Найти в Дзене
Книжные хроники

Николас Старгардт "Свидетели войны. Жизнь детей при нацистах."

"Нельзя отменить один ужас, указывая на другой..." Впервые прослушала аудиокнигу, ещё и целиком. Это работа Николаса Старгардта о судьбах детей в на*истской Германии и в фа*истской оккупации. Мальчики и девочки разного возраста и происхождения пережили каждый свою трагедию. Подростков из гитлерюгенда растили в идеях на*истского режима. От них требовали безоговорочного повиновения и самопожертвования. Мальчишки искренне верили словам и обещаниями фюрера. Чем это обернулось для них? "В любой войне дети становятся жертвами." И это правда. Еврейские, польские, французские, русские, английские и... немецкие дети пережили каждый свой ад. Одни - бомбёжки, "огненный шторм", вторые - ужасы концлагерей, третьи - сиротство, приюты. Кто-то стал пушечным мясом. Кто-то видел кошмар газовой камеры. Почти все в тот или иной период перенесли голод. И каждый повзрослел раньше времени. Многим детям пришлось взять на себя ответственность за семьи, потому что взрослые не справлялись. "Оккупация пока

Букмейт
Букмейт
"Нельзя отменить один ужас, указывая на другой..."

Впервые прослушала аудиокнигу, ещё и целиком. Это работа Николаса Старгардта о судьбах детей в на*истской Германии и в фа*истской оккупации. Мальчики и девочки разного возраста и происхождения пережили каждый свою трагедию.

Подростков из гитлерюгенда растили в идеях на*истского режима. От них требовали безоговорочного повиновения и самопожертвования. Мальчишки искренне верили словам и обещаниями фюрера. Чем это обернулось для них?

"В любой войне дети становятся жертвами."

И это правда. Еврейские, польские, французские, русские, английские и... немецкие дети пережили каждый свой ад. Одни - бомбёжки, "огненный шторм", вторые - ужасы концлагерей, третьи - сиротство, приюты. Кто-то стал пушечным мясом. Кто-то видел кошмар газовой камеры.

Почти все в тот или иной период перенесли голод. И каждый повзрослел раньше времени. Многим детям пришлось взять на себя ответственность за семьи, потому что взрослые не справлялись.

"Оккупация показала детям, что значит страх, даже нагляднее, чем сами военные действия. И первым уроком для них стало неожиданное бессилие взрослых, которые всегда казались такими могущественными."

В книге есть несколько действующих лиц, имена некоторых изменены. Но есть и известные сейчас люди, которые детьми перенесли ужасы во*ны.

Томас Геве - еврейский мальчик, переживший Холокост. Позже он стал инженером и писателем. Это тот самый" мальчик, который нарисовал Освенцим".

Томас Геве. Источник:интернет
Томас Геве. Источник:интернет

Рисунок Томаса Геве. Источник: интернет
Рисунок Томаса Геве. Источник: интернет

Рисунок Томаса Геве. Источник:интернет
Рисунок Томаса Геве. Источник:интернет

Иегуда Бекон - ещё один еврейский мальчик, который в рисунках запечатлел Холокост.

Рисунок Иегуды Бэкона. Интернет
Рисунок Иегуды Бэкона. Интернет

Рисунок Иегуды Бэкона. Интернет
Рисунок Иегуды Бэкона. Интернет

Дети видели то, что ребёнок не должен видеть. Взрослые уничтожили их мир. Даже страшно представить, как ужасно было маленькому человеку во время во*ны. Те, кому удалось выжить - очень повезло. Но тем не менее они все были травмированы психологически.

Непростая книга. Не для всех. Но правдивая.