексуальным практикам допускаются только многократно проверенные и испытанные, и прошедшие МНОГОЛЕТНИЙ ДУХОВНЫЙ ПУТЬ Адепты, также, как и В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ. Именно потому, чтобы сексуальная магия была духовным Таинством, посвященным Богу, и предназначенным для познания Бога и продвижения к Просветлению, а не примитивным животным развратом. Примитивный животный разврат, для последователей Кроули, СТРОГО ЗАПРЕЩЕН, поскольку серьезные последователи Кроули следуют ОБЕТУ МАГИЧЕСКОГО ВОЗДЕРЖАНИЯ - в сексуальные отношения, они вступают только в форме духовной практики, где целью является не обычное удовольствие тела, а духовное прозрение. В Ордене Восточных Тамплиеров, к порядочности в личной жизни и дисциплине физического тела, относятся столь же серьезно, как в католических, буддийских и суфийских традициях. Алистер Кроули верил в Единого Всевышнего Бога, пронизывающего Собой всю Вселенную, и в Его проявления в форме различных Богов и Богинь. хотя Кроули не разделял взгляды ортодоксальных христианских церквей, он верил в Иисуса Христа и в Деву Марию, как в достигших Просветления и единства с Божественностью Духовных Мастеров, и часто в своих литературных опусах, издавал молитвы к Иисусу и Деве Марии, собственного сочинения. В том числе, к наследию Кроули, относится многочастная поэма, восхваляющая Пресвятое Сердце Девы Марии. В духовных книгах, написанных Кроули, очень часто содержатся слова: "Во имя Иисуса Христа", "Во славу Иисуса Христа", "быть подобным Иисусу", и т.д. Главная религиозная церемония церкви последователей Кроули - Гностической Католической Церкви - включает в себя молитвы к Единому Всевышнему Богу (Единому Тайному и невыразимому Богу), а также Причастие, аналогичное христианскому. Кроули очень благоговейно и уважительно относился к православному христианству, и призывал своих последователей "учиться у православных священников". Из христианских святынь, Кроули особенно любил Собор Василия Блаженного в Москве. Кроули очень благоговейно относился к духовному наследию индийских святых Рамакришны и Вивекананды, провозглашавших равную ценность всех религиозных конфессий мира и единство Бога для последователей всех религий и церквей, сочинения Вивекананды он относил к обязательным для изучения телемитами, книгам. Таким образом, вопреки тому, что еще с 19 века и до сих пор, многие люди, имеющие поверхностное представление о личности и учении Кроули, обвиняли и обвиняют Кроули в "сатанизме", Учение Кроули и его духовная практика, никакого отношения к "сатане" и "сатанизму" не имеют. Учение Кроули очень близко к восточным религиям, перу Кроули принадлежит замечательная книга "Восемь лекций по йоге", представляющая собой руководство по индуистской йоге. А зачастую, в ритуалах и молитвах Кроули, встречаются и элементы христианства"
О том, что такое ТЕЛЕМА как духовная Традиция и каковы ее принципы, сказано на официальном сайте Ордена Восточных Тамплиеров на русском языке (https://oto.ru/article.php?articles/magic_thelema/theory/1-2.txt) следующее:
"Телема (названная так по греческому слову, означающему «воля») - это философская школа и религиозная система, которая была создана в 1904 году, когда британский маг Алистер Кроули (1875-1947) получил от таинственной «сущности» по имени Айвасс основополагающий документ Liber AL Vel Legis Sub Figura CCXX. Первоначально эта книга была названа Liber L, а позднее переименована в Liber AL, также ее часто называют Liber Legis, или Книга Закона.
Кроули верил, что Айвасс – не кто иной, как его Святой Ангел-Хранитель. Это таинственное существо предрекло, что на смену нынешнему Эону, времени умирающих и воскресающих Богов, (названного по имени египетского Бога Осириса), грядет новый Эон, который олицетворяет сын Осириса – Коронованный Ребенок-Победитель Гор. Себя Кроули считал Пророком нового Эона, который призван возвестить о нем людям.
Основную концепцию Закона нового Эона можно сформулировать двумя цитатами из Книги Закона:
1. «Делай что изволишь – таков весь Закон» (AL I:40)
2. «Любовь есть закон, любовь в соответствии с волей» (AL I:57)
Для того, чтобы разъяснить себе и другим Книгу Закона, Кроули написал многочисленные комментарии. Предполагается, что телемиты (последователи Учения Телемы) должны истолковать эту книгу сами, каждый для себя, основываясь на комментариях Кроули и других работах; но не ограничиваться лишь собственными интерпретациями и, тем более, не навязывать их другим.
Главной целью Телемы является раскрытие Истинной Воли, которая лежит в основе сокровенных глубин Природы и жизненных устремлений каждого человека. Методы достижения этой цели являются стержнем Магии Телемы.
Телема имеет различные философские, политические и культурные аспекты. Строгой «телемитской доктрины» не существует, но Алистер Кроули написал немало статей и эссе об идеальной личности и идеальном обществе. Его последователи продолжают развивать эти идеи и сегодня. В основе всего лежит личная свобода и осознание того, что каждый мужчина и каждая женщина имеют Божественную природу, а сутью и смыслом Великой Работы является Любовь. ... Согласно Телемитской доктрине, выражение Божественного Закона в Эоне Гора – «Делай что изволишь – таков весь Закон». Этот «Закон Телемы», как его называют, не должен интерпретироваться как разрешение потворствовать любой своей прихоти, а скорее как Божественный мандат на то, чтобы обнаружить Истинную Волю или истинную цель в жизни, и исполнить ее; а также предоставить другим делать то же самое на их собственном уникальном пути.
"Принятие" Закона Телемы - то, что определяет Телемита; если вы называете себя Телемитом, то главным делом вашей жизни становится познание и реализация вашей Истинной Воли. Достижение "Знания и Собеседования со Святым Ангелом-Хранителем" рассматривается как неотъемлемая часть этого процесса. Методы и практики, которые нужно использовать в этом процессе, многочисленны и разнообразны, вместе они сгруппированы под обобщенным термином "Магика" (Magick).
