Понятие иммерсивной журналистики
Разговор об особенностях создания иммерсивного контента стоит начать с определения понятия иммерсивности. Согласно живому англо-русскому словарю по вычислительной технике, информационным технологиям и связи: «Иммерсивность (букв. - погружение, эффект присутствия) — комплекс ощущений человека, находящегося в искусственно созданном трехмерном мире, в котором он может менять точку обзора, приближать и удалять объекты и т. п»[1].
Помимо этого, каждый из исследователей формирует собственное определение данного понятия, например К.А, Онуприенко пишет о том, что иммерсивная журналистика, это журналистика, которая с помощью использования современных технологий создает «подлинный эффект присутствия в определенном месте, описываемом в информационных заметках, статьях, репортажах с места событий и документальных фильмах»[2]. В дополнение к этому, Замков А.В., отмечает, что новые технологические возможности позволяют «воспроизводить цифровые образы разных событий с такой степенью точности и полноты, что они становятся мало отличимыми от оригиналов, но и в полной мере использовать важнейший профессиональный журналистский прием передачи информации с помощью усиления эффекта присутствия»[3].
Таким образом, иммерсивная журналистика — это журналистика, которая создает «эффект присутствия» с помощью погружения аудитории в виртуальную среду, описываемую в материале.
Стоит отметить, что данный вид журналистики не является достижением исключительно XXI века. Например, американский журналист Уолтер Кронкайт во второй половине XX века создал серию телепередач, перед началом которых звучала фраза: «You Are There». Целью этих репортажей было именно максимальное погружение зрителей в описываемые события[4]. Очевидно, что в то время еще не были развиты технологии, а потому погружение зрителей осуществлялось с помощью подробных описаний чувств и ощущений участников событий.
Важной особенностью иммерсивных медиа является изменение принципа работы с аудиторией. Из пассивных потребителей информации люди превращаются в активных ее создателей, что делает потребление информации персонифицированным. Таким образом, смысл материала меняется в зависимости от культурного и социального опыта конкретного человека. Это повышает психологическую и эмоциональную достоверность ситуации.
В целом, иммерсивная журналистика — это журналистика эмоций, с помощью современных технологий журналисты вызывают у аудитории определенные ощущения и формируют мнение человека о происходящем. У иммерсивной журналистики в отличие от журналистики традиционной намного больше способов воздействия на психологическое состояние людей, с использованием таких технологий легко вызвать весь спектр эмоций от печали и грусти до радости и веселья. В частности, именно поэтому с помощью средств иммерсивной журналистики часто создаются социальные сюжеты, нацеленные на изменение каких-либо установок в общественном сознании с помощью эмоций. Например, компания The Guardian, активно занимающаяся разработкой различных иммерсивных проектов дает возможность любому желающему погрузиться в одиночную камеру, чтобы испытать на собственном опыте те же чувства, что охватывают заключенных. С помощью этого проекта сотрудники компании стараются привлечь внимание к данной проблеме, а также сформировать более либеральное отношение к людям, прошедшим через трудности одиночного заключения[5].
На пути своего развития иммерсивная журналистика сталкивается с рядом этических и технологических проблем. К первым относят соответствие журналистскому кодексу этики, соблюдение баланса между погружением и объективностью, большее количество запрещенных тем, чем в журналистике традиционной и т.д.[6],[7]. Ко вторым можно отнести дорогое техническое обеспечение, малое количество квалифицированных сотрудников и другое… Исследователи отмечают, что в силу большого количества различных особенностей и явных отличий журналистики иммерсивной от журналистики традиционной, она нуждается в разработке собственных этических и юридических норм[8].
Изучение этических аспектов иммерсивной журналистики является темой для самостоятельного научного исследования, в рамках данной работы будут рассмотрены только технологические особенности развития иммерсивной журналистики, о них мы подробно поговорим ниже.
