В преддверии последних трех гонок сезона McLaren лидирует в Кубке конструкторов, в то время как Макс Ферстаппен из Red Bull в настоящее время лидирует в личном зачете, а это означает, что в 2024 году два чемпионских трофея могут отправиться в разные места. Такая ситуация возникает вовсе не впервые – на самом деле, это происходило уже 11 раз в истории чемпионата...
1958 – Первый и последний титул Vanwall
Захватывающая борьба за чемпионство продолжалась до последнего, гонщик Ferrari Майк Хоторн занял второе место в финальной гонке в Марокко, что принесло ему титул.
Но в первом разыгрываемом тогда Кубке производителей (с 1950 по 1957 год разыгрывался только личный титул) победу одержала команда Vanwall из-за системы подсчета очков, в соответствии с которой в каждой гонке учитывался результат только одного гонщика команды.
Этот титул оказался единственным для Vanwall, так как команда была ликвидирована в 1960 году, но в истории они остались первыми обладателями нынешнего Кубка конструкторов.
1973 – Победа Lotus на фоне трагедии
Пилот Tyrrell Джеки Стюарт уже обеспечил себе третий титул чемпиона мира перед финалом сезона в Уоткинс-Глене, но всего одно очко отделяло Lotus от Tyrrell в Кубке конструкторов.
Однако заключительный раунд был омрачен трагедией, так как гонщик Tyrrell Франсуа Север погиб в аварии во время квалификации.
Кен Тиррелл и уходящий в отставку Стюарт впоследствии сняли свою команду с этапа, и титул достался Lotus благодаря победе Ронни Петерсону.
1976 – Хант против Лауды
В одном из самых известных сезонов Формулы-1 гонщик McLaren Джеймс Хант и действующий чемпион Ники Лауда из Ferrari боролись за титул, причем Лауда совершил невероятный камбэк после своей аварии на Нюрбургринге. На финальном этапе в Фудзи австриец сошел с дистанции по своей воле из-за погодных условий.
Хант завоевал титул, опередив Лауду на одно очко, но именно Ferrari завоевала Кубок конструкторов, поскольку напарник Лауды по команде Клей Регаццони помог набрать своей команде больше очков, чем Йохен Масс McLaren.
1981 — Пике побеждает Ройтемана
Борьба за титул 1981 года дошла до финальной гонки сезона, а слишком любимая гонщиками трасса Caesars Palace в Лас-Вегасе стала ареной, где схлестнулись двое претендентов на титул: Карлос Ройтеман из Williams и Нельсон Пике из Brabham.
Пике удалось занять только пятое место, но Ройтеманн опустился на восьмое место из-за проблем с коробкой передач, что дало бразильцу преимущество в одно очко.
Но усилия Ройтеманна и Алана Джонса принесли Williams Кубок конструкторов, поскольку Эктор Рабак не блистал за рулем второй машины Brabham и даже не смог пройти квалификацию в Монако.
1982 — Тяжелый сезон Ferrari
Сезон 1982 года был непредсказуемым, так как 11 разных гонщиков из семи команд выиграли хотя бы один Гран-при.
Этот год также был омрачен несколькими трагедиями, ведь Ferrari потеряла обоих своих гонщиков: Жиль Вильнев погиб во время квалификации в Зольдере, а карьера Дидье Пирони закончилась ужасной аварией в Хоккенхайме.
Несмотря на то, что в четырех Гран-при участвовал только один гонщик, Ferrari все же удалось выиграть Кубок конструкторов, чему способствовали опытные Марио Андретти и Патрик Тамбэ.
Стабильность же Кеке Росберга из Williams, который одержал всего одну победу за весь год, принесла ему титул с отрывом всего в пять очков от Пирони, который отсутствовал на последних пяти этапах.
1983 — Пике и Феррари
Нельсон Пике из Brabham и Ален Прост из Renault боролись за титул, но все было решено в пользу чемпиона 1981 года, когда Прост столкнулся с поломкой турбонаддува на последнем этапе в Южной Африке.