Телема не имеет никакой собственной концепции дьявола или Сатаны, аналогичной иудо-христианской, однако, псевдо-персонификация беспорядка, безумия, иллюзии и эгоцентричного невежества упомянута под именем "Хоронзона". ... Святые Книги Телемы, были получены три года спустя после обретения Книги Закона, в 1907 году. Они ценны не только своими литературными достоинствами, но и неким удивительным эффектом: вчитываясь, вы все больше и больше оказываетесь в плену у «закона Телемы». Эти тексты написаны лишь посредством руки Кроули, поэтому их не следует путать с теми магическими работами, которые он создал при помощи своего интеллекта. В своих «Исповедях» Кроули пишет о них так:
«Дух сошел на меня, и я написал множество книг способом, который мне нелегко описать. Они не были продиктованы, как Книга Закона, но и не были моим собственным сочинением. Я не могу даже назвать это автоматическим письмом. Могу только сказать, что я не находился в полном сознании в тот момент, когда писал, и чувствовал, что не имею никакого права «изменить» даже написание букв. Книги были написаны максимально быстро, я ни разу не останавливался для обдумывания и не осмеливался исправлять что-либо. Возможно, «безграничное вдохновение» – единственная адекватная фраза, способная что-то объяснить, но это понятие настолько дискредитировано, что люди не склонны признавать его возможность».
Святые Книги Телемы формируют канон Телемитского Святого Писания. Помимо «Книги Закона», в него также входят:
1. Liber I: Liber B vel Magi - "Книга Мага". Описание Степени Мага, самой высокой степени из тех, что могут быть как-либо выражены на этом плане. Или то, как она описывается Мастерами Храма.
2. Liber VII: Liber Liberi vel Lapidis Lazuli - Это Слова Рождения Мастера Храма. Природа этой книги достаточно объясняется ее заглавием. Ее семь глав соотносятся с семью планетами в следующем порядке: Марс, Сатурн, Юпитер, Солнце, Меркурий, Луна, Венера.
3. Liber X: Liber Porta Lucis – рассказ о Мастере Терионе, посланном A.•.A.•., и объяснение его миссии.
4. Liber XXVII - является книгой Триграмм изменений ДАО с ИНЬ и ЯН. Рассказ о космическом процессе, соответствующий станцам Дзян в другой системе.
5. Liber LXV: Liber Cordis Cincti Serpente – отчет об отношениях Соискателя с его Святым Ангелом Хранителем. Эта книга дается Соискателям, достигшим Знания и Собеседования со Святым Ангелом Хранителем - как Корона Внешней Коллегии.
6. Liber LXVI: Liber Stellae Rubeae - тайный ритуал, Сердце IAO-OAI, переданный V.V.V.V.V. для использования некоторым образом в связи с Liber Legis. Сексуальная Магия скрыта в символах.
7. Liber XC: Liber Tzaddi vel Hamus Hermeticus - рассказ о Посвящении, и указание тем, кто пригоден для него.
8. Liber CLVI: Liber Cheth vel Vallum Abiegni - "Книга Хет или Гора Абиэгни". Эта книга - великолепный рассказ о задаче Свободного Адепта, изложенный в виде символов внеинтеллектуального плана. Сексуальная магия скрыта в символах.
9. Liber CCXXXI: Liber Arcanorum - рассказ о космическом процессе, в том виде, в каком он показан Арканами Таро. Порядок 22 Арканов, объясненных как формула Посвящения.
10. Liber CССLXX: Liber A'ash vel Capricorni Pneumatici - анализирует природу творческой магической силы в человеке, объясняет, как пробудить и использовать ее и указывает как общие, так и конкретные цели, которых можно достичь с ее помощью. Содержит истинный секрет всей практической магии. Сексуальная магия тщательно скрыта в символах.
11. Liber CD: Liber Tau vel Kabbalae Trium Literarum - графическая интерпретация Таро в плане посвящения. Анализ еврейского алфавита по семи триадам, каждая из которых образует троицу симпатических идей, относящихся, соответственно, к трём орденам, представленным в A.•.A.•.
12. Liber DCCXIII: Ararita - эта книга рассказывает о Гексаграмме, методах сведения ее к Единому и Запредельному. Она описывает на магическом языке секретнейший процесс Посвящения.
Liber XXX Aerum vel Saeculi, sub figura CDXVIII, или «Видение и Голос» также является одной из главных телемитских книг. Она содержит отчет о путешествиях Алистера Кроули по 30 енохианским Этирам, однако она не включена в Канон Святых Книг Телемы. ... Телемитские практики
Телемит не обязан использовать все возможные упражнения, какие только существуют в магии. Каждый практик имеет значительный простор при выборе методов, соответствующих его или ее индивидуальным потребностям. Некоторые из этих методов практиковались и практикуются многими религиями прошлого и настоящего; это молитвы, медитации, изучение религиозных текстов (Телемы и других религий), пение, символические и инициатические ритуалы, религиозные упражнения, воспитание самодисциплины, и т.д.
Однако некоторые из наших методов традиционно связаны с тем, что называется "оккультизмом"; то есть, с астрологией, предсказаниями, гаданием, йогой, тантрической алхимией и беседой с "ангелами" или "духами". Все это принимается телемитами как потенциально эффективные средства для духовного проникновения в характер и природу Вселенной и постижения своего места в ней. Это понимание может быть достигнуто лишь путем постоянного совершенствования в магической работе.
Любое действие, которое не направлено на выявление и реализацию Истинной Воли, Телема рассматривает как "черную магию". Сюда входит и вмешательство в дела любого другого индивидуума, которое нарушает его право обнаружить и выполнить его собственную Истинную Волю. Телемитская доктрина утверждает, что дисгармония и неустойчивость, которую создают такие действия, кончаются компенсационным, адекватным ответом со стороны Вселенной; эта доктрина подобная восточной концепции "Судьбы" или "Кармы".
Телемитские практики могут быть индивидуальными и групповыми. Важнейшей групповой церемонией является Гностическая месса, написанная Алистером Кроули во время его приезда в Москву в 1913 году. В Liber Aleph Кроули перечисляет следующие практики «для защиты от своих призрачных врагов»:
1. Никогда не пренебрегай четырехкратным поклонением Солнцу в его четырех положениях, таким образом подтверждая свое место в Природе и Гармонии. (Liber Resh)
2. Никогда не пренебрегай выполнением Ритуала Пентаграммы и принятия форм Хор-па-краата. (Liber O)
3. Не пренебрегай Чудом Мессы, либо в виде обряда Гностической Католической Церкви, (Liber XV), либо в виде Мессы Феникса (Liber XLIV).
4. Не пренебрегай Мессой Святого Духа, если сама Природа подсказывает тебе совершить ее.
5. Также совершай путешествия по Эмпиреям в Теле Света, в поисках Обителей все более ярких и сверкающих.
6. Наконец, постоянно упражняйся в восьми частях Йоги.