Технологические особенности создания иммерсивного контента
Сегодня СМИ утратили монополию на предоставление информации, им приходится конкурировать с социальными сетями, в ходе данного процесса профессиональные журналисты противопоставлены представителям «народной журналистики». Чтобы удержать внимание аудитории, СМИ приходится разрабатывать новые способы представления информации, поэтому иммерсивная журналистика набирает особую популярность[9].
Как правило, реализуется этот способ создания контента с помощью современных технологий создания различных типов реальности: виртуальной (VR), дополненной (AR) и смешанной (MR). Все эти технологии иногда называют единым понятием — технологии расширенной реальности (XR)[10]. Такая журналистика позволяет аудитории наиболее точно понять ощущения участников событий и как бы оказаться на их месте. Исследователи пишут об этом так: «Иммерсивные медиа замещают частичный опыт внешнего наблюдателя событий внутренним наблюдением, т.е. интегральным опытом от первого лица – репортёра»[11]. Иммерсивная журналистика отличается с одной стороны большей степенью доверия и полноты ощущений, а с другой стороны субъективностью и пристрастностью, поскольку во многом отражает личный взгляд журналиста на события.
Рассмотрим подробнее каждый из типов современной медиареальности как способ существования журналистского контента. Первый из них — виртуальная реальность (VR). Гаврилова А. А., дает следующее определение понятию виртуальной реальности: «VR (Virtual Reality, виртуальная реальность) представляет собой искусственно созданное вымышленное пространство для виртуального погружения»[12]. Этот тип реальности создается с помощью многочисленного технического обеспечения: VR-шлемы, очки, перчатки и тд. В связи с высокой стоимостью и малой распространенностью такого оснащения среди населения, этот тип технологий используется для создания иммерсивного журналистского контента довольно редко, хоть и обеспечивает наиболее полное погружение аудитории, в ходе которого все взаимодействие людей с чем бы то ни было является исключительно виртуальным. Среди журналистских проектов в формате VR можно отметить проект «Unrest VR», в ходе которого люди с помощью шлема и перчаток могли почувствовать, каким образом ощущают мир люди с хронической усталостью. К сожалению, данный проект оказался неудачным в силу того, что из-за эффекта полного погружения, многим людям становилось некомфортно во время просмотра материала, некоторые ощущали физическое недомогание[13].
Одним из способов представления журналистского контента в VR является создание роликов в формате 360°, что некоторые исследователи выделяют в отдельную категорию технологий, относя к виртуальной реальности только способы создания полноценного виртуального мира. В данной классификации основным отличием видео в формате 360° от VR является именно возможность взаимодействия с окружающим пространством[14]. Видео в формате 360° используются, например, для создания новостных сюжетов (телеканал Russia Today представил такие новостные сюжеты еще в 2016 году)[15].
В свою очередь, технологии создания AR-реальности проще по техническому оснащению, а потому более распространены, чем технологии VR. Данный тип реальности предусматривает взаимодействие пользователя с виртуальными объектами в реальном мире, в большинстве случаев для осуществления такого взаимодействия пользователю нужен только смартфон. А.В. Красавина пишет о технологии создания AR-реальности следующим образом: «Суть применения AR-технологий заключается в следующем: камера смартфона анализирует помещение или пространство, в котором находится пользователь. Далее программное обеспечение накладывает виртуальные объекты поверх реального мира, затем происходит синхронизация двух пространств, и пользователь видит дополнительное изображение»[16].Данная технология широко используется в журналистике, например в 2018 году в приложении «РИА.Lab» был опубликован материал с использованием данной технологии, позволяющий людям услышать звуки различных цветов.
