Нынешний рассказ посвящён рассмотрению творчества известного скульптора-анималиста СССР, защитника русской национальной культуры, одного из вдохновителей воссоздания в Москве храма Христа Спасителя Николая Ивановича Розова.
Родился он 30.10.1918 в деревне Ваулино Можайского р-на Московской области в дворянской семье. О его родителях мало что известно, кроме того, что "после революции семья подвергалась репрессиям". Значить такая фраза может что угодно: и ссылки, и аресты, и приговоры к лагерям "на перековку" (но в любом случае ничего хорошего).
Во время Великой Отечественной войны служил в авиации, числился борт-стрелком, а на самом деле работал художником-оформителем при штабе I-го Авиатранспортного Херсонского полка. Такую (порочную) практику мы наблюдаем до сих пор: необходимость какой-то профессии в войсках есть, а штатной единицы под неё не предусмотрено. Тогда бойца оформляют официально туда, где есть вакансия, но нет нехватки личного состава, а выполняет необходимую работу он в другом качестве. Для командиров это не то что головная боль, а даже где-то и удобство: если человек в чём-то будет начальству перечить, его просто направят исполнять службу туда, где он официально числится (в современных условиях то и дело всплывают истории, как вдруг ставших "неудобными" дроноводов "отцы-командиры" отправляют на смерть в штурмовые подразделения, где эти дроноводы официально числятся, и они по документам вполне имеют на это право, поскольку официальной единицы "оператор БПЛА" в войсках до сих пор нет).
Слава Богу, тогдашние командиры к художнику-оформителю боевых листков, стенгазет, панно, плакатов, боевой истории дивизии, полков и пр. и пр. относились с большой теплотой и уважением. Настолько, что в преддверии праздника Дня Армии и Флота, а именно 22 февраля 1945-го года направили представление о награждении Н.И. Розова медалью "За Отвагу"... - несмотря на то, что по статуту такой медалью должны награждаться военнослужащие, проявившие героизм НА ПОЛЕ БОЯ, а не в штабе. Но когда в воздухе витает ощущение близкой Победы, на такое несоответствие начальство начинает смотреть сквозь пальцы. Так что свою боевую награду штабной художник-оформитель получает. Отчасти такое награждение говорит и о том, что он умел ладить с людьми.
После войны Н.И. Розов поступает Московский институт прикладного и декоративного искусства, который благополучно заканчивает в 1950-м году. С этого времени начинается его блестящая карьера скульптора-анималиста. Он сотрудничает с очень многими предприятиями (и не только фарфоровыми!). Его фигурки делают в Дулёво, в Риге, наконец в Вербилках. Уникальные детские наборы с его семействами зверей делали на Гжельском Турыгинском заводе.
Самые интересные его работы того периода - многофигурные скульптурные композиции. Началось всё с конкурса "Наши лесные звери", прошедшего в 1948-м году. Розов показал несколько "звериных семей", объединённых эстетически и сюжетно, и являющихся, безусловно, серией. Причём, серией "в квадрате", т.е. в одной эстетике создаются скульптуры и внутри каждой "звериной семьи", и все "звериные семьи" разом. Таким образом художник делал оленей, ланей, лосей, лис и волков, медведей, ёжиков, и пр., и пр. Говорят, что всего таких "семей" он создал то ли 15, то ли 17... Выпускались они в Турыгино в "шестидесятые"-"семидесятые" годы точно, специально для детей - как игрушки. И стоили копейки. Т.е. буквально копейки. 25-38 копеек за набор в 5-7 фигурок, упакованных в коробки с полиграфией! И это в то время, когда пломбир мороженого, съедаемый за раз, стоил 48 копеек! Фигурки анатомически узнаваемы, т.е. несмотря на внешнюю "простоту" созданы в манере, близкой к реалистической! Дети, играя в такие игрушки, запоминают обитателей лесов Средней полосы России. Смотрим...
По той же схеме - создания многофигурных композиций, не связанных единой подставкой - Розов работает и в фарфоре. Запомнились его серии "Репка", "Сказка о царе Салтане" и "Животные Африки". Производство - Вербилки.
Скульптурная композиция "Собака со щенками" почти впрямую продолжает турыгинскую серию семейств зверей, только уже не диких, и в фарфоре, покрытом глазурью...
В Вербилках Розов создал также множество отдельных скульптур животных.
В скульптурах "Рыбка" (Вербилки, 1960-е) и "Олень" (Вербилки, 1962-1963) Н.И. Розов демонстрирует также и великолепное владение пластикой МИНИМАЛИЗМА. Но сам для себя он принял решение, что "чистый" МИНИМАЛИЗМ - это всё-таки не его...
Интересна вызывающая улыбку композиция из двух дерущихся петухов, созданных в карикатурной эстетике. Это тоже Вербилки...
Также Н.И. Розов активно сотрудничал с заводом в Риге, создав там много запомнившихся образов. Одних только рысей исполнил три штуки!
Для завода в Риге Н.И. Розов исполнил также многофигурную композицию по русской народной сказке "Теремок".
Отдельно хочется вспомнить Ленинградский завод резино-технических изделий, где на основе форм, предложенных Н.И. Розовым в начале 1950-х годов, делались детские игрушки из пластмассы и резины. И почти везде это было массовое производство! Несколько поколений Советских людей в детстве играли игрушками, созданными по формам Н.И. Розова. Я, например, помню, что одной из любимых моих игрушек в детстве был ёжик резиновый с дырочкой, но находилась она не в правом боку, как уточнялось в песне, а снизу. Туда должна была вставляться пищалка, но та, по-видимому, быстро выпала и затерялась, я её даже не помню. Делались такие игрушки просто - художник лепил форму из гипса, раскрашивал, и нёс на завод, где комиссия принимала (или не принимала, что было редко) готовую форму к производству. Делались такие игрушки не только из резины, но и из различных сортов пластика. Вообще, по бесстрашной готовности работать с самыми разными материалами и тяготению к игрушкам Н.И. Розов напоминает ленинградского скульптора Льва Сморгона (о нём читайте на канале "Порцелиновый фан" здесь https://dzen.ru/a/ZmUBFcR1uFY6zwit).
Также стоит упомянуть скульптуры, созданные Н.И. Розовым, воплощённые в таком непростом керамическом материале, как майолика. Они очень яркие, фактурные, запоминающиеся. К ним хочется прикоснуться, подержать в руках. К сожалению, нет сведений о том, на каком именно керамическом предприятии они выпускались. Подозреваю "ЗиК" (Конаково), но, возможно, и ошибаюсь...
А ещё Н.И. Розов был страстным фотографом, защитником русской старины. Входил в Президиум ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры). Был знаком с П.Д. Барановским (архитектором, реставратором памятников древнерусского зодчества, основателем музея в Коломенском и Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре). В 1970-е годы собрал группу энтузиастов для реставрации брошенных часовен в Архангельской области. Активно выступал против планов "поворота северных рек", одним из первых ратовал за воссоздание храма Христа Спасителя в Москве. Конечно, был членом МОСХ.
Скончался Н.И. Розов в марте 1994-го года.
Спасибо всем, кто дочитал статью, кому интересен фарфор! Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Посильную помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - во ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать и анонсировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!