В XXI главе своей другой книги - «Магия в теории и на практике» Кроули также пишет о необходимости тренировки тела с помощь методов йоги, отсылая к техникам, описанным в первой части Книги Четыре. Здесь же он дает список наиболее важных магических практик:
1. Укрепление Тела Света постоянной ритуальной практикой, принятием Божественных форм и правильным использованием Причастия.
2. Очищение, освящение и экзальтация тела с помощью ритуалов инвокации.
3. Обучение Тела Света посредством опыта. Оно должно научится путешествовать на любые планы и преодолевать любые препятствия, мешающие этому. Такой опыт должен быть, по возможности, системным и регулярным, но бесполезно путешествовать к сферам Юпитера или Венеры или даже по 30 Этирам, если вы пренебрегаете путешествиями по непривлекательным меридианам. Нельзя отбирать какие-либо особые упражнения, необходимые для удовлетворения текущих потребностей. Нужно настойчиво проходить через все ворота, какие только встретятся на пути. ... " (с русскоязычного сайта Восточных Тамплиеров, Корректор: Sr. Retenu
© PAN'S ASYLUM Oasis O.T.O.)
О личности и духовном пути Кроули, на официальном русскоязычном сайте О.Т.О, сказано следующее:
"Алистер Кроули родился 12 октября 1875 года в Великобритании. А умер 1 декабря 1947 года в английском местечке Незервуд (Netherwood). Еще, будучи студентом Кембриджа, он - поэт, альпинист и неутомимый экспериментатор в любовных развлечениях, во время одного из путешествий неожиданно пережил мистический экстаз: "Во мне проснулось знание того, что я вовлечен в магические намерения, становящейся сознательной и требующей удовлетворения части моей натуры, которая до того момента была, по существу, скрыта от меня".
Незаурядность и обаяние личности Кроули признавались даже его злейшими врагами. Хотя, по отзывам близко знавших его людей, у Кроули был далеко не простой характер. К примеру, он не умел общаться с людьми и часто отталкивал от себя даже своих самых преданных друзей. Однако и его смерть, и, особенно его жизнь были настолько мифологизированы, что теперь непросто отделить реальные факты от всего того, что ему лишь приписывали.
Между тем, Кроули никогда не приносил человеческих жертвоприношений и никогда не обвинялся ни в одном уголовном преступлении. ... Кроули не был сатанистом (хотя он называл себя Великим Зверем и не скрывал, что его философия имеет антихристианскую направленность), он не был гуру Гитлера и никогда не встречался с ним (Хотя посылал ему и Сталину свою Книгу Закона). Кроули не был "черным магом", и сам никогда не делил магию на "черную" и "белую".
Разумеется, Кроули не был совершенством, и наш Орден (Ordo Templi Orientis) - отнюдь не является "фан-клубом" его беззаветных поклонников Но, теперь после его смерти, значительное влияние Кроули на современное искусство, литературу, религию и философию признаны даже его самыми непримиримыми критиками. Для нас же главное - это то, что Алистер Кроули не только возродил Древнюю Магию, но и превратил ее из непонятного анахронизма в искусство и науку, необходимую в современной жизни.
Подробности его смерти до сих пор остаются неясными. Кроули умирал в здравом уме и относительном достатке. Его последние работы "Книга Тота" и "Магия без слез" - ярки и остроумны. А его последним пристанищем стал вполне пристойный пансион. ... Классическое определение магии Алистер Кроули дал в своей работе "Магия в теории и на практике": Магия (Magick) - это Наука и Искусство производить изменения в соответствии с собственной Волей (Желанием). Такое определение может ввести в заблуждение своей простотой. Ключевое слово здесь, конечно, Воля (Will). Согласно Кроули, любое волевое действие имеет "магическую природу": чистка зубов, чтение книги, прогулка c собакой. Напротив, любое неосознанное механическое действие (к примеру, машинальное закуривание сигареты) - лишено магической природы. Так что все мы "маги" в каком-то смысле, но мало кто способен понять это и извлечь для себя какую-то пользу. Ведь под "истинной Волей" Кроули понимал вовсе не то, что в данный момент больше всего хочется человеку. "Учитесь желать - писал Элифас Леви (которого Кроули считал одной из своих предыдущих реинкарнаций) - Как можно научиться желать? Это первый секрет магического посвящения".
Истинное желание - это частичка Божества, которая присутствует в душе каждого человека. И именно в этом смысле, Леви (а вслед за ним и Кроули), считали, что "человек - это несовершенный Бог". "Оператор Великого делания должен быть абсолютным властелином над самим собой ... Его жизнь должна быть жизнью желания, направленного одной мыслью", - считал Элифас Леви. ... "Слово Закона - Телема", - говорится в главном произведении Алистера Кроули - Книге Закона. Именно этим греческим словом (которое переводится как "Воля") названа богословско-магическая концепция, изложенная в работах Кроули. Согласно ей все проявленное существование является результатом взаимодействия двух космических принципов: бесконечно расширяющегося, уникального пространственно-временного Континуума; и атомистического, индивидуально выраженного Принципа Жизни и Мудрости. Взаимодействие этих Принципов вызывает к жизни Принцип Сознания, которое управляет существованием. В Книге Закона божественные Принципы персонифицированы троицей древнеегипетского пантеона: Нюит, Богиня Бесконечного Пространства; Хадит, Крылатый Змей Света; и Ра-Хор-Хуит (Гор), Солнечный, Соколиноглавый Бог Космоса. Телема следует традиционной герметической доктрине о том, что каждый человек обладает душой или "Световым телом" и имеет собственного "Святого Ангела-хранителя"; который может рассматриваться и как "высшее я", и как отдельное, разумное, божественное проявление.
Как и буддисты, многие телемиты верят, что после смерти физического тела "световое тело" подвержено перевоплощению. "Световое тело" приобретает мудрость, сознание и духовную силу через циклы перерождений; по сути, судьба человека после смерти, в конечном счете, определена его Волей. ... ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ТЕЛЕМА САТАНИЗМОМ?