Последний способ создания иммерсивного журналистского контента — применение технологий смешанной реальности (MR). А.В. Замков пишет, что: «MR (Mixed Reality) можно трактовать как аналог дополненной реальности, совмещающий возможности шлема VR и внешней видеокамеры»[17].Технологии смешанной реальности (MR) значительно сложнее чем технологии дополненной или виртуальной реальности и требуют намного более серьезного технического оснащения. Этот тип реальности подразумевает взаимодействие реальной и цифровой реальностей друг с другом. Технология MR на сегодняшний день является тестовой и применяется в ограниченном количестве случаев, в журналистике практически не используется.
Основным препятствием к созданию иммерсивного контента медиакомпаниями служит его дороговизна. Создание даже такого простого иммерсивного контента как ролики в формате 360° требует больших финансовых вложений и работы целой команды профессионалов разных областей: дизайнеры, разработчики, журналисты и т.д. В основном, иммерсивный журналистский контент создается инициативными группами специалистов, кроме того, чаще это различные камерные проекты. Помимо этого, сейчас не готовят квалифицированных специалистов в области иммерсивной журналистики, а потому ее развитие тормозится.
К сожалению, на данный момент еще не удалось создать такой иммерсивный журналистский контент, который если не приносил прибыль, то хотя бы окупал сам себя, поэтому различные компании не всегда готовы вкладываться в его развитие. Е.В. Шибанова пишет также, что: «Одной из основных проблем являются технические ограничения, вызванные особенностями создания и обработки иммерсивного контента. Производство иммерсивных материалов, а также их последующая обработка и монтаж требуют специализированного оборудования и навыков, что значительно ограничивает доступность этой формы журналистики»[18].В дополнение к этому, З. Уотсон пишет, что даже при создании студиями иммерсивного контента, дороговизна оборудования для его просмотра приводит к тому, что большинство потребителей не ощущают полного погружения в силу просмотра такого контента на экране смартфона или компьютера с помощью режима «волшебного окна»[19]. Таким образом, создание иммерсивного контента для массового потребления на данный момент не имеет смысла.
Тем не менее, иммерсивная журналистика на данный момент является развивающимся способом создания контента. Часто таким образом создают различные социальные ролики. Один из ярких примеров использования иммерсивности в создании социальных роликах — VR-ролик ООН о беженцах в Сирии. Он оказал огромное влияние на людей и привел к значительному росту сборов в поддержку пострадавших. Помимо этого, успех данного ролика побудил ООН серьёзно заняться развитием иммерсивного контента и запустить собственное приложение с серией VR-роликов[20].
Однако пока наибольшую популярность иммерсивный формат приобрел в сфере развлечений, что в том числе формирует несерьезное отношение к нему только как к способу испытать новые ощущения, а не способу передавать информацию, как это делает традиционная журналистика. Даже популярные медиаагентства стараются развивать иммерсивный формат именно в этом направлении. Среди наиболее ярких примеров можно привести создание VR-игры о первом российском кругосветном плавании агентством «РИА Новости»[21].
Многие исследователи отмечают, что несмотря на иллюзию полного погружения при просмотре различного иммерсивного контента у пользователей все же отсутствует полная интерактивность, так как они не могут каким-либо образом взаимодействовать с персонажами рассказа или получать персональные ответы на вопросы. В этом контексте особенностью иммерсивной журналистики можно назвать недостаточную адаптированность в формата из пассивного повествования в активное взаимодействие с аудиторией. То есть взаимодействие есть, но касается оно лишь внутренних психологических аспектов повествования, а не действенных его моментов[22]. Это в том числе является технологической проблемой иммерсивного контента, поскольку, не ощущая полной интерактивности (что особенно характерно для видео 360°) рядовые пользователи не замечают значительных отличий между журналистикой традиционной и журналистикой иммерсивной, зачастую говоря о том, что фильм в VR, это просто фильм, который можно посмотреть с разных сторон.
