«Моби Дик» Германа Мелвилла оставил равнодушными современников, но уже через век покорил сердца миллионов читателей. Литературоведы спорят о скрытом смысле произведения. В одном их мнения сходятся – это философский роман, полный образов. Как Николай Васильевич назвал «Мертвые души» поэмой, так и Моби Дик должно считаться произведением весьма поэтическим. Автор начал работу в 1850 году. Он хотел закончить работу за полгода. В итоге на роман ушло 18 месяцев, то есть на год больше, чем изначально предполагалось.
За китобойным судном скрывается прототип мира. Сам корабль выступает в роли мира. Взаимоотношения героев распространяются на всех граждан. То есть, раскрывая общение моряков, Герман показал читателям все тонкости межличностных связей. На Пекоде можно было увидеть иерархию социальных классов. Каждый персонаж – отдельная личность, олицетворяющая пороки или, наоборот, возвышенность. Подобно этому Ахав показывает, как человек стремиться к главенству, гордыни. Образ Измаила, единственного спасшегося, олицетворяет надежду.
И так весь роман пропитан скрытым смыслом. Сам Моби Дик – не исключение. Специалисты не пришли к единому мнению, что именно хотел показать Мелвилл через кита. Но все знают точно, он не был просто животным.
Цветовое значение
Оттенки и цветовые решения играют важную роль в литературе. С их помощью авторам удавалось не только описывать внешний вид конкретного предмета, но и передавать общую атмосферу и настроение. Белый ассоциируется с чем-то чистым и свободным. Но не в истории с Моби Диком. Чистота лишь один из нескольких символов. Так можно выделить 3 значения. Изначально Кит предстает перед читателем в образе «молочного бычка». Измаил называет его добродетелью. Скорее Герман окраской животного хотела подчеркнуть незапачканный мир моря. Но этой чистоте противопоставлено зло. Моби Дик уже не про искренность, а про разрушительную силу, дьявольскую суть, угрожающую всему живому. Капитан, Ахав жаждет уничтожить животное. Он буквально одержим этой идеей. Так что данную цель можно считать еще одним символом. Если ориентироваться исключительно на окраску, нельзя точно сказать, какой именно образ хотел передать автор, и был ли он один. На протяжении всего произведения животное предстает перед читателем совершенно с разных сторон: он одновременно манит таинственным могуществом, но именно оно пугает и отталкивает.
Анализ взаимоотношений с Ахавой
Капитан Пекоды был главным ненавистником белого кита. Для него он воплощение ужаса. Герой ставит перед собой цель отомстить Моби Дик, изничтожить его. При этом Ахава не видит и даже не пытается понять, что же на самом деле представляет из себя морское существо. Им движет гнев и страх.
Психоаналитики, следующие трудам Фрейда, в отношениях Ахавы и Моби Дика видят Эдипов комплекс. Иными словами, герой Кита ненавидит, но и жить без него уже не может. Подобное поведение наблюдается у мальчиков 3-5 лет, которые начинают чувствовать любовь к матери. В этот момент неосознанно они хотят вытеснить отца и занять их место. Тут животное выступает в качестве бессознательного, подавленного желания. Вторая версия гласит, что отношение этих персонажей показывают противопоставление человека природе.
Могущество природы
Раз по одной из версии, одно животное олицетворяют всю природу, то следует разобраться, в каком виде он это делает. Белый Кит уважается многими культурами. На этом автор акцентирует внимание в течение всей книги. Существо огромных масштабов, могущественное передает всю силу природы, ее великолепие и ужас одновременно. Моби Дик непредсказуем. Никто не знает, что будет дальше. Через образ неуловимого зверя автор как бы напоминает, что человек не в силах господствовать над природой.
Жизнь и смерть
Зверь, пожирающий моряков и отдающий взамен свои жир и полезные вещества, являет собой перерождение, показывает, как смерть перетекает в нечто новое. С этой версией связан ритуал «жертвоприношения», когда поимка и разделывание кита заканчивается очищением участников процесса.
Мифическим злодеем Моби Дик становится после речи Ахавы. Убив его, команда капитана должна положить начало чему-то новому. Но нельзя упускать самое главное: они люди, а не герои древнегреческих мифов. Стараясь уничтожить живое, они сами превращаются в жертв. Поэтому спасается один Измаил. Он не борется с природой, а познает ее, становится наблюдателем.
Познание Истины
С самого начала произведения Измаил отличается повышенным интересом к морскому животному. Его влечет и сама вода. Он признается, что это его единственное спасение от уныния и апатии. Герой видел в Моби Дик не источник денег, славы. Он и не ставил перед собой такую цель. Персонаж хочет изучить китов, не покушаясь на их жизнь. Это познание на более глубоком, интуитивном уровне. Моряк осознает, что, бросившись на Моби Дика, человек совершит покушение на самого Бога.
Мщение природы
В эпоху Германа Мелвилла темы экологических проблем поднимались редко, однако автору это не помешало пронести задумку сквозь все произведение. В тексте есть явная отсылка к Библии: Иона оказывается в чреве кита. Происходит это по велению Божиему.
Быть китобоем – тяжелый труд. Отправляясь на охоту, немногие возвращаются живыми. Автор не понаслышке знал, каково это, работать на корабле. Пекод является прототипом настоящего судна Акушет. В 1920 году произошла трагедия: Акушет был затоплен после столкновения с лбом кашалота. Домой вернулись единицы.
Нераскрытый образ
Философы подчеркивает, что символика Моби Дика трактуется по-разному только для читателей. Своих литературных героев Мелвилл наделил ограниченностью взглядов: для каждого из них – кит что-то одно. Никто не пытается смотреть под другим углом.
По мере того, как идет время, в белом ките открываются все новые образы. Уже нельзя сказать, что он является чем-то конкретным. Читатель может заметить, что Моби Дик навсегда останется ускользающей тайной.