По указу Екатерины II все российские города повелевалось «строить по утвержденному плану за подписанием руки императорского величества». Не стала исключением и Тула, как новый губернский город, в 1779 году получившая рекомендации с указанием, где разместить присутственные места, гостиный двор, городской сад и т.д.
По распоряжению Екатерины в Туле со стороны Москвы, Киева, Воронежа и Калуги были построены заставы - каменные обелиски высотой 10-12 метров по обе стороны проезжей части с двуглавым орлом и гербом губернского города - пограничные столбы, торжественно обозначавшие въезд в столицу губернии. Установлены они были в 1780 году.
На заставах был шлагбаум и караульная будка – кордегардия, в которой несли службу городские стражники. В их обязанности входила проверка подорожных документов у всех, кто собирался въехать в Тулу.
Весь город по границе был окопан рвом и оборудован валом. У обелисков стояли две каменные караульни для стражи и на ночь опускался шлагбаум, который открывался только утром. В темное время суток в город пускали только по государевой надобности и при наличии соответствующего документа. А так опоздавшие коротали время в Ямской слободе, которая начиналась сразу за шлагбаумами на постоялых дворах.
В Туле было две Ямские слободы: за Московской и Киевской заставами. Шлагбаумы на заставах были снесены после трагедии с проезжавшим крестьянином, погибшим под упавшей перекладиной. В годы Гражданской войны застава выполняла функции санитарного кордона. Сыпной тиф свирепствовал в тульских деревнях, и в город запрещалось ввозить продукты из сел. Милиционеры строго следили за выполнением этого приказания.
У Киевской заставы построили деревянную триумфальную арку в память о посещении города императрицей в 1784 году. Непрочная конструкция сгорела во время одного из пожаров, охвативших город в конце XVIII столетия, и восстанавливать арку не стали.
К 1851 году обелиски утратили свой торжественный вид: камень потемнел, в крайне плохом состоянии находились и символы царской власти – орлы: от времени они почернели, многие элементы герба были утрачены. Было принято решение о реставрации.
Киевская застава считалась визитной карточкой Тулы и входила наряду с Московской практически во все наборы почтовых открыток, посвященных нашему городу, поэтому там сохранялись заставные столбы и караульные помещения.
На этой фотографии (стереопаре) изображена Киевская улица за заставой в начале XX века.
Гуляя по Туле в июле 1837 года Василий Жуковский делал зарисовки памятных мест. На одном из его рисунков запечатлена Киевская застава.
"Старая Тула" - рисунок тульского художника Юрия Владимировича Ворогушина (1913-1965), известного художника-иллюстратора, карикатуриста, участника ВОВ. Его карикатуры появлялись на страницах журналов «Крокодил», «Смена» и «Огонёк»..
После событий октября 1917 года с заставных столбов сбили двуглавых орлов и гербы Тулы, поместив вместо них советские символы. Заставу стали называть Толстовской. Ну а потом очередь дошла и до самих обелисков.
Киевская застава помешала движению транспорта после прокладки трамвайных путей в 1927 году.
Московская застава по замыслам советских архитекторов не позволяла расширить Октябрьскую улицу. Вместо того, чтобы перенести в сторону, их просто разрушили.
Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.