Найти в Дзене

Кто такая Луиза Симон-Деманш, в убийстве которой был обвинен известный русский драматург Сухово-Кобылин?

Мы продолжаем рассказывать вам об одном из самых громких уголовных дел Москвы середины 19-ого века – деле Сухово-Кобылина. Известный в обеих столицах барин, наследник богатой и знатной фамилии оказался втянут в громкую и трагическую историю – его многолетнюю любовницу нашли мёртвой в нескольких километрах от Москвы. Мог ли он быть убийцей? В попытке разобраться рассмотрим личность самой жертвы. О ее точной дате рождения, как и о вообще о ее жизни до приезда в Россию известно мало. С Александром Васильевичем Луиза познакомилась в Париже в 1841-ом году. В тот вечер она скучала в компании пожилой подруги – наставницы в ресторане «Пале-Рояль», где ее, голубоглазую стройную блондинку, приметил знатный русский барин. Он подошел с бокалом шампанского и, любезно раскланявшись, предложил тост «за очаровательных французских женщин». Знакомство состоялось. А дальше было несколько месяцев совместного времяпрепровождения: прогулки по городу, катания за город, посещения театров – да, театры занимали
Оглавление

Мы продолжаем рассказывать вам об одном из самых громких уголовных дел Москвы середины 19-ого века – деле Сухово-Кобылина. Известный в обеих столицах барин, наследник богатой и знатной фамилии оказался втянут в громкую и трагическую историю – его многолетнюю любовницу нашли мёртвой в нескольких километрах от Москвы. Мог ли он быть убийцей? В попытке разобраться рассмотрим личность самой жертвы.

-2

О ее точной дате рождения, как и о вообще о ее жизни до приезда в Россию известно мало. С Александром Васильевичем Луиза познакомилась в Париже в 1841-ом году. В тот вечер она скучала в компании пожилой подруги – наставницы в ресторане «Пале-Рояль», где ее, голубоглазую стройную блондинку, приметил знатный русский барин. Он подошел с бокалом шампанского и, любезно раскланявшись, предложил тост «за очаровательных французских женщин». Знакомство состоялось. А дальше было несколько месяцев совместного времяпрепровождения: прогулки по городу, катания за город, посещения театров – да, театры занимали особое место в жизни Сухово-Кобылина уже тогда. А возможно, это было в крови: его дед владел одним из первых частных театров, а сам Александр в скором времени станет известным драматургом и создаст пьесу, которую до сих пор – спустя 150 лет после создания – ставят в самых известных театрах.

-3

Удивительно, однако, что с Луизой он, богатый барин, владелец нескольких поместий с крепостными, заводами и расположенными в крупных городах торговыми лавками, предпочитал ходить в дешевые парижские театрики с билетами по 2 франка и неизменной припиской на афише «Шутка, пародия, шарж». Но дело было не в скупости или жадности – театры той поры были местом привилегированным, полным строгих правил и этикета. Ставились там в основном трагедии, а поведение посетителей регулировалось негласным кодексом. Да и не всех пускали в такие театры. Другое дело дешевые или даже уличные театры – вот где настоящие эмоции, и притом доступные для всех! Балаганы, песни под шарманку, фейерверки и уморительные пантомимы, где не нужно притворяться и держать себя в руках, а можно смело отдаться нахлынувшим чувствам. Несколько месяцев длилась романтическая идиллия молодой француженки и русского дворянина.

Но долго так продолжаться не могло – требовали внимания неотложные дела и Сухово-Кобылину нужно было возвращаться в Россию. Но расставаться с Луизой он не хотел. И на прощание дал ей рекомендательное письмо к содержательнице модных магазинов на Кузнецком мосту с просьбой определить француженку в одно из заведений, где тот был постоянным и щедрым заказчиком. К письму прикладывался билет на тысячу франков - «на дорожные издержки».

И здесь самое время поговорить о положении одиноких иностранок в Российской империи.
-4

Иностранцы в России – зрелище весьма необычное в любую эпоху, однако в Российской империи они были и зачастую приезжали семьями, как, например, немцы-колонисты, получавшие льготы при аренде земли и с успехом ее обрабатывавшие, или узкие специалисты в военном, архитектурном, врачебном деле. Но все же в большинстве случаев это были мужчины. Для женщины же, тем более в одиночку, сама мысль о переезде в другую страну была чем-то на грани фантастики, однако находились те, кто это решение принимал. В Российской империи середины 19-ого века очень востребованы были французские модистки и танцовщицы, английские и немецкие гувернантки. Платили им обычно больше, чем местным специалисткам, однако и их жизнь не была лишена трудностей.