Нет. Сатана - иудео-христианское божество, а Телема - не иудео-христианская религия. Вера в сатану подразумевает веру в библейского Бога, веру, которую мы также не разделяем. Вообще же телемиты готовы в большой степени признавать неотъемлемой частью себя то, что Карл Юнг назвал "тенью", то есть персонификацию подавляемых желаний и хаотических сексуальных импульсов. По нашему мнению, нежелание признать и объединиться с этой "тенью" ведет к неврозу и боли. Однако поскольку большинство христиан ассоциируют сатану с этим комплексом идей, они подчас обвиняют в сатанизме телемитов, которые не скрывают практическую и символическую работу в этом направлении. Но было бы некорректным делать обвинения, используя теологические термины. Проблема осложняется синкретичным духом телемитской ритуальной практики, для которой могут быть заимствованы образы из любого полезного источника, включая те, которые вульгарно, либо по причинам религиозной нетерпимости считают сатанинскими. Например, ортодоксальный христианин может считать буддистские символы сатанинскими; впрочем верно и обратное. Некоторые телемиты любит использовать такие образы просто из-за того, что они позволяют переступать ограничения и разрушать табу.
Больше того, признавая, что не все воды любой религии грязны, Телема является своего рода философской структурой, в рамках которой вполне можно быть приверженцем какой-либо другой религии или философии. Таким образом, могут быть телемиты-иудеи, телемиты-христиане, телемиты-масоны, а также виккане, буддисты, индуисты, даосы.
Бесспорно, данная проблема слишком сложна, чтобы здесь дать на нее исчерпывающий ответ. Однако в заключение следует еще раз констатировать, что Телема это не сатанизм, и не христианство, а независимая религиозная и философская система. ... Элифас Леви писал, что "человек по своей природе - это несовершенный Бог". Магия - это путь к высшей силе, а точнее, к соединению человека с Богом. Именно в этом, по мнению Алистера Кроули состоит "Истинная Воля" каждого человека. Согласно эзотерической традиции Человек символизировался Пентаграммой (так как именно в Пентаграмму прекрасно вписывается человеческая фигура), Гексаграмма (два наложенных друг на друга треугольника) олицетворяла собой Бога или Космос. Соответственно союз Человека и Божественного Духа символизировался брачной формулой 5+6=11. Поэтому, Одиннадцать в телемитской традиции - это число Магии, помогающей заключить Союз с Богом.
Таким образом, путь телемита состоит из двух этапов инициации. Первый - это познание и реализация своей Истинной Воли. Неотъемлемая часть этого процесса - достижение "Знания и Собеседования со Святым Ангелом-Хранителем". Используя каббалистическую терминологию, можно сказать, что Святой Ангел-Хранитель соответствует Сфире Тифарет Древа Жизни. Путь к Ангелу-Хранителю это Путь LVX (Света). Но он нелегок. Маг должен овладеть силами четырех стихий, энергией чакр и использовать их при работе в своем внутреннем микрокосме. Познание своего Святого Ангела-Хранителя - это глубоко интимный, личный процесс. Ни один учитель не скажет, когда и в каком облике явится вам это Высшее Существо. По сути, Святой Ангел-Хранитель - это тот образ, в котором Бог проявляется для каждого индивидуума, который следует по магическому пути. Святой Ангел Хранитель - это ваш Бог. Он не будет заставлять вас падать на колени и рассчитывать, что вы будете выполнять желания других. Он будет вас сопровождать, будет рядом, когда это необходимо, а во времена серьезных противостояний Он станет кровью, которая будет закипать в ваших жилах. Он будет смеяться вместе с вами, когда вы будете счастливы, и подержит вас в трудные времена." (https://oto.ru/article.php?articles/faq/1-faq.txt)
Брат Марсий, Посвященный Ордена О.Т.О., духовной Традиции, основанной Алистером Кроули, пишет:
"Говорят, все повторяется, все циклично и развивается по спирали. Что ж, вопросы, которые вплывают в сети, точно цикличны и повторяются – например, вечное «Кроули – сатанист!» было популярно лет 20 назад. И снова стало всплывать и появляться.
И раз Кроули периодически я тут вспоминаю, то, пожалуй, стоит дать ответ - на новом цикле этого утверждения. Этого, точнее, сказать, грубого заблуждения.
Итак – нет, Кроули не сатанист, телема – не сатанизм.
И тот, кто с самого начала считал иначе, разумеется на слово тут не поверит, так что начнем с того, что он сам пишет о Дьяволе:
«Дьявола не существует. Это ложное имя, которое придумали Черные Братья, дабы придать видимость единства невежественной путанице своих разрозненных представлений. Если бы дьявол обладал целостным единством, он был бы одним из Богов. «Дьявол» — это Бог любого народа, вызывающего у вас личную неприязнь».
А еще: «Сатана - воплощение выдуманной человек вины за выдуманный человеком грех».
И сложно обвинить в поклонении Дьяволу того, кто не принимает идею о реальном существовании самого Дьявола.
Тут стоит оговорить, кстати, что Дьявол и Сатана не вполне одно и тоже, а уж подавно Люцифер, часто к ним приравниваемый, это вообще не дьявол, а римский бог, пероснифакация планеты Венера.
Блаватская когда-то выпускала журнал «Люцифер» - то есть «Несущий свет», и в этом нет ни намека на сатанизм. Вообще люди видят сатанизм, обычно по принципу «свинья везде грязь найдет» - видят и в Люцифере, и в масонстве и в фигуре Бафомет а было время - примерно во времена Кроули как раз – сатанистами объявляли, например, тех, кто практиковал сексуальную магию.
И языческих богов приравнивали к сатане и где только его не находили – при том, что организованный сатанизм, как религия вообще, куда моложе и во времена Кроули ввобще еще не существовал
Станислас де Гуайта искал везде происки сатанистов и нашел их и в язычестве, и в шиваизме – течении индуизма, почитающем Шиву. Но понятно что индуист или язычник не может быть сатанистом, хотя бы потому, что Сатана, Дьявол – это персонаж авраамических религий. В иудаизме он есть – и там он ангел, испытывающий людей на твердость их веры. И в христианстве он есть – уже как враг бога, и между ними уже большая разница. А в от в язычестве его нет! И в шиваизме его нет. И что бы реально поклоняться Сатане, надо верить в реальное существование реального Сатаны как врага единого бога – а для этого пришлось бы стать христианином.
Очевидно, Кроули христианином не был, а потому поклоняться христианскому Сатане, Дьяволу, ну никак не мог. Для такого поклонения надо принять идею единого бога, который есть высшее добро и единого источника зла, Сатаны, как врага бога, злого антибога – что вдобавок еще и невозможно для учения, которое стремится к обретению единства, а не разделению мира (это я уже про телему).
И кто-то скажет – «Он же писал про Сатану!».
Да, а еще он писал:
«О мой Бог! Един твой исток! Един твой Дух! Едино твое изменение!
Позволь мне восхвалить твое совершенство перед людьми.