Их товарищи по команде, Риккардо Патрезе и Эдди Чивер, финишировали далеко позади в чемпионате из-за череды сходов и слабых выступлений.
Занявшие третье и четвертое места в чемпионате пилотов, Рене Арну и Патрик Тамбэ, показали скорость и стабильность и гарантировали Ferrari второй подряд Кубок конструкторов.
1986 – Прост побеждает враждующих гонщиков Williams
Williams выиграли Кубок конструкторов в сезоне 1986 года, в год, когда основатель команды Фрэнк Уильямс попал в ДТП, изменившее его жизнь.
Между двумя гонщиками команды Найджелом Мэнселлом и Нельсоном Пике не было любви, они ожесточенно боролись за титул, в результате чего у Алена Проста из McLaren оставались шансы на победу перед финальным этапом в Австралии.
Мэнселл лидировал в турнирной таблице, но во время гонки получил прокол на высокой скорости и сошел с дистанции, в то время как Пике провел пит-стоп для замены шин в качестве меры предосторожности. Прост выиграл гонку и вырвал титул из-под носа дуэта Williams.
1994 – Williams побеждает в память о Сенне
Сезон 1994 года был омрачен трагедией, произошедшей в Имоле. В Williams потеряли Сенну, но команда собралась с силами, и Дэймон Хилл смог бросить вызов восходящей звезде Benetton Михаэлю Шумахеру.
Они вдвоем боролись за титул, который Шумахер выиграл после столкновения с Хиллом в финале сезона в Аделаиде.
Однако, Williams выиграли Кубок конструкторов, так как дебютант Дэвид Култхард и ветеран Найджел Мэнселл сумели стабильно набирать очки, в то время как в Benetton мало внимания уделяли второй машине, за рулем которой в разных гонках бывали Йос Ферстаппен, Джей Джей Лехто и Джонни Херберт.
1999 — Начало восхождения Ferrari
Борьба за титул между Микой Хаккиненом из McLaren и Михаэлем Шумахером из Ferrari была очень острой, пока немец не получил перелом ноги в аварии в Сильверстоуне. Эдди Ирвайн включился в борьбу за титул после этого, но уступил в чемпионате Хаккинену всего пару очков.
Тем не менее, McLaren упустила Кубок конструкторов из-за серии сходов Дэвида Култхарда в конце сезона, что позволило Ferrari опередить McLaren всего на четыре. Это был первый из шести подряд Кубков конструкторов для итальянской команды.
2008 – Хэмилтон завоевывает титул в последний момент
Ferrari и McLaren боролись друг с другом на протяжении всего сезона 2008 года, причем успех каждой из команд часто зависел от трассы.
Льюис Хэмилтон и Фелипе Масса лихо боролись за титул пилотов до последнего этапа в Интерлагосе, где Хэмилтон занял пятое место, которого ему хватило, чтобы опередить победителя гонки Массу на одно очко.
Но напарник Хэмилтона по McLaren Хейкки Ковалайнен провел более слабый сезон, чем его соотечественник Кими Райкконен, что позволило Ferrari завоевать свой 16-й Кубок конструкторов. На настоящий момент последний титул, выигранный знаменитой итальянской командой.
2021 – утешительный приз Mercedes
Сезон 2021 года навсегда запомнится эпической схваткой между Льюисом Хэмилтоном и Максом Ферстаппеном, когда голландец вырвал личный титул на последнем круге сезона в Абу-Даби.
Конечно, у Mercedes не было настроения праздновать, но им все же удалось завоевать свой восьмой подряд (рекордный!) Кубок конструкторов благодаря тому, что Валттери Боттас был быстрее Серхио Переса за рулем второй машины.
Это перевод статьи Филиппа Хортона с сайта formula1.com от 11 октября 2024 года.
Фото: formula1.com