-5

Так, известные франты, игроки и донжуаны заводили себе среди иностранных актрис и танцовщиц любовниц, тратили на них баснословные деньги, а если девушка требовала большего, могли даже сделать предложение. Но, пользуясь их незнанием православных обрядов, заказывали вместо обряда венчания - панихиду. Счастливые девушки наивно считали себя законными женами русских князей и графов, но реальность вскоре разбивала эти розовые очки. Гораздо чаще же подобные отношения никак не оформлялись и именно такая жизнь ожидала нашу героиню.

-6

Мы оставили нашу Луизу в Париже в размышлениях о том, стоит ли ей рискнуть всем и поехать в далекую и неизвестную Россию, где ее – возможно - ждет карьера модистки и один обаятельный русский барин. Эмиграция всегда была делом непростым, полным страхов и неуверенности, но ведь и дома ее не ждало ничего лучше. И Луиза решается. Осенью 1842-ого года она садится на пароход, следующий в Санкт-Петербург.

-7

В столице она не спешит воспользоваться рекомендацией Сухово-Кобылина, который в нетерпении уже регулярно наведывается в магазин узнавать, не поступала ли на службу француженка по фамилии Симон-Деманш. Вместо этого она пытается реализоваться сама и самостоятельно ищет места в магазине другой портнихи. Луиза мечтала разбогатеть, торгуя парижскими шляпками, и явиться к русскому барину в Москву уже со своим капиталом. Но вместо прибылей в Петербурге она заработала лишь долги и спустя пару месяцев, все еще не сообщая о себе Кобылину, приезжает в Москву к подруге Эрнестине. У Эрнестины уже был покровитель, который, будучи знаком с Кобылиным, устраивает нашим героям долгожданную встречу. Вот как опишет это Сухово-Кобылин:

«Зима. Первое сладостное свидание с Луизой. Я приехал за нею в санях. Она вышла. Я ее посадил в сани и… какая досадная эта зима – эта шуба…»
-8

О том, что Луиза будет работать, не может быть и речи. Александр Васильевич делает ее купчихой, обещая пуховые подушки, чай из самовара и собственную прислугу. На следующий же день он находит ей жилье – снимает весь первый этаж в доме Гудовича на углу Тверской и Брюсова переулка, дает в прислуги своих дворовых девок, лучшего повара и трех кучеров.

Француженка на русской службе

-9

Уволившись из магазина мод, Луиза официально зарегистрировалась и стала купчихой. Отныне она именовалась Луиза Ивановна Симон-Деманш. Сухово-Кобылин одолжил ей на первое время 60 тысяч рублей серебром и открыл на ее имя торговлю шампанскими винами, производимыми на его заводах. Помимо вин, торговала купчиха Симон-Деманш и бакалейным товаром: мукой, медом, сахаром и прочими дарами с кобылинских имений.

Однако Луиза не собиралась играть лишь пассивную роль. Наоборот, очень скоро она сумела расположить к себе всех близких родственников Кобылина, ее посвящали во все торговые и финансовые операции семьи, причем не только сам Александр Васильевич, но и его зять и племянник.  Женская часть семьи также прониклась к ней симпатией. Мать и сестры Александра скоро убедились, что «ей руководит искреннее чувство, а не какой-нибудь корыстный расчет». Они обсуждали с ней все дела и не делали без ее совета ни одной модной покупки, а иногда и прибегали к ее авторитету, когда необходимо было оказать влияние на несговорчивого сына и брата. Зная крутой нрав сына, мать Сухово-Кобылина учила Луизу смягчать его и успокаивать, особенно в делах кредиторов, которых тот по старой барской привычке предпочитал гнать в шею и спускать с лестницы.

Образ жизни

-10

Как же жила Луиза после того, как стала любовницей и содержанкой русского барина? Из чего состоял ее день? Как проходили и как организовывались их свидания? Что сама она думала о своем положении? В иной ситуации найти ответы на эти вопросы было бы крайне сложно, если вообще возможно, ведь никто не любит раскрывать такие тайны своей личной жизни. О таком не пишут в дневниках или письмах, а все прочие свидетельства усиленно прячут или сжигают. Но здесь совсем другой случай. Таинственная гибель Луизы дала толчок для возбуждения уголовного дела, главным подозреваемым в котором был ее благодетель – сам Сухово-Кобылин. У него проходили обыски, изымались письма и дневники, по нескольку раз допрашивались он сам и его слуги. И все это фиксировалось сухим канцелярским языком уголовного делопроизводства. И именно благодаря этому полицейскому архиву мы знаем, сколько денег тратил Сухово-Кобылин на Луизу, как часто посещал и почему она умоляла его о встречах.