Слава и Благодарение Богу! Он — единственный Бог, и Бог поистине великий. Он повсюду с нами, и нет другой силы, кроме как в Нем, возвышенном и великом»
И еще
«Верую в единого, тайного и невыразимого Бога»,
и
«Бог тайный и пресвятой, источник жизни, источник любви, источник свободы, пребудь в нас постоянно и мощно, сила энергии, огонь движения; позволь нам трудиться с тобою усердно, чтобы соприсутствовать в премногой радости твоей».
Это все из ритуалов Кроули.
Кроули, выросший в христианской семье, и близко не отрицает веру в бога, кстати, но отрицает христианские представления о боге. Бог не царь мира, не источник добра, этот бог во всем – в добре и в зле, в свете и тьме, в адской бездне ужаса и в райском экстазе.
В свое время Билл Хайдрик, популярный оккультный писатель, некоторое время возглавлявший Орден Восточных Тамплиеров, пересчитал все упоминания Сатаны и Христа в работал Кроули, в его журнале Эквинокс и прочее, и оказалось, что о Сатану он упомянул 165раз!
И Иисуса – 1260.
И порой оба имени идет бок о бок – например, есть слова: «Люди поклоняются Сатане под именем Иисуса; люди поклоняются Люциферу под именем Брахмы; люди поклоняются Левиафану под именем Аллаха; люди поклоняются Велиалу под именем Будды».
И это значит, что все едино и все боги – это один бог, почитая его в любом образе человек почитает его.
Кроули, кстати, строго предостерегал против оскорбление каких-то чужих богов – тот, оскорбляет единого бога в одном образе оскорбляет его во всех.
Но это вроде как слова одного человека. Отойдем подальше, что бы был большие охват, и посмотрим всю на телему, на телему, на ее суть как учения, на цели, которые ставят перед собой ее адепты.
И первейшая цель, к которой стремится последователь в телеме - это установление контакта со своим Святым Ангелом-Хранителем, Кроули отталкивается от операции Абрамелина, описанной в одной из классических старых магических книг, на момент жизни Кроули только-только переведенной на английский.
В книге описана огромная магическая операция, к которой адепт долго готовится, отстранившись от дел и суеты, на год погрузившись в познание себя и изучение своего внутреннего мира, после чего призывает своего Святого Ангела-Хранителя, и далее обретает силу призывать ангелов и демонов и делать талисманы.
Книгу перевел на английский лидер Ордена Золотой Зари Макгрегор Мазерс. Мазерс уверял, что говорит с Тайными Вождями – высшими духовными адептами мира, скрыто влияющими на духовную эволюцию человечества и хранящими все знания. Идею контакта с Вождями разделял и Кроули и искал связь с ними – и говорил, что нашел.
Он сделал основой своего пути ту цель, что ставила магия Абрамелина, и купил дом на озере Лох-Несс, специально, что бы оборудовать там место для операции Абрамелина.
И это его цель – контакт с Ангелом-Хранителем. И это сильно повлияло на телему и стало первой задачей в ней – достижение контакта со Святым Ангелом-Хранителем. Вот на что стоит обратить внимание – вовсе не Сатана тут в центре, а Ангел-Хранитель.
И во время этой работы сам Кроули дал клятву, как принято, и ее текст, сохранившийся в его дневниках, включал слова:
«Я, в присутствии Господина Вселенной, и всех Божественных и Ангельских Сил, связываю себя духовно. Клянусь
Объединить мое сознание с Божественным, насколько мне будет позволено, и насколько я получу помощь от Богов, Живущих Вечно. И я полностью подчиняюсь Божественной Воле.
Использовать мои силы для Духовного благоденствия всех тех, с кем я могу войти в контакт.
Не оставлять места Злу; и совершать вечную войну против Сил Зла: пока даже они не станут искупленными во Свете.
Всецело и полностью верить в Единого и Всемогущего Господа Бога; как написано «Блаженны уповающие на него».
Поднять Крест Жертвы и Страдания; и воспламенить мой свет перед людьми, чтобы они воистину восславили моего Небесного Отца.
Такой вот сатанизм...
Но обрести собеседование со своим святым ангелом – лишь начало, а далее, как программа-максимум, - пересечение Бездны,
Бездна – условная область не Древе Жизни, которое, среди прочего, есть карта духовного подъема адепта ко все более высоким уровням, и Бездна отделяет три верхних Сефирот, отделяет мир, познаваемый разумом, от полного и нерушимого вечного единства всего.
Пересечение Бездны – это нечто вроде западной версии просветления, это достижение полного единства со Вселенной. Оно подразумевает готовность отречься от всего, от всех ожиданий и представлений, от собственного эго, и переродится, став единым с миром.
И на пути к этой цели используются:
1 – маги.
2 – медитации и йога.
Магия как духовный путь – идея традиционная, ортодоксальная и еще античный философ Ямвлих учил, что магия – это путь к богам. Религиозные ритуалы – это лишь начало, а магические ритуалы в честь богов, ведущие человека ко все более духовными уровню, ко все более тонким и возвышенным силам – это следующий шаг, это теургия, божественная магия, для которой религиозные обряды – лишь первая ступенька на пути.
Идеи Ямвлиха – одно из фундаментальных оснований современной магии, цель таких ритуалов – духовное развитие и возвышение человека, достижение божественности. Это и у Золотой Зари, это есть и в мартинизме, в телеме и где угодно
А медитации и йога вошли в западную магию в 19 веке, и с тех пор стали совершенно неотъемлемой ее частью. И телема неотделима от них – в том числе от практик раджа-йоги. Надеюсь, йогу в сатанизм никто записать не попытается. Хотя кого я обманываю? Разумеется, кто-то попытается и йогу тоже записать в сатанинские учение, было бы желание.
Медитации всегда были частью западного мира, хотя и не в самой явной форме и с другими названиями, но конец 19 - начало 20 века начал слияние западного оккультизма и восточных учений. Йога стала стандартной подготовкой к ритуальной магии, развивающей качества, необходимые для ритуальной работы.
Сформировалась своя школа медитаций сугубо оккультных, свои техники, методы, позы, визуализации и мантры. Адепты напрямую стремятся к достижению самадхи через медитацию или через ритуал, который по сути ничто иное, как сложная, динамическая медитация, со словами, жестами, визуализациями. И здесь важна суть, а не сопутствующая идеология, взятая из каких-то религий.
