Карл Павлович Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье известного скульптора с французскими корнями Павла Брюлло. С детства Карл Брюлло увлекался искусством, его талант был очевиден сразу.
С ним занимался отец и был достаточно строг. Но это дало свои плоды. Он поступил в Императорскую Академию художеств без экзаменов и показывал результаты лучше, чем у одноклассников. Прекрасно владел светом, цветом и тенью.
Вот одна из его студенческих работ - "Нарцисс, смотрящий в воду".
А вот его выпускная работа:
После отличного окончания академии Брюллов получил золотую медаль и стипендию для дальнейшего обучения и разрешение от императора добавить "в" к своей фамилии. Вместе с братом Александром в 1822 году он отправился в Рим. Ехали они, не торопясь, целый год, посещая по пути города Европы и изучая искусство.
В Риме он обогатил и улучшил свой стиль. Римская архитектура, живопись и скульптура – все это не могло не оказать влияние на его творчество. В этот период Брюллов создал множество портретов и жанровых сцен, раскрывая уникальные грани своего таланта.
Здесь он написал «Итальянское утро» и отправил его в Петербург. Картину подарили императрице Александре Федоровне, которая с восторгом ее приняла. Супруг императрицы - Николай I пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
И сразу же Карла попросили написать парную картину. Так появился «Итальянский полдень». Но он был принят гораздо менее благосклонно. Критикам не понравилась пышная красавица с неклассическими формами.
А мне безумно нравится эта картина - своим потрясающим, все пронизывающим светом.
"Итальянское утро" хранится в Художественной галерее Кунстхалле в Киле, Германия, а "Итальянский полдень" в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Карл, разочарованный холодным приемом картины, разрывает все связи с Обществом поощрения художников.
В Италии Брюллов встретил русскую аристократку Юлию Самойлову, наследницу великих родов Скавронских, Пален, Литто и Висконти, известных своими богатствами в Российской империи и Италии. Юлия была покровительницей русских и итальянских художников и оказывала поддержку Брюллову, с которым имела долгие личные отношения. Она ввела его в круг знати Рима, от которой он получал заказы на элитные портреты.
По просьбе Юлии, Брюллов создал картину «Всадница», которая была благосклонно принята критиками в Италии. Моделями для этой работы (по мнению искусствоведов) были её воспитанницы Джованина и Амацилия Пачини.
Одним из самых знаменитых произведений Брюллова стала картина "Последний день Помпеи".
История ее создания началась в 1827 году, когда художник посетил раскопки древнего города Помпеи. Он был поражен масштабом катастрофы, которая произошла в 79 году н.э., и решил создать полотно, запечатлевшее ужас и величие этого события.Заказчиком полотна выступил Анатолий Демидов.
Работа над картиной заняла около шести лет. Все это время Брюллов тщательно изучал исторические и археологические материалы о Помпеях. Очень помогли письма выжившего очевидца трагедии – Плиния Младшего к Тациту. Карл тщательно изучал все: от архитектуры до одежды древних римлян. 3 года ушло на написание эскизов. Площадь картины - около 30 кв.м.
В "Последнем дне Помпеи" Брюллов использовал яркие и драматичные цвета, передающие тревогу и хаос происходящего. На картине изображены сцены паники и отчаяния людей, покидающих разрушенный город. Центральной фигурой является мать, пытающаяся укрыть своих детей от несущихся потоков лавы и камней. Вокруг нее — множество людей, каждый из которых проживает свою драму.
Здесь юный Плиний (тот самый очевидец) уговаривает упавшую на землю мать подняться и уйти от опасности. Хотя он в это время был в другом городе поблизости. На город надвигался вулканический пепел и он уговаривал мать бежать и выбираться вместе с ним. Мать не хотела задерживать сына. Но он взял ее за руку и они пошли быстрее и вместе выбрались и выжили в тот страшный день, издалека наблюдая извержение Везувия.
Затем сыновья, несущие старого отца, пытаются спасти его и унести в безопасное место. Мужчина, поднявший руку к небу, пытается защитить свою семью. Рядом с ним женщина- мать, обнимающая дочерей. Брюллову на раскопках довелось увидеть скелеты женщины и двух детей, погребенные в таком положении под слоем вулканического пепла.
Вот христианский священник, он спокоен и бесстрашен перед лицом надвигающейся опасности. Слуга Божий смотрит на небеса, пылающие всепоглощающим огнём, рушащиеся под огромной мощью статуй прежних идолов.
В глубине холста появляется языческий жрец, который в страхе пытается сбежать и унести с собой священный алтарь. Здесь, возможно, показана идея новой христианской веры, которая приходит на смену язычеству.
На заднем плане слева Брюллов изображает толпу бегущих, среди которых можно узнать лицо художника, спасающего предметы своего ремесла. В этом художнике автор изобразил себя.
На переднем плане картины изображена женщина, лежащая на земле, и оплакивающий её ребёнок. Искусствоведы думают, что это символизирует окончание античного времени. Вещи, которые лежат рядом с ней – это настоящие вещи, найденные при раскопках.
Если внимательно приглядеться, можно заметить мертвого щегла - птицы погибали от жара.
Графиня Юлия Самойлова – муза художника, изображена на картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» в трёх образах:
- Девушка с кувшином на голове. В этом образе явно видны черты Юлии Самойловой.
