Древняя ДНК раскрыла неожиданные факты о личностях некоторых людей, погибших в древнеримском городе Помпеи после извержения вулкана, опровергнув заблуждения об их генетических связях, происхождении и поле.
Когда в 79 году нашей эры произошло извержение Везувия, вулкан выбросил в воздух горячие, смертоносные газы и пепел, медленно убив большую часть населения города. Затем пепел и вулканическая порода, называемая пемзой, покрыли Помпеи и её жителей, сохранив сцены жертв разрушения города, словно жуткая капсула времени.
Впервые раскапывать забытый город начали в 1748 году, но только в 1863 году археолог Джузеппе Фиорелли разработал метод изготовления гипсовых слепков некоторых жертв Помпеи. Мягкие ткани тел, покрытых пеплом, со временем разложились, поэтому Фиорелли залил гипсом некоторые очертания, оставленные телами, чтобы сохранить формы 104 человек.
Рассказы формировались на основе расположения некоторых останков, включая останки взрослого человека с браслетом на руках, державшего ребенка и считавшегося его матерью. Аналогичным образом, группа тел, найденных вместе, предположительно принадлежала сестрам.
В ходе современных попыток восстановить некоторые из отливок исследователи извлекли фрагменты костей из-под гипса и секвенировали их ДНК, обнаружив, что ни одно из этих предположений не было верным.
Открытия, опубликованные вчера в новой научной статье в журнале Current Biology, переворачивают представления исследователей о демографической структуре населения Помпеи, а также о том, как найденные вместе тела были связаны друг с другом.
«Научные данные, которые мы предоставляем, не всегда соответствуют общепринятым предположениям, — сказал соавтор научной статьи Дэвид Райх, профессор генетики Гарвардской медицинской школы и профессор эволюционной биологии человека Гарвардского университета. — Эти результаты бросают вызов традиционным гендерным и семейным предположениям».
Окно в древнее прошлое
Уникальная способность Помпей сохранять трагические сцены последних минут жизни своих граждан дала археологам возможность понять, какой была жизнь во времена Римской империи.
Расположенные примерно в 22,5 км к юго-востоку от Неаполя в регионе Кампания в Италии, Помпеи были географически идеальным местом благодаря своему порту. Пока греки, этруски и самниты пытались завоевать его, Помпеи стали римской колонией. Но извержение Везувия стерло его и другие близлежащие римские поселения с карты.
Пепел, выброшенный вулканом, покрыл тела людей и животных и покрыл здания, памятники, мозаики, фрески, скульптуры и другие артефакты в Помпеях и других близлежащих городах. Дождь после извержения привел к тому, что тела зацементировались в пепле, а затвердевший пепел сохранил очертания всего, что он покрывал.
Когда спустя столетия на месте Помпей начались раскопки, археологи обнаружили около 1000 очертаний людей, как отдельных, так и группами, в домах, на площадях, улицах, в садах и прямо за городскими стенами.
В 2015 году Археологический парк Помпеи начал работу по восстановлению 86 из 104 слепков, изначально сделанных Фиорелли. Рентгеновские снимки и КТ показали, что, хотя ни один из слепков не содержал полных скелетов, во многих из них были фрагменты костей. Сканирование также показало, что когда археологи и реставраторы изначально работали с слепками столетия назад, они манипулировали ими — улучшали и изменяли аспекты форм тела, удаляли кости и вставляли стабилизаторы — металлические стержни.
Археологический парк Помпеи пригласил исследовательскую группу для исследования фрагментов костей и зубов, которые были доступны из-за более раннего повреждения слепков, сказал соавтор Дэвид Карамелли, директор кафедры биологии и профессор антропологии в университете Флоренции в Италии. В исследовательскую группу вошли бывший директор археологического парка Массимо Осанна, нынешний директор Габриэль Цухтригель и антрополог парка доктор Валерия Аморетти.
Учёные парка и авторы научной статьи совместно работают над более масштабным проектом, чтобы лучше понять генетическое разнообразие, присутствовавшее в Помпеях во времена Римской империи.
«Это «генетическая» фотография римского города, сделанная 2000 лет назад», — высказался Карамелли.
Изменение старых предположений
Некоторые кости были смешаны непосредственно с гипсом, использованным при изготовлении слепков, и были невероятно хрупкими, но команде удалось извлечь и проанализировать ДНК из нескольких фрагментов.
Изученные останки были обнаружены в разных сохранившихся местах археологического парка, в том числе в Доме Золотого Браслета, Доме Криптопортика и Вилле Мистерий.
Дом Золотого Браслета, террасное сооружение, украшенное красочными фресками, было названо в честь взрослого, найденного с этим аксессуаром и с ребенком верхом на бедре. Рядом с ними был еще один взрослый, предположительно отец ребенка. Все трое были найдены у подножия лестницы, которая вела в сад, в то время как второй ребенок был обнаружен в нескольких метрах, возможно, отделенный от остальных, когда они пытались сбежать в сад.
Предполагается, что двое взрослых и один ребенок погибли, когда обрушилась лестница, когда они пытались бежать, предположительно в близлежащий порт.