Кроули написал книгу по части йоги, трактуемой с позиции западной магии, а в числе книг, обязательных к прочтению адептами его Ордена Аргентум Аструм числится «Раджа Йога» Свами Вивекананды.
Кроме того, среди практик телемы – служенные избранному божеству, описанное в тексте Либер Астарта – и это, по своей сути, западная версия бхакти-йоги, преданное служение богу для объединения с ним
Бхакти-йога говорит о возможных вариантах отношения с божеством – как с господином, как с другом, как с любовником, как с отцом. Кроули рекомендует обращаться к нему как к господину, отцу, брату, другу, любовнику. И дает такое указание практику:
«Пусть исключит из своей жизни все действия, слова и помыслы, ненавистные избранному Божеству. Кроме того, пусть избегает всякой грубости и немилосердия в мыслях, словах и поступках, памятуя о том, что над избранным Божеством стоит то Единое, в коем всё суть Одно.
Пусть служитель переплавляет в тигле своего сердца каждую мысль, слово и действие в духовное золото своего служения.
Например, приступая к еде, пусть говорит: «Я вкушаю эту пищу благодаря Богу моему, который ее мне ниспослал. Пусть эта пища придаст мне сил для служения Ему».
Или, укладываясь спать, пусть говорит: «Я отхожу ко сну благодаря Богу моему, который ниспослал мне отдохновение. Пусть этот сон освежит меня для нового служения Ему».
А как на образец для такой практики Кроули ссылается на Игнатия Лойлу основателя Орлена Иезуитов, который разработал целую систему медитативных христианских тренировок, изложенную в книге «Духовные упражнения».
И у нас получается следующая – Дьявола нет, боги - есть, цель практики – найти своего Ангела-Хранителя, а затем достигнуть просветления, через йогу, медитации и магические ритуалы, соединяющие человека с божественным.
Вот это - суть. В форме, при желании, можно найти сатанизм, да, как его находили в язычестве, масонстве или шиваизме. Но это суть, и для Сатаны тут вообще нет никакого особого места.
Кроули умер в 1947 году. Через 19 лет после его смерти Антон Лавей открыл свою Церковь Сатаны – и вот тут, пожалуй, и начался настоящий сатанизм, а не воображаемый. Люди всегда видели во всем вокруг происки некий сатанинских культов – вот такой культ появился, наконец. Да и в нем нет буквального, христиански понимаемого, Сатаны, онтам скорее просто метафора.
Вот только Кроули в это время уже мертв, а сам Лавей уверяет, что у его сатанизма с Кроули нет ничего общего.
А еще позже, в 80-х, по миру пронеслась истерия одержимости поисками сатанизма, когда толпы требовали, например, запретить, американским детям праздновать Хэллоуин и собирать конфеты – потому что это же тайная месса сатанистов и служение самому Дьяволу!
В сатанисты записали Чарли Мэнсона – маньяка, да, но уверявшего, что он новый мессия, а вовсе не почитавшего Сатану.
Истерическое разоблачение сатанизма во всем подряд стало для кого-то бизнесом, и не смотря на тот просто факт, что никаких следов и доказательств реальности сети сатанинских культов, держащих мир в своей власти и близко не было найдено, идеи пустили корни.
И вернули на повестку давнее утверждение «Кроули – сатанист, телема – сатанизм», которые периодически возвращается обратно. И снова звучит – «телема – сатанизм!»,. Такой вот сатанизм, который восхваляет в своих ритуалах единого бога, стремиться обрести святого ангела – хранителя, достигнуть просветления и единства со вселенной...
Сатанизм же во всем тут можно усмотреть лишь с одним условием если смотрящий уверен, что его личное мнение (или мнение, кем-то ему навязанное под видом его личного) – это высшая истина, а сатанисты все кто с ним не согласен!
Вот именно так и возникает эта вопиющая нелепость, когда сатанизм находят у язычников, индуистов, в агни–йоге, или да – в телеме. А то и буддизме!
Потому как доходит до того, что иной раз люди уверяют, что буддисты поклоняются Сатане, и показывают в качестве доказательства рисунки с духами – покровителями, которые защищают буддистов, дают им блага и прочее.
Если для кого-то другие боги – это все сразу оптом Сатана, а любая иная точка зрения - сатанизм, то его мир полон сатанистами, и в нем телема – сатанизм, а Кроули - сатанист. Но только в нем, и это его лично дело – и это как раз. О чем и писал Кроули: «Дьявол» — это Бог любого народа, вызывающего у вас личную неприязнь». То есть это слово, которым можно назвать все, что отличается от привычного". (Марсий).
Олег Телемский, Посвященный О.Т.О., об Учении Кроули и "сатанизме" пишет:
"Поскольку вопрос о взаимоотношениях Телемы и сатанизма рано или поздно возникнет, я решил написать все, что думаю по этой теме. С завидной цикличностью на форумах О.Т.О. появляются некие субъекты, которые пытаются приравнять Телему к сатанизму, как изнутри сатанизма (критика слева – «чего вы такие терпимые?»), так и извне, с ноткой осуждения («Кроули – Зверь. А, ну все понятно»).
Посему считаю необходимым сказать по этому поводу следующее. Если исходить из любой ортодоксальной позиции, которая считает сатанизмом и детьми сатаны все, что не является их религией, то, безусловно, она может сколько угодно относить туда и Телему. Понятно, что дискуссия на таком уровне вестись не может, а в случае возникновения подобных пассажев они будут безжалостно удаляться.
Диалог может происходить, если следовать четким законам методологии: внимательно проанализировать основные пункты мировоззрения тех, кто в настоящее время называет себя сатанистами, затем проанализировать отношение Телемы к тем же вопросам и посмотреть – чего больше – параллелей или противоречий. Именно такую попытку я и предпринимаю.
Основным идеологом сатанизма является Антон Лавей или, как его называют, «черный папа». Говорить о каком-либо долавеевском сатанизме глупо, поскольку его просто не было. Разумеется, существовали особые декадентские кружки и элитные общества типа «клуба адского огня», но их «сатанизм» не имел даже попыток создать мировоззрение и был не более чем эпатажем или символом чуждости общепринятым ценностям. Кристаллизировать же сатанизм в отдельное мировоззрение впервые попытался Лавей, и любой сатанист, помимо своей воли, находится под его влиянием.
Некоторые внешний параллели между Телемой и сатанизмом обусловлены именно тем, что Лавей просто передрал некоторые идеи Кроули, причем, придав им совершенно другой контекст.
