Найти в Дзене

Часть 7. Быстрый способ освоения аккордов на гитаре. Уходим от банальностей: трезвучия и их обращения.

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала! Я продолжаю серию публикаций на различные темы, касающиеся игры на гитаре и основ теории музыки. К настоящему моменту мы с вами изучили формы основных видов трезвучий - мажорного, минорного и уменьшенного, которые строятся на ступенях мажорной гаммы, а также рассмотрели аппликатурные формы для каждого из этих трезвучий в 5 позициях (игровых зонах, боксах) на грифе гитары. Также, я хочу напомнить, что я преподаю гитару в одном из филиалов сети школ музыки Music Club и приглашаю вас посетить бесплатный пробный урок и улучшить ваши навыки в кратчайшие сроки. Содержание курса В одной из публикаций теоретического блока мы рассмотрели самые простые способы обыгрывания гармонической модели на основе главных трезвучий мажора, которые предполагают использование уже рассмотренных нами аккордовых форм трезвучий с тониками в басу. Сегодня мы будем строить варианты этой аккордовой последовательности с использованием обращений трезвуч
Оглавление

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала!

Я продолжаю серию публикаций на различные темы, касающиеся игры на гитаре и основ теории музыки. К настоящему моменту мы с вами изучили формы основных видов трезвучий - мажорного, минорного и уменьшенного, которые строятся на ступенях мажорной гаммы, а также рассмотрели аппликатурные формы для каждого из этих трезвучий в 5 позициях (игровых зонах, боксах) на грифе гитары.

Также, я хочу напомнить, что я преподаю гитару в одном из филиалов сети школ музыки Music Club и приглашаю вас посетить бесплатный пробный урок и улучшить ваши навыки в кратчайшие сроки.

Содержание курса

В одной из публикаций теоретического блока мы рассмотрели самые простые способы обыгрывания гармонической модели на основе главных трезвучий мажора, которые предполагают использование уже рассмотренных нами аккордовых форм трезвучий с тониками в басу. Сегодня мы будем строить варианты этой аккордовой последовательности с использованием обращений трезвучий в широком и смешанном расположениях и усеченных (прогрессивных) форм аккордов. Ну что же, в путь!

Выделяем обращения из форм

Трезвучия и их обращения можно выделить из уже изученных нами аппликатурных форм по системе CAGED. Иными словами, на их основе (точнее, в их игровых зонах или "боксах") можно построить аппликатурные формы трезвучий и обращений и затем соединить их в гармонические цепочки, состоящие из главных ступеней лада. Давайте рассмотрим некоторые примеры этих форм.

Обращения в боксе формы C

Для удобства я предлагаю идти по схеме CAGED и выделить наиболее удобные формы обращений. Начнем с формы С (за основу возьмем тональность ре-мажор (D)) и построим на ее основе обращения трезвучия - секстаккорд и квартсекстаккорд:

-2

Здесь первый аккорд - трезвучие с тоникой в басу, второй - секстаккорд с терцовым тоном в басу (обозначен бордовым кружочком; ), третий - квартсекстаккорд с квинтовым тоном в басу (обозначен голубым кружочком). Цифры внутри кружочков обозначают номера пальцев левой руки, которыми берутся соответствующие ноты: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец. Крестиками обозначены струны, которые не задействуются в аккордах и приглушаются пальцами левой руки.

Обращения в боксе формы А

На основе формы А мажорное трезвучие и его обращения можно построить таким образом:

-3

Здесь мы также видим тоническое трезвучие, затем секстаккорд с терцовым тоном в басу и, наконец, квартсекстаккорд с квинтовым тоном в басу.

Обращения в боксе формы G

Мажорное трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд на основе формы G на грифе гитары строятся так:

-4

В этой аппликатуре очень удобно строить тоническое трезвучие и его обращения.

Обращения в боксе формы Е

Из формы Е можно выделить несколько вариантов трезвучия и его обращений в различном расположении. Я предлагаю рассмотреть формы, построенные в широком расположении и отличающиеся наиболее насыщенным звучанием:

-5

Обращения в боксе формы D

Для удобства форму D предлагаю обыграть в тональности А - ля-мажор (формы можно строить на любом участке грифа, в любой удобной тональности). В этой позиции обращения можно построить так:

-6

То, с каким именно аккордом (трезвучием или обращением) мы имеем дело, когда рассматриваем его аппликатуры со ступенями, организованными в широком или смешанном расположении, определяется нотой в басу, точнее - ступенью трезвучия. Если в басу тоника, аккорд является тоническим трезвучием; терцовый тон в басу свидетельствует о том, что перед нами 1-е обращение трезвучия (тонический секстаккорд), квинтовый тон в басу является признаком квартсекстаккорда.