-11

Итак, ежедневно Александр Васильевич посылал Луизе на расходы довольно крупную сумму – 3 золотых полуимпериала или 50 рублей ассигнациями, что равнялось месячному жалованию учителя гимназии. Деньги каждое утро приносил его камердинер, он же и сообщал девушке, планирует ли барин ее навестить и когда. Однако их отношения были далеко не только плотской связью, для Сухово-Кобылина свидания с Луизой были попыткой создать хотя бы видимость семейного счастья, той тихой домашней жизни, которой ему на своем веку так и не удастся сполна испытать.

Но заработав однажды репутацию повесы и светского ловеласа, он нее сложно отойти, и Александр Васильевич не был верен Луизе. Она жутко ревновала, в последние месяцы жизни дойдя себя просто до истерик. Писала ему слезные и горькие письма с просьбами навестить ее, жаловалась на здоровье и скуку:

«Любезный Александр,
Я узнала, что ты обедаешь сегодня в городе. Мне очень жаль… Я очень грустна и очень нездорова… заезжай, пожалуйста ко мне. Прошу тебя не откажи мне в этом, потому что я очень несчастна…»
-12
А. В. Сухово-Кобылин в пору знакомства с Симон-Деманш
А. В. Сухово-Кобылин в пору знакомства с Симон-Деманш

Но почему бы Сухово-Кобылину просто не жениться на Луизе? Ведь были же примеры таких «международных» браков и даже примеры мезальянсов, когда один из супругов был явно ниже по социальному статусу. Но это был не вариант для Кобылина. Ему, наследнику богатой аристократической фамилии, идущей, по семейной легенде, от боярина времен Ивана Калиты, последнему из знатного рода столбовых дворян, нужно было беречь чистоту крови. Против брака с безродной иностранкой восстала бы вся его семья и окружение. И хоть и с мнением семьи, и с мнением света Александр по жизни не особо считался, проблема была в том, что он сам был большим ценителем своей родословной. В родной Кобылинке он устроил музей, где хранились семейные реликвии и документы, всю жизнь смотрел на своих менее аристократичных знакомых свысока, а на представителей других сословий и вовсе с презрением.  Так что для него, блестящего барина, игрока и донжуана, славившегося своими корнями и всегда при случае их подчеркивающего, такой союз был просто невозможен.

-14
-15

Переписывались любовники на французском языке и, как это часто водится в отношениях, употребляли особые, понятные только им выражения, например, Александр мог сообщить, что заедет к Луизе «пить чай». Потом, когда следователи изымут и прочтут всю их любовную переписку, одно из выражений, а именно «собираюсь пронзить тебя своим кастильским кинжалом» было понято ими буквально и выдвинуто в качестве улики против Сухово-Кобылина.

Характер

-16

Сколь чувственной и нежной была Луиза с Александром и его семьей, столь же яростной и нетерпеливой она была по отношению к своим слугам. С самого начала ее жизни в России с прислугой начались конфликты и противоречия. С одной стороны, Луиза плохо говорила по-русски, постоянно оговаривалась или не знала нужных слов, что смешило ее слуг. С другой, крепостные девушки, данные Луизе Кобылиным, говорили на допросе о ее вспыльчивом и суровом характере, что «взыскивала за каждую безделицу и даже бивала из собственных рук». Одна из горничных Луизы даже подала жалобу генерал-губернатору Москвы о побоях. 

Такое отношение к прислуге она вполне могла перенять от Кобылина, который также был быстр на расправу, обращался с крепостными как с рабами и часто их бил. Но то, что прощалось своему барину, «отцу родному», хозяину, которого несмотря на всю жестокость крестьяне любили, приводило лишь к злобе и неповиновению в случае с чужой барыней, которой их приставили служить. Закончится это противостояние трагично – по наиболее вероятной версии, именно слуги убьют Луизу Деманш и вывезут ее тело за пределы Москвы.

-17

Итак, мы познакомились с главными героями этой уголовной драмы – Сухово-Кобылиным и его убитой возлюбленной. Но как шло само дело? Что происходило день за днем? И были ли другие обвиняемые? О ходе процесса, его участниках и, главное, результатах читайте ровно через неделю…

Если вы пропустили первую часть цикла с рассказом о жизни и характере Александра Сухово-Кобылина - главного героя этой драмы - читайте по ссылке.

И подпишитесь на канал, чтобы не пропустить следующую часть!