Здравствуйте, уважаемые читатели!
В начале ноября в 11 классах некоторых российских школ прошла вторая тренировочная работа по химии. Данная статья посвящена полному разбору одному из вариантов этой работы.
Итак, :
Примечание к заданиям 1-3: типовые задания с нестандартными формулировками, особенно, в 3 задании. Но с подобной формулировкой ученики уже сталкивались в первой тренировочной работе этого года, так что элемента новизны здесь уже нет.
Примечание к заданию 4: гидразин и циановодород - "редкие гости" формата ЕГЭ, но в пробниках СтатГрада встречаются довольно часто.
Примечание к заданию 5: было бы нестандартным, если бы в задании предлагалось выбрать комплексную соль. В предлагаемой формулировке - типовое задание.
Примечание к заданию 6: не формат ЕГЭ, так как на вебинарах от ФИПИ неоднократно указывалось, что в реальных КИМах не будет заданий на совместный гидролиз с участием солей двухвалентных металлов (хотя лет 8 назад такие задания вполне могли встретиться).
Примечание к заданию 7: типовое задание. Из практически не встречавшихся в формате ЕГЭ реакций: окисление угарного газа диоксидом азота.
Примечание к заданию 8: типовое задание хорошего уровня сложности
Примечание к заданию 8: типовое задание
Примечание к заданиям 9 и 10: типовые задания
Примечание к заданию 12: типовое задание
Примечание к заданию 13: на мой взгляд, формулировка задания нуждается в дополнении " ...реагируют с азотистой кислотой с образованием газа". При той формулировке, которая в данном вопросе, нужно выбрать три вещества; этиламин, глицин и триметиламин.
Примечание к заданию 14:типовое задание хорошего уровня сложности
Примечание к заданию 15: нитрилы (реакция А) не входят в кодификатор ЕГЭ по химии.
Примечание к заданию 16: можно отнести к типовым только в случае,если работа предназначена для профильных классов с углубленным изучением химии.
Примечание к заданию 17: типовое задание.
Примечание к заданию 18: в задании есть вопрос, в последние лет 10 не встречавшийся в формате ЕГЭ (хотя в кодификаторах и ОГЭ и ЕГЭ есть упоминание о коррозии и способах защиты от нее). Вопрос касается уменьшения скорости коррозии железа с помощью добавления более активного металла цинка (катодное покрытие ). На мой взгляд, актуализация знаний о способах защиты от коррозии в этом вопросе довольно показательна.
Примечание к заданию 19: типовое задание
Примечание к заданию 20: типовое задание
Примечание к заданию 21: типовое задание, в котором подчеркивается различие в степени щелочности растворов средней и кислой соли одной и той же слабой кислоты.
Примечание к заданию 22: типовое задание хорошего уровня сложности. Как правило, диапазон добавляемых веществ в этом задании довольно ограничен: а) вещества - реагенты или продукты реакции, б) сильные кислоты или щелочи. В данном задании впервые (на мой взгляд) в добавляемых веществах есть соль, реагирующая с одним из продуктов реакции и, тем самым, уменьшающая его концентрацию.
Примечание к заданию 23: задачу нельзя отнести к типовой, но задача - понравилась. Нетривиально, изящно.
Примечание к заданию 24: типовое задание
Примечание к заданию 25: типовое задание
Примечание к заданию 26: как неоднократно упоминалось на вебинарах от ФИПИ, в 26 задании кристаллогидратов не будет. Поэтому в рамках формата ЕГЭ данная задача воспринимается как отработка одного из этапов 34 задачи.
Примечание к заданию 27: типовая задача
Примечание к заданию 28: типовая задача, соответствующая кодификатору
Примечание к заданию 29: типовое задание
Примечание к заданию 30: типовое задание
Примечание к заданию 31: типовое задание из не очень популярной в формате ЕГЭ химии марганца ( широко используется только перманганат как окислитель, в разных средах). Обращает на себя внимание использование продукта третьей реакции не как реагента, а как катализатора. Подобное задание - не ново, встречала его неоднократно.
Примечание к заданию 32: реакции 1,2,4,5 - типовые. Реакция 3- щелочной гидролиз нитрилов - не формат ЕГЭ. Но практически в каждом пробнике от СтатГрада есть упоминание о нитрилах (их получение, кислотный и щелочной гидролиз).
Примечание к задаче 33: вывод молекулярной формулы - по стандартному алгоритму. Для перехода от молекулярной к структурной формуле человек, решающий задачу, должен либо знать ответ (что на реальном ЕГЭ невозможно), либо руководствоваться правилами перехода от молекулярной к структурной формуле. В данном случае они следующие:
в состав молекулы входит
а) бензольное кольцо (по условию), 1 атом кислорода, 1 атом азота
б) + 1 пи-связь (об этом свидетельствует количество атомов водорода в молекуле)
в) +структура, включающая связь метильного радикала с аммонийным азотом
г) в молекуле нет "открытой" аминогруппы (согласно условию, не проявляет основных свойств).
Вывод из пп а-г: в молекуле есть бензольное кольцо, соединенное с карбонильной группой. Она, в свою очередь, соединена через атом азота с метильным радикалом.
Задание, конечно, рассчитано на профильные классы. Амидов в кодификаторе ЕГЭ нет. Но ценность этого задания - в актуализации умения составить структурную формулу по молекулярной. Кстати, планирую написать на эту тему статью.
Примечание к задаче 34: типовая. Химизм первой стадии перекликается с химизмом разложения нитратов ЩЗМ: до определенной температуры разложение идет по одной схеме, после этой температуры - по другой схеме. В случае с бертолетовой солью: при температуре около 400 град С идет разложение до перхлората и хлорида. Свыше 550 град С идет уже разложение перхлората до хлорида и кислорода. Решать можно как через уравнения последовательных процессов (сперва - разложение до хлорида и перхлората, затем - разложение перхлората дао хлорида и кислорода), так и рассматривая процесс как совокупность параллельных реакций. Я выбрала второй вариант решения. Составители КИМа - тоже ( как можно увидеть из критериев ...):
В целом пробник - достаточно информативен, процентов на 90 соответствует кодификатору ЕГЭ по химии. Хотелось бы отметить :
задание 18- катодная защита от коррозии
задание 22 - добавление соли, связывающей один из продуктов реакции
задание 23- оригинальная задача
задание 31- напоминание о химии марганца
задача 33 - актуализация умения переходить от молекулярной формулы к структурной
Заранее благодарна за конструктивные замечания и дополнения.
Кстати, сейчас с моими авторскими разработками по курсам подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, пропедевтике можно познакомиться (и скачать) в частных ТГ -каналах:
"ЕГЭ по химии-2025: авторские разработки и онлайн-тесты", "Решаем сложные задачи по химии". Подробности в лс ВК : https://vk.com/id363684368
Также запустила канал, в который выкладываю пособия к ЕГЭ, ОГЭ https://t.me/chembooks2025.
Всего доброго!