- Обожаю читать афоризмы и поговорки Амвросия Оптинского! До того же хорошо пишет он, что душа радуется! А ведь это не шутки-прибаутки, а мысли мудрые. Как окунусь в этот дивный хоровод – не могу оторваться! И так радостно потом на душе и спокойно, что хочется весь мир обнять.
- Многие поговорки батюшки Амвросия мне давно знакомы. А все равно читаю и получаю от них истинное удовольствие. Но главное, знаете, голова после них всегда наполняется светлыми, теплыми мыслями, добром и позитивом.
- Наставления из поговорок в письме духовному чаду
Обожаю читать афоризмы и поговорки Амвросия Оптинского! До того же хорошо пишет он, что душа радуется! А ведь это не шутки-прибаутки, а мысли мудрые. Как окунусь в этот дивный хоровод – не могу оторваться! И так радостно потом на душе и спокойно, что хочется весь мир обнять.
Многие поговорки батюшки Амвросия мне давно знакомы. А все равно читаю и получаю от них истинное удовольствие. Но главное, знаете, голова после них всегда наполняется светлыми, теплыми мыслями, добром и позитивом.
Кстати, эти поговорки - ничто иное, как придуманная старцем форма наставлений, поучений и его размышлений для людей. Читайте, друзья, и наслаждайтесь мудростью батюшки Амвросия Оптинского!
Наставления из поговорок в письме духовному чаду
«Слышу, что желала бы ты слышать от меня что-либо человеческое, а тексты Св. Писания и сама знаешь.
Ежели Сын Божий ничего от Себя не говорил, но якоже приях заповедь от Отца, что реку и что возглаголю, после этого что может сказать тебе от себя человек грешный и недугующий телом и душою. Но, пожалуй, по желанию твоему, слушай.
Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех и беда с кем не бывают.
Если бы на хмель не мороз, то он бы и дуб перерос.
Иное дело сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло − хорошо очищенное и хорошо соблюденное.
За битого двух небитых дают, да еще и не берут.
Чего недосмотришь, карманом доплатишь.
Что стерпится, то после слюбится.
Адамовы лета с начала света. Сделал Адам ошибку, и пришлось ему после много потерпеть; так бывает и со всеми, делающими ошибки.
Слово не воробей, вылетит ̶ не поймаешь.
Нередко от неосторожных слов бывает больше бед, нежели от самих дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные.
Вот я тебе наговорил целую кучу человеческих слов. Не знаю, выберешь ли ты из них что-либо толковое и пригодное к делу.
Человек предполагает, а Бог располагает
...Все полезнее нам предавать суду Божию и во всем полагаться на всеблагий Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: человек предполагает, а Бог располагает. Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, яко же [как] угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле.
Бабушка надвое сказала
О начальственном избрании оставь это на волю Божию. А кто станет лукаво тебе говорить об этом, отвечай: «Есть пословица: бабушка надвое сказала, либо будет это, либо нет». А искренно толкующим об этом отвечай: «что будет, то будет; а будет, что Бог даст».
Своя воля царя боле
...Ты оскорбилась до болезни..., что одну сестру нужно было выслать из вашей общины. Хотя и прискорбно это, очень прискорбно, но ведь насильно никого не приведешь ко спасению. Земной царь велик, и почти все ему покоряются. Но есть пословица: своя воля царя боле.
Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет. По силе своей позаботимся о других, а все остальное предоставим Господу Богу.
Некоторые толкователи Св. Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются Его крестными страданиями, а большая часть по неразумению и по злой и упорной своей воле уклонится в противную сторону.
Покойный Оптинский старец архимандрит Моисей, муж мудрый и духовно опытный, в подобных случаях говаривал: «Наше дело предоставить человеку средства ко спасению, а спасается он или не спасается - сам смотри».
Стыд не дым, в глаза не лезет
«Один скитский монах пришел к Старцу Амвросию за благословением на отъезд на родину и только хотел начать говорить, а Старец уже отвечает на его мысли: «Ты пришел решать насчет своей поездки. Вот что, брат, не возвещается мне тебя отпустить. Как ты хочешь, смотри сам, чтобы после не раскаиваться, когда будет поздно». А монах и говорит: «Простите, Батюшка, за мою откровенность: пред братиями мне будет неловко. Совестно, что столько времени собирался, ходил к о. Игумену проситься, и потом остаюсь». На что Батюшка сказал: «Что за беда? Стыд не дым, в глаза не лезет. Монаху, брат, стыдно исполнять свою волю, так что лучше быть учеником ученика, нежели жить по своей воле. Об этом и в отеческих писаниях сказано. Стыдно не только перед другими, но перед Богом и своею совестью ̶ она судья неподкупный, бескорыстный. А послушаться совета своего отца духовного не стыдно, но душеспасительно и необходимо. И кто не слушает доброго совета, тот бывает наказан».
(Источники: «Схиархимандрит Агапит (Беловидов). Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия», «Письма игумена Антония (Оптинского)»).