Самым ярким примером подобному является смысловое поле главного девиза Телемы: «Делай, что желаешь – таков закон». В Телеме в этих словах сформулирована достаточно сложная и тонкая философия, связанная с пониманием и осуществлением своей истинной Воли через магическую и психологическую работу. Истинная Воля достигается в результате собеседования со своим сокровенным центром – Святым ангелом хранителем (в юнгианстве – Самостью). Эта работа, которая может занимать не один год и даже не один десяток лет. Чтобы делать, что желаешь, нужно узнать, ЧТО желаешь, а если одно желание перекрывается другим, то ни одно из них, по определению, не является истинным.
Эти очевидные для каждого Телемита истины в сатанизме отсечены практически серпом по яйцам. «Делай, что желаешь» оказывается синонимом «поступай, как тебе в голову взбредет», правда, с одним маленьким дополнением – «постарайся при этом себе не навредить, и для этого тебе даны мозги». То есть все совершенно утилитарно и никакой своей ИСТИННОЙ воли, никакого иного себя «Я в Тебе, которого ты не знаешь» в сатанизме нет и близко. Сатанинская «разумность», которой они так гордятся, не более чем инстинкт самосохранения.
Представьте себе сложную теологию духовного восхождения, к примеру, Валентина или Василида со всем их символическим богатством, и сравните с самой конкретистской упертой христианской сектой типа «свидетелей Иеговы» с их раем в созвездии Ориона, и вы составите примерное представление о пропасти, отделяющей Телему от сатанизма.
Несомненно, сатанизм и Телема в одинаковой степени осуждают христианский взгляд на секс и эротику как на нечто греховное и порочное. Но, присмотревшись, мы видим, что мотивы, которые стоят у истоков, совершенно разные.
Для сатаниста секс – это не более чем животная потребность, которую следует осуществлять без чувства вины и стыда. С отрицанием вины и стыда телемит, безусловно, согласиться, но вот сводить секс исключительно к инстинкту для телемита едва ли не худшая ересь, чем утверждение секса как греха и порока. Все писания сатанизма насквозь ЭТОЛОГИЧНЫ, они изучают механизмы поведения животных и рекомендуют активно применять их для себя. Поскольку большинство людей действительно не более, чем животные, эти предлагаемые стратегии смешения агрессии и секса оказываются весьма эффективными.
Телема, напротив, устремлена не к животному, но к сверхчеловеку, и сексуальность является королевской дорогой на этом пути. Сексуальная магия и вовсе разговор особый, важно то, что для телемита секс тесно связан с божественным. Через женщину мы сливаемся с Богиней, владычицей нашей, что видно из следующей цитаты Кроули: «Когда Вы пьете и танцуете и вызываете восхищение, Вы не «безнравственны», Вы не «рискуете вашей бессмертной душой; Вы выполняете предписания нашей святой религии, которая предполагает только то, что Вы всегда должны расценивать ваши действия с этой точки зрения. Не принижайте себя, не разрушайте, не обедняйте ваше удовольствие, упуская высшую радость, пребывание в Мире, которое приносит понимание. Не обнимайте простую Мэриан или Мелузину; она – сама Нюит, специально созданная и воплощенная в человеческом обличии для того, чтобы вы получили бесконечную любовь, отведали вкус Эликсира Бессмертия даже на Земле. «Но экстаз будет твоим и радость земли: всегда во имя Мое! Во имя Мое!».
Для сатаниста этого высшего «во имя мое» просто не существует, и все действие остается прочно приковано к инстинкту и материи. Характерно также, что в Телеме практики сексуальной магии даются только на высших ступенях достижения, после постижения своей истинной воли, хотя, конечно, определенная сакрализированность в отношении к сексу, неприемлимость «животного» подхода негласно присутствует практически сразу.
Очень похожим казусом является взгляд на материальные блага вообще. Сатанизм исповедует культ материальных благ, ставя их как самоцель. Показательным является пример одного сатаниста, который однажды на форуме заявил, что готов на любое унижение ради жизни, полной комфорта и наслаждений, получаемых через деньги. Поверхностный наблюдатель может увидеть в культе материального параллель с Книгой Закона: «Поcему будьте красивы: одевайтесь все в изысканные одеяния, вкушайте обильную пищу и пейте сладкие вина и вина пенящиеся! Также берите и довольствуйтесь вашей долей любви, как того соизволите, когда, где и с кем соизволите! Но всегда ради меня». На первый взгляд, это позиция чистого гедонизма, во всяком случае, сатанисты и критики воспринимают это именно так. На самом деле, основным мотивом является финальное «ради меня», которого полностью лишен сатанизм. Следующий стих Книги закона развивает эту идею: «Если же будет не так, если не поймёте знамений пространства, говоря: Все они — одно, или говоря: Их — множество; если ритуал не будет всегда ради меня, — ждите страшного приговора Ра Гор Куита!» Здесь идет речь об опасности перепутать средства и цель. Цель – прославление Нюит, высшего женского принципа, средством же являются все блага и наслаждения. Стоит об этом забыть, и приговор Ра Гор Куита неизбежен.
Уже из этих двух примеров сравнения мировоззрений мы можем констатировать факт – сатанизм и Телема не только не параллельны, но противоположны: сатанизм полностью находится в горизонтали, тогда как Телема представляет собой вертикаль, причем такую вертикаль, где многие средства, отбрасываемые обычными религиями, становится средством прославления божественного.
Наиболее серьезные сатанисты могут возразить, что в мировоззрении сатанизма тоже есть место совершенствованию и интеллект, разумность являются главной сатанинской ценностью после сексуальности. Интеллект, разум, знание… Но и здесь мы обнаружим несходство с позицией телемита, поскольку для телемита знание и интеллект – не более чем инструменты, используя которые он приближается к постижению внеконцептуального знания. Сфира Даат, на которую так любят ссылаться русские сатанисты (например, Варракс), согласно Телеме есть ложная сфира.
Да, в отличие от обычных посредственных мистиков, телемиты развивают и ценят интеллект, но для них он не более чем средство достижения надынтеллектуального гнозиса. Особое внимание прошу обратить на следующий пример. Если телемит охотно пользуется чертежами, но целью все-таки видит постройку здания, то сатанист, поскольку он полностью впечатан в материальный план, своей целью видит исключительно сами чертежи.
Еще одной важной разницей позиции телемита и сатаниста является отношение к Богу. Для сатаниста здесь все понятно. Вот что пишет один из самых авторитетных сатанистов России Варракс: «Одним из вопросов, определяющим мировоззрение сатаниста, является отношение к Богу. Вопрос этот куда сложнее, чем кажется a prima facie: во-первых, «Бог» – это далеко не однозначное понятие, во-вторых – сатанизм адогматичен, и сатанисты могут воспринимать Бога (как и Сатану) весьма различно. Тем не менее, общие закономерности вполне обнаружимы».
