("Скала", The Rock, 1996, США)
"Орлы в воде! Орлы в воде!"
Цитата из фильма. Вместо эпиграфа.
1990-е - эпоха, когда ни деревья, ни видеомагнитофоны уже не были для меня большими. Однако некоторые боевики всё ещё удивляли порой своими невероятными габаритами.
Например, "Скала" - второй полнометражный и, вероятно, по сей день лучший фильм Майкла Бэя.
Несмотря на весь хрестоматийный набор боевиковых глупостей и натяжек, у "Скалы" было, чем удивить своего зрителя.
Прежде всего - своим грамотно израсходованным бюджетом в 75 млн. $. Весьма роскошным для боевиков тех времен. А помноженные на фирменный стиль клипмейкера Бэя - этакий "Джон Ву 2.0", - эти деньги сотворили на экране просто чудо. Даже на обычном ЭЛТ-телевизоре от экшен-лепоты "Скалы" было глаз не оторвать, а как круто она смотрелась в кинотеатре, и вовсе слов нет. Особенно под мощный саундтрек Гленни-Смита и Циммера - тоже, возможно, один из лучших, что эти маэстро написали в своей жизни.
Второе, что было нетипично для голливудских боевиков - тут нас заставляли симпатизировать не только хорошим парням, но и... главному злодею, генералу морской пехоты Хэммелу (Эд Харрис). Чья цель, при всей безумности её реализации, была абсолютно понятна и глубоко драматична. Как и сам Хэммэл вышел по-настоящему трагической фигурой, а не очередным болванчиком-маньяком, решившим уничтожить Сан-Франциско.
Да и готов ли он взаправду пойти на это, даже несмотря на то, что в его отряде есть подобные отморозки (кульминационный диалог персонажей Харриса и Коннери на эту тему просто шикарен)?
А требовал Хэммел одного: чтобы правительство выплатило достойную компенсацию всем погибшим под его командованием солдатам. Ведь у многих из них не было даже могил - они гибли по всему свету в нелегальных секретных операциях, после чего о них попросту "забывали".
Но только не Хэммел.
И вот, отчаявшись добиться справедливости по закону, он и его верные соратники похитили аж целую батарею ракет с нервнопаралитическим газом. После чего, захватив вдобавок заложников на острове Алькатрас, заняли стратегическую позицию и выдвинули правительству свой ультиматум. За неисполнение которого ракеты грозили обрушиться на Сан-Франциско. С последствиями в виде неисчислимых человеческих жертв.
Остановить изменников-бунтовщиков было приказано группе "морских котиков". Но не они станут главными героями грядущей баталии, а два совершенно разных и даже не "контртеррористических" персонажа: эксперт по химоружию из ФБР Гудспид и... бывший британский шпион Мэйсон (Н. Кейдж и Ш. Коннери).
Говорят, что роль первого предлагали самому Шварценеггеру, а он отказался, о чём потом жалел. Хотя правильно, что отказался. Представить Арнольда в роли "лабораторной крысы" гораздо сложнее, чем не такого широкоплечего Кейджа. Который тоже классно сыграл неуклюже-комичного, но мужающего на глазах химика. И всё-таки в этом дуэте "паровоз" не он, а Мэйсон - герой с ещё более сложной предысторией, чем у генерала Хэммела.
66-летний Шон Коннери - пожалуй, самая яркая удача фильма. И не только потому, что играет как всегда сногсшибательно и иронично. Забавно, но, благодаря ему, "Скала" - фактически неофициальный сиквел ранней Бондианы, когда в ней снимался Коннери (при том, что один такой сиквел у неё уже был - "Никогда не говори "никогда"", 1983). Разве что здесь старенького, но удаленького экс-агента МИ6 зовут Джоном Патриком Мэйсоном, но это мелочи - что сто́ит шпиону сменить себе имя? Как и, провалившись в 60-е после кражи "главных секретов ФБР 20 века" (цитата из фильма), загреметь в тюрьму без суда и следствия. Где Мэйсона мариновали потом 30 лет, но сворованные им документы он так и не отдал.
А почему Бюро вдруг вспомнило о нём именно сегодня?
Да потому что однажды Мэйсону удалось сбежать с Алькатраса, когда там находилась одна из самых строгих тюрем Америки. И теперь британец мог тем же путём незаметно провести на остров "морских котиков" и химика Гудспида. Ага, такая вот сценарная натяжка: больше никого, кто помнил бы этот маршрут, в Штатах не осталось. А показать его на карте...
Ха! Показать его на карте Мэйсон, возможно, и мог. Только оно ему надо? Соврав, что по картам этот путь не определить, он тоже напросился в компанию к спецназовцам. Сначала - разумеется, дабы получить шанс на новый побег. Но потом, когда и он узнает всю правду, у него появится своя железная мотивация спасать Сан-Франциско, а как иначе-то?
Взяли соколики-моркотики с собой и Мэйсона, ибо куда деваться? Благо дедушка был ещё в доброй физической форме и песок себе под ноги не ронял. Ну а как вышло, что в итоге судьба города окажется в руках лишь у него и у Гудспида - это уже... нет, всё та же история, только укрытая от вас антиспойлерным туманом.
***
В общем, "Скала" - исключительный игрок высшей лиги боевиков и в 90-е, и по сегодняшний день. Картина настолько мастерски снята, что даже спустя 28 лет выглядит современнее многих нынешних боевиков.
И понятно, что это обычная кинопопса про спецназы и шпионов, ругать которую за всякие «гранаты не той системы» глупо и абсурдно. Зато именно как экшен-аттракцион она выполняет свою миссию на все 100%, а её музыка грозит надолго застрять у вас в голове.
Иными словами, тем из вас, кому чуждо в кино занудство и "заклёпничество", этот праздник от "раннего" Майкла Бэя и посвящён. Всем же остальным - просьба не беспокоиться и экономить свои драгоценные нервы и желчь.
P. S. Кстати, утверждают, что в сценарной команде фильма работал сам Тарантино, но в титрах его и нескольких его коллег не указали.
Верим. Некоторые эффектные диалоги здесь на это тоже косвенно намекают.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):