При построении обращений трезвучий с терцовым или квинтовым тоном в басу желательно избегать их дублирования в верхнем регистре. Следите за тем, чтобы эти ноты находились ТОЛЬКО В БАСУ. Это поможет вам добиться красивого и плавного звучания, что особенно заметно при переходах с одного аккорда на другой.

Аккордовая последовательность T-S-D

Итак, мы изучили некоторые варианты трезвучий и обращений, построенных на основе аппликатур CAGED. В этом разделе мы рассмотрим несколько примеров использования трезвучий и обращений в гармонической модели, состоящей из главных ступеней мажора. В них трезвучия и их обращения будут сочетаться различным образом, образуя плавные линии в басу и в верхнем голосе (теноре).

Примечание: при построении модели мы в качестве отправных точек будем использовать базовые формы аккордов CAGED и охватим несколько вариантов обыгрывания в каждой из 5 позиций. Я буду добавлять их по мере подготовки рисунков и видео. Во всех примерах первой группы оборот начинается с тонического трезвучия, построенного в позиции формы С. Все примеры построены в тональности D (ре-мажор).

Пример 1

Здесь мы обыгрываем модель Т-S-D с помощью трезвучий со смешанным расположением ступеней. В тональности D (ре-мажор) тонический аккорд - это D (ре-мажор), субдоминантовый - G (соль-мажор), доминантовый - A (ля-мажор). В галерее вы можете просмотреть аппликатуры этих созвучий:

Ниже приводится видео, с помощью которого вы можете проследить движение аппликатур и послушать, как этот оборот звучит:

В этом примере тоническое трезвучие взято в боксе формы С, в то время как субдоминантовое и доминантовое трезвучия, построенные в смешанном расположении, выделены из бокса (игровой зоны) формы Е. Обратите внимание на то, что в 1-м аккорде - тоническом трезвучии, опущена верхняя тоника, которая располагается на 3-м ладу на 2-й струне. Вы можете добавить ее, прижав 2-ю струну на 3-м ладу средним (2) пальцем.

Пример 2

В следующем примере в качестве второго (субдоминантового) аккорда используется аппликатура секстаккорда в смешанном расположении с терцовым тоном в басу, выделенная из формы E. В качестве доминантового аккорда D используется то же трезвучие, что и в предыдущем примере. Эту модель можно обозначить формулой Т-S6-D (трезвучие/секстаккорд/трезвучие). При таком сочетании верхний и нижний голоса движутся разнонаправленно (бас - вниз, тенор - вверх), обеспечивая плавность и некоторую "полетность звучания":

Давайте посмотрим и послушаем, как это звучит:

Пример 3

Как и в предыдущем примере, здесь мы используем модель T-S6-D (трезвучие/секстаккорд/трезвучие), однако здесь аккорды взяты в широком расположении:

Тоническое трезвучие выражено формой С, субдоминантовый секстаккорд (S6) выделен из бокса формы E аккорда G (соль-мажор), доминантовое трезвучие выделено из бокса формы G аккорда А (ля-мажор).

Давайте еще раз посмотрим и послушаем:

Пример 4

Еще один интересный способ обыгрывания модели Т-S-D: здесь мы используем формулу T-S6-D6, то есть обыгрываем оборот, включающий тоническое трезвучие, субдоминантовый и доминантовый секстаккорды. Субдоминантовый секстаккорд выделен из формы Е аккорда G (соль-мажор), доминантовый и из формы G аккорда А (ля-мажор). Это выглядит так:

Теперь послушаем, как эта последовательность звучит:

Пример 5

В этом примере тоника (1-й аккорд) представлена трезвучием, а субдоминанта (2-й) и доминанта (3-й) - квартсекстаккордом и секстаккордом соответственно, образуя модель Т-S46-D6. Обращения построены в боксе формы E. Обратите внимание на то, что у первых двух созвучий общая нота в басу, на доминанте она "отступает" на полтона вниз, при этом верхний голос плавно движется вверх. Такая конфигурация создает некоторое напряжение и как бы требует продолжения:

Пример 6

И еще один способ применения формулы T-S46-D6, который отличается от предыдущего тем, что доминантовый секстаккорд построен не в зоне формы Е, а в зоне формы G, поэтому мелодическая линия в этом варианте будет несколько иной:

Послушаем, как эти формы сочетаются между собой:

Заключение

Это далеко не все способы обыгрывания последовательности T-S-D с помощью трезвучий и их обращений. В ближайшее время продолжу публиковать примеры обыгрывания этой цепочки, а в следующих публикациях мы таким же образом рассмотрим варианты обыгрывания главных ступеней минорного лада.