Традиционно исследователи предполагали, что носящий браслет человек — мать ребенка. Но генетический анализ показал, что пара — это неродственные взрослый мужчина и ребенок, сказал Райх. У взрослого мужчины, вероятно, были черные волосы и темная кожа.
Новое исследование многое открывает о наших собственных культурных ожиданиях, сказал Стивен Так, профессор истории и классики в университете Майами в Огайо, который не принимал участия в новом исследовании.
«Мы ожидаем, что женщина будет утешать и проявлять материнские чувства, настолько, что полагаем, что утешительная фигура — это женщина и мать, но в данном случае это не так», — сказала Так. «Узнав больше об останках людей в Помпеях, мы можем помочь другим оценить тех, кто погиб в катастрофе», — сказала Кейти Барретт, доцент кафедры классики Корнеллского университета. Барретт также не принимала участия в новом исследовании. «Какими бы ни были их отношения, этот человек погиб, пытаясь защитить ребенка, и подарил этому ребенку последние минуты человеческого утешения», — сказала она.
Дом Криптопортика был назван в честь подземного хода дома с отверстиями, которые тянулись вдоль трех сторон сада поместья. Стены дома были украшены сценами, вдохновленными «Илиадой» Гомера. Хотя в саду перед домом были найдены девять человек, слепки удалось сделать только с четырех из них.
Казалось, что два тела обнимаются, что навело археологов на мысль, что это были две сестры, мать и дочь или любовники.
Новый анализ показал, что одному человеку на момент смерти было от 14 до 19 лет, а другой был молодым человеком. Хотя для одного из них невозможно было определить пол, другой был генетически классифицирован как мужчина.
Вилла Мистерий получила свое название от серии фресок, датируемых первым веком до нашей эры, на которых изображен ритуал, посвященный Вакху, богу вина, плодородия и религиозного экстаза, утверждают авторы исследования. Вилла включала в себя собственный винный пресс, что было обычным делом для богатых семей того времени.
В доме было найдено несколько человек, и было ясно, что они погибли в разные моменты извержения. Тела двух взрослых, предположительно женщин, и ребенка были обнаружены там, где они упали, на нижнем этаже дома, в то время как останки ещё шести человек оказались в наложенных слоях пепла в том же доме, что позволяет предположить, что они пережили первую волну извержения, но позже умерли.
Один человек был найден в комнате один с кнутом и пятью бронзовыми монетами, а также на нем было железное кольцо с выгравированной женской фигуркой. Мужчина был худым и ростом около 1,85 метра. Судя по следам его одежды, он, вероятно, был смотрителем виллы, который оставался на своем посту до конца, говорят исследователи.
Космополитический город
Генетические данные, собранные в ходе исследования, показали, что Помпеи были космополитическим городом, в котором проживали люди разного происхождения.
По словам соавтора статьи Алиссы Миттник, руководителя группы в отделе археогенетики Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Германии и научного сотрудника лаборатории Райха в Гарварде, многие из них произошли от недавних иммигрантов из Восточного Средиземноморья, что отражает более широкие закономерности мобильности и культурного обмена в Римской империи.
В то время Римская империя простиралась от Британии до Северной Африки и Ближнего Востока, а Помпеи располагались рядом с одним из самых загруженных портов древнего мира, куда регулярно прибывали корабли из Александрии в Египте, рассказал Барретт.
«Более того, эта часть южной Италии имела еще более длительную историю международных связей — первые греческие поселения в Неаполитанском заливе появились более чем за 800 лет до извержения (горы) Везувий, — сообщил Барретт. — Поэтому вполне логично, что происхождение и внешний вид населения отражали эту космополитическую ситуацию».
По словам Така, это исследование является прекрасным напоминанием о природе римского определения семьи, которое включало всех членов семьи, а не только ближайших членов.
«Этнический состав умерших с таким количеством маркеров из Восточного Средиземноморья напоминает нам о необходимости помнить о распространенной римской практике порабощения и регулярного освобождения от рабства иностранцев, — сказал Так. — Мы знаем об этом из Помпей и можем проследить некоторых из этих людей по их именам в более поздние годы существования города, но истории, рассказанные или предполагаемые об этих телах, предполагают семью по крови, а не рабство, брак, освобождение, усыновление и все другие способы создания семей в римском мире Помпей».
Понимание генетического разнообразия, присутствующего в Помпеях, переосмысливает то, как учёные понимают город и его жителей, сказал доктор Майкл Андерсон, заведующий кафедрой классики и профессор классической археологии в университете Сан-Франциско. Андерсон не принимал участия в новом исследовании.
«Это помогает отвергнуть европейское «право собственности» на так называемый «классический мир» и демонстрирует, в какой степени эти заблуждения были сфабрикованы в XVIII и XIX веках нашего времени и не отражают древнюю реальность, — говорит Андерсон — В значительной степени современный интерес к Помпеям был обусловлен желанием исследовать драматические истории смерти и разрушения, увидеть себя отраженными в прошлом, и, следовательно, является творением конкретного настоящего, особенно времени первоначального открытия. Фантастически видеть, как эти старые заблуждения окончательно развеяны и заменены гораздо более разнообразной, интересной и научной реальностью».