Гражданская война в России — это не только «господа офицеры с погонами» и «комиссары в пыльных шлемах». Более того, в Красной и белых армиях активно воевало меньшинство населения.
Тогда как в деревнях шла «своя война», являвшаяся наследием крестьянских восстаний предыдущих веков.
Страна всё ещё оставалась аграрной, а на город многие сельские жители смотрели как на «оплот нахлебников». Который «мы зачем-то кормим».
Ситуацию усугубили различные факторы: появление в деревнях вчерашних унтеров с винтовками (а иногда — и пулеметами) и амнистированных революционеров всех сортов. Крах товарообмена, нарушение сообщения города с деревней. Политика «городских» — что красных, что белых.
Ну а началось всё с «черного передела» в 1917 году, который, на самом деле, не так хорошо известен. О нем обычно говорят в контексте уже Гражданской войны — вот, красные де-факто узаконили данный передел земли, а белые — пытались так или иначе «откатить» назад, хотя бы частично.
Между тем, «черный передел земли» можно с полным правом считать если не началом Гражданской войны, то, как минимум — одной из предтеч таковой (другим историки нередко называют Корниловское выступление).
Крестьянский голос в России всегда был не шибко громкий. Ну в самом деле, представляете ли вы себе крестьянина, который в Париже слезливые мемуары пишет? Ну или в Москве гордо рассказывает, как он поочередно воевал то за красных, то за белых, то за зеленых (ну ладно, как раз такое бывало, скажем, на допросах).
«Черный передел» де-факто являлся массовым крестьянским выступлением по всей России, который сперва «временные» пытались подавить войсками, но потом просто плюнули на это дело — столько надежных войск в наличии не было.
Зачастую части эти не мешали крестьянам бороться с помещиками, отрубщиками и прочими «покинувшими общину».
Да и возглавляли этих крестьян «вчерашние унтера и солдаты». Только на европейской территории России в июле-августе 1917 года произошло свыше 2 тысяч крестьянских выступлений, а в сентябре-октябре — более 5 тысяч.
В Сибири шла «война всех против всех»:
«Особенностью крестьянского движения в Сибири осенью 1917 года была активизация межсословных столкновений среди сельских жителей Сибири и Дальнего Востока.
Очагами крупных конфликтов из-за земли и угодий между казаками и киргизами (казахами) стал Степной край, между крестьянами, казаками и хакасами — юг Енисейской губернии, между старожилами и бурятами — Забайкалье, между казаками и крестьянами, с одной стороны, и корейцами и китайцами, с другой, — Приамурье и Приморье.
Противостояние происходило и по линиям переселенцы — старожилы, приписанные — неприписанные, земледельцы — скотоводы, арендодатели — арендаторы, демобилизованные солдаты — не служившие крестьяне...» (с) В. В. Кондрашин. Сельское хозяйство и крестьянство в 1917 году. / Российская революция 1917 года: власть, общество, культура. Том 1. Коллективная монография ИРИ РАН, 2017.
Массовое крестьянское движение «подавляющего большинства» было направлено не только против помещиков, но и против отрубного и хуторского землевладения.
Крестьянство восприняло ещё Февраль как «путь в новый мир», более справедливый (по мнению где-то 80 — 85% населения деревни). Согласно упомянутому исследователю В. В. Кондрашину, три четверти всех крестьянских хозяйств находились к 1917 году на грани разорения.
Этим пользовались зажиточные хуторяне и отрубщики, скупавшие в годы войны земли разорившихся крестьян за бесценок.
Крестьяне при помощи эсеров собирали съезды, на которых требовали от власти бесплатного образования, медицинского обслуживания, отмены столыпинских законов и так далее. По сути в деревнях возникала «своя власть», позже доставившая хлопот и белым, и красным.
Отличились и тамбовские крестьяне, задолго до «Антоновщины». В начале сентября 1917 года они приняли «распоряжение № 3»... отменившее как помещичье землевладение, так и частную собственность на землю вообще.
«Общинная деревня» к Октябрьской революции уже победила, неясно, ценой скольких жизней. Ведь только осенью 1917 года и только в центральных губерниях военная сила применялась против крестьян более сотни раз.
При этом, коалиционная «временная» власть провалилась полностью, не сумев договориться о решении крестьянского вопроса. Всё застряло на стадии обсуждения... если бы эсеры были монолитней и решительней, то у руля России могла бы стать и другая партия, вполне.
А так большевикам, по сути, оставалось немногое — утвердить результаты этой «крестьянской войны 1917 года», которую можно назвать одним из эпизодов «крестьянских войн начала XX века».
Белые же в процессе Гражданской войны наступили на те же грабли «временных», но ещё покруче, начав требовать от общин урожай в пользу бывших владельцев, возмещения убытков за разгромленные помещичьи имения и так далее.
Ставка белых на неторопливое (для их реформных реформ нужны были десятилетия) создание «класса фермеров» не являлась привлекательной для «победившей общины», выражавшей интересы большинства селян (да ещё и с вооруженной силой и со своими лидерами).
«Класс фермеров» означал вновь появление 10%, в самом лучшем случае — 25% «успешных хозяйств»... и всех остальных, которые на грани разорения или уже разорились.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!