Таким образом, иммерсивная журналистика на данном этапе является развивающейся технологией создания журналистского контента. С ее помощью создаются качественные проекты, оказывающие большое влияние на людей. Однако, данный способ создания журналистских материалов все еще распространен достаточно мало и часто не получает должного внимания и финансовой поддержки, что безусловно очень сильно тормозит его развитие и делает создание иммерсивного контента скорее единичной практикой, чем всеобщей тенденцией. Кроме того, в ходе написания данной части работы мы выделили ряд технологических проблем развития иммерсивного контента мы выделили: сложность подготовки материалов, недостаток квалифицированных кадров, дороговизну оборудования, сложность достижения полной интерактивности и малое распространения средств для просмотра иммерсивного контента среди аудитории.
Список источников
[1]URL: http://www.morepc.ru/dict/term13359.php., Дата обращения: 21.05.2024
[2]URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vy-tam-immersivnye-tehnologii-v-zhurnalistike-informatsionnogo-obschestva., Дата обращения: 22.05.2024
[3]URL:https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnaya-zhurnalistika-podhody-k-teorii-i-problemam-obrazovaniya/viewer., Дата обращения: 22.05.2024
[4]URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vy-tam-immersivnye-tehnologii-v-zhurnalistike-informatsionnogo-obschestva., Дата обращения: 21.05.2024
[5]URL: https://www.theguardian.com/world/ng-interactive/2016/apr/27/6x9-a-virtual-experience-of-solitary-confinement, Дата обращения: 21.05.2024
[6]URL:https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnaya-zhurnalistika-podhody-k-teorii-i-problemam-obrazovaniya, Дата обращения: 21.05.2024
[7] URL: http://www.mediaalmanah.ru/upload/iblock/1b9/1.90-48-58.pdf, Дата обращения: 21.05.2024
[8]URL: http://eprints.tversu.ru/12256/1/%D0%A4%D0%98%D0%9B%, Дата обращения: 21.05.2024
[9]URL:https://www.journ.msu.ru/upload/iblock/475/47545c55cd9003ca6972d0b4f1c9cb5c.pdf, Дата обращения: 21.05.2024
[10] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-immersivnoy-zhurnalistiki-v-rossiyskih-smi., Дата обращения: 21.05.2024
[11]URL:https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnaya-zhurnalistika-podhody-k-teorii-i roblemam-obrazovaniya., Дата обращения: 21.05.2024
[12] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-immersivnoy-zhurnalistiki-v-rossiyskih-smi., Дата обращения: 22.05.2024
[13]URL:https://journonline.msu.ru/articles/interview/my-v-rossii-pervye-vr-zhurnalisty/#:~:text=%D., Дата обращения: 21.05.2024
[14]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-immersivnoy-zhurnalistiki-v-rossiyskih-smi., Дата обращения: 21.05.2024
[15]URL:https://www.researchgate.net/publication/343934566_Immersivnaa_zurnalistika_kak_novaa_cifrovaa_platforma_media_kommunikacii_httpsbulletin-journalismkaznukzindexphp1-journalarticleview751., Дата обращения: 21.05.2024
[16]URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-tehnologiy-dopolnennoy-realnosti-ar-v-zhurnalistike-ogranicheniya-formata-i-perspektivy-razvitiya, Дата обращения: 21.05.2024
[17]URL:https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnaya-zhurnalistika-podhody-k-teorii-i-problemam-obrazovaniya, Дата обращения: 21.05.2024
[18]URL: http://eprints.tversu.ru/12256/1/%D0%A4%D0%98%D0%9B%D0%9E%D0%9B%Df, Дата обращения: 21.05.2024
[19]URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/our-research/vr-news-new-reality /, Дата обращения: 21.05.2024
[20] URL: https://unvr.sdgactioncampaign.org/vr-films#.Zk4vn3ZByM9/, Дата обращения: 21.05.2024
[21] URL: https://holographica.space/news/first-in-history-ria-lab/, Дата обращения: 21.05.2024
[22]URL: http://eprints.tversu.ru/12256/1/%D0%A4%D0%98%D0%9B, Дата обращения: 21.05.2024