- Мать с дочерями. Рядом с христианским священником, который наблюдает за падением статуй языческих богов, изображена Юлия Самойлова с приёмными дочерями.
- Лежащая в центре картины женщина. Рядом с ней находится ребёнок, и при написании этой фигуры Брюллов использовал образ Юлии Самойловой.
Картина "Последний день Помпеи" вызвала фурор, когда была впервые представлена публике в 1833 году. Её успех был огромен. Брюллов получил признание как в России, так и за рубежом. В Риме устраивали торжественные шествия, а художника носили на руках. Анатолий Демидов привез ее на выставку в Парижском салоне и картина получила там золотую медаль.
Молва о великой картине дошла и до России. Николай I лично выразил восхищение работой художника и пригласил его вернуться в Россию, чтобы вручить ему лавровый венок.
Говорят, что сэр Вальтер Скотт изучал картину в течение часа, прежде чем заявить, что это не просто картина, а эпос... Иван Тургенев назвал картину «славой России и Италии», и она вдохновила Александра Пушкина на написание стихотворения о разрушении Помпеи... Гоголь считал, что это было «яркое воскрешение живописи, которая слишком долго пребывала в каком-то полулетаргическом состоянии». Александр Герцен увидел в этом аллегорию о крахе европейских монархий или тиранической власти российского государства над личностью.
После создания картины "Последний день Помпеи" Брюллов столкнулся с творческим застоем. Под вдохновением от успеха, написал картину «Сме.р.ть Инессы де Кастро» - о фаворитке португальского короля. В Европе ее приняли без энтузиазма, а критики окрестили Брюллова мастером «исторических анекдотов». Он начал было работу сразу над несколькими картинами, но ни одну из них не завершил.
Возвращаться на родину Брюллов не торопился и в мае 1835 года Карл Павлович с энтузиазмом присоединился к экспедиции Орлова-Давыдова в Грецию и Турцию.
В 1835 году Брюллов, из-за болезни в дороге, вернулся в Россию и стал профессором в Академии художеств. Он продолжал заниматься искусством до конца жизни, создавая портреты, жанровые и исторические сцены.
В 1843 году Брюллов расписывал плафон купола свежепостроенного Исаакиевского собора. Площадь для росписи была немалой - около 800 кв.м. Работа была трудной. Из-за сырой штукатурки грунт плохо закреплялся, краска отставала. Некоторая живопись требовала переделки. Внутри было сыро и прохладно, гуляли сквозняки. К тому же внутри здания резали мрамор и гранит, поэтому в воздухе витала мелкая пыль. Брюллов серьезно заболел и вынужден был попросить отпуск и освобождение от работы. Завершал роспись купола по его эскизам художник Петр Басин.
В апреле 1849 года Карл Брюллов отправился на лечение за границу — сначала на остров Мадейра, а затем в Италию, где провел последние годы своей жизни.
Карл Брюллов скончался 23 июня 1852 года в Манциане, в Италии и похоронен по лютеранскому обряду на римском кладбище Тестаччо.
Его вклад в мировую живопись неоспорим, а "Последний день Помпеи" по-прежнему считается шедевром, олицетворяющим его выдающийся талант и мастерство. Картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, привлекая тысячи посетителей ежегодно. Брюллов оставил след в истории, как один из величайших мастеров своего времени.
В Русском Музее в Санкт-Петербурге сейчас проходит выставка «Великий Карл».
Там представлены все картины, о которых я написала и многие другие - около 300 работ: масло, акварель, графика. Выставка будет идти до 12 мая 2025 года.
"Последний день Помпеи" недавно была отреставрирована, причем в режиме реального времени можно было наблюдать за процессом, и в 2024 году представлена публике, она оказалась несколько ярче, чем я ее помню.
Также один из главных экспонатов – картина «Христос во гробе».
Картина выполнена в редкой технике, делающей живопись транспарентной (прозрачной). Подсветка работы выявляет цветовую структуру образа, придает объем и глубину, порождая ощущение мистического пространства.
Работа «Христос во гробе» создавалась для домовой церкви графа Николая Владимировича Адлерберга и путешествовала с ним в Финляндию и Германию. С 1930-х годов местонахождение произведения считалось неизвестным, оно было обнаружено только в конце прошлого столетия. Благодаря двадцатилетним усилиям Федеральной службы безопасности и других государственных органов шедевр вошел в музейный фонд Российской Федерации и стал частью коллекции Русского музея.
И фрагмент росписи Исаакиевского собора.
Это один из фрагментов, созданных Карлом Брюлловым и не использованных впоследствии.
Стоимость посещения выставки и основной экспозиции в Михайловском дворце - 900 рублей. В будние дни есть льготные сеансы с 14.30 до 15.30 для пенсионеров и инвалидов 2 группы - 450 рублей.
Советую покупать билеты онлайн, так как очередь в кассу большая даже в будний день. Одевайтесь полегче, берите воду - в музее душновато.
Все фотографии картин сделаны автором лично при посещении Русского музея.
Удачных прогулок!
Друзья, если вам понравилось, было полезно или интересно - не стесняйтесь ставить лайки, комментировать и подписываться - будет еще много интересного!
Если хотите поблагодарить автора за труд и поддержать его чашечкой кофе, то Дзен придумал замечательную вещь - донаты - жмите сюда:))