Закономерности, которые выводит Варракс, весьма логичны и линейны. Для сатаниста бог – это враг и только враг. Впрочем, Варракс признает существование языческих богов, персонифицирующих силы природы, но единый источник жизни напрочь отрицается.
В Телеме отношение к Богу намного сложнее. Скажем, в Символе веры, написанном Кроули, первой строкой являются слова: «Верую в единого, тайного и невыразимого Бога», а в главном ритуале Гностической мессы вторая молитва обращена к единому богу: «Бог тайный и пресвятой, источник жизни, источник любви, источник свободы, пребудь в нас постоянно и мощно, сила энергии, огонь движения; позволь нам трудиться с тобою усердно, чтобы соприсутствовать в премногой радости твоей». Речь не идет о персонификации какой-либо отдельной природной силы, но о едином источнике, называемом Богом.
С другой стороны, в Святой Книге Закона сказано: «Там, где я – бога нет» и «Глупцы те, кому все поклоняются; и Боги их, и люди их глупцы». Более того, в «Восьми лекциях по йоге» Кроули еще более категоричен: «В уме набожного человека содержится комплекс неполноценности, который объясняет его набожность и заставляет его интерпретировать это освобождение как соединение с газообразным позвоночным, которого он изобрел и назвал Богом».
Как объяснить этот парадокс? Для меня этот вопрос долгое время казался очень сложным, почти неразрешимым, пока я, наконец, не ознакомился с работой Александра Дугина «Философия традиционализма». Дело в том, что под понятием «бог» в истории понимаются совершено разные идеи и концепты. В манифестанциализме Бог – это тот самый высший источник жизни, находящийся по ту сторону противоположностей и эманирующий из себя все бытие. Бог – это вся вселенная, но и не только. Бог во всем – в добре и в зле, в свете и тьме, в адской бездне ужаса и в райском экстазе. Он источник всего, и соприкосновение с ним – высочайшее переживание, которое только может быть даровано человеку. С другой стороны, в креацианизме бог (здесь с маленькой буквы) – всего лишь автономный комплекс, отщепленный от мира. Он главный догматик, моралист и диктатор, бдительно следящий за исполнением своих указаний. Именно ему поклоняется абсолютное большинство людей, которым противопоставлены телемиты. Он запрещает спонтанность, наслаждения, сексуальность. Все, что ему противопоставлено, связано с Сатаной, первым и изначально обреченным бунтарем, который ведет свою последнюю битву. Очевидно, что такой бог, точнее, такой концепт бога (ибо к реальности он не имеет отношения) заслуживает всяческого отрицания и богохульств – «там, где Я, бога нет».
Сатанист знает только о втором боге, не догадываясь о бытии первого, тогда как для телемита второй бог просто не имеет значения, и все устремлено к первому, изначальному источнику.
Креацианисткий бог плотно впечатан в плоскость, но в той же плоскости находится и сатана, ему противостоящий. Именно в этом главная трагедия сатанистов: ненавидя патриархального божка, они остаются в замкнутом кругу его терминов и понятий, тогда как телемит освобожден от этого круга. Сатанист узами мятежа привязан к миру патриархата, тогда как телемит рвет эти узы вместе с узами покорности. Наше мировоззрение, в сущности, определяют не идеалы, которые мы исповедуем, а слова, на которых говорим, и если в своем отрицании сатанист говорит полностью на языке креацианизма, то это свидетельствует о том, что он оказывается гораздо больше с ним связан, нежели телемит, который пользуется другими словами и идеями.
Я думаю, что примеров, доказывающих глубину несходства мировоззрения Телемы и сатанизма, достаточно. Человек, умеющий мыслить беспристрастно, сможет уже сделать свои выводы.
В заключении я хочу коснуться одного вопроса, который должен быть затронут – несмотря на все проанализированные противоречия, сатанист, как и христианин, согласно уставу О.Т.О, может быть телемитом и даже принимать посвящение. Сатанисты не понимают, почему христиане, христиане не понимают почему сатанисты, но на самом деле ситуация такова: чтобы по-настоящему принять закон Телемы, и тем, и другим во многом придется подняться над собой. Усилия духа, которые предпринимает христианин, желающий принять Телему, интегрируя откровения третьей главы, потенциально равны тем усилиям, которые должен предпринять сатанист, соизмеряя некоторые сатанинские идеалы с противонаправленными идеалами Телемы.
Дело в том, что помнимо «единого, тайного и невыразимого Бога» есть и практики, связанные с избранным, возлюбленным божеством, которое становится помощником в восхождении. Кому-то по энергетике и атрибутам будет ближе Сатана, кому-то – Христос, не имеет значения, ибо сказано в одной из Святых книг: «Пусть каждый укрепляет связь либо с ангелом, либо с демоном в соответствии со своей волей».
Вот что пишет об этом сам Алистер Кроули:
«…На высших ступенях постигается фундаментальное единство той и другой силы: на высших планах все грубые различия форм постепенно исчезают. Например, Астральный Образ «Исиды» совершенно непохож на Образ «Кали». Первая – это Материнство и Мудрость, вторая – Убийство и Безумие; она опьянена кровью, отуманена страстью и безжалостна. Единственная связь между ними – символ Женщины. Но тот, кто достигает Самадхи, устремившись к Кали, обретает такое же Просветление, как и при устремлении к Исиде, ибо в обоих случаях он достигает отождествления с Идеей Женщины, не связанной с теми особенностями, которые приписывались данной Идее на берегах Нила или Ганга.
Вот почему на низших ступенях посвящения бушуют догматические споры, вдохновляемые разнообразием астрального опыта; вот почему св.Иоанн Богослов отличает Блудницу БАБАЛОН от Жены, Облаченной в Солнце, и Агнца закланного от Зверя 666, чья смертельная рана исцелена. Он не понимает, что Сатана, Древний Змий, пресмыкающийся в Преисподней, в озере Огненном, горящем Серою – это Солнце-Отец, вибрация Жизни, Князь Бесконечного Пространства, пылающий своей Пожирающей Энергией; и Он же – тот престольный Свет, Духом коего залит весь Город из Драгоценных Камней». (Алистер Кроули «Заметки о природе астрального плана»)" (ОЛЕГ ТЕЛЕМСКИЙ)