Накануне Первой мировой войны самолеты использовались в качестве вспомогательных средств сухопутных и морских сил. Они должны были решать, прежде всего, задачи разведки.
Постепенно конструкции аппаратов тяжелее воздуха совершенствовались. Возникла мысль превратить аэростаты и самолеты в средства нападения, придав им функции бомбардировщика. В ответ на это начали создаваться средства противовоздушной обороны. В 1907 г. в России была создана специальная комиссия для выработки требований, которым должны удовлетворять орудия и снаряды, предназначенные для стрельбы по воздушным целям.
В следующем году были проведены опытные стрельбы по воздушным шарам из 3-дюймовых (76,2 мм) полевых скорострельных пушек образца 1902 г., из одной 48-линейной (122 мм) гаубицы Обуховского завода, установленной на тумбе с вертикальным обстрелом до 60 градусов, и из трехлинейных (7,62 мм) винтовок.
Главные опыты велись с полевыми пушками, а с гаубицами и винтовками удалось произвести только некоторые предварительные испытания. Из пулеметов стрелять не стали из-за невозможности приспособить существующий в войсках пулемет для стрельбы под углами возвышения до 80 градусов.
При проведении стрельб преследовалось сразу несколько целей. Это и разработка приспособлений для подъема траектории полета снаряда полевой пушки, и попытки облегчить повороты всей системы, чтобы стала возможна непрерывная боковая наводка по быстро движущимся целям.
Первая из поставленных задач – подъем траектории – имела значение только для 3-дюймовых полевых пушек. Чтобы решить ее, предполагалось повышать лобовую часть, подвязывая под колеса большие мешки с песком или короткие фашины. Это дало бы возможность достигнуть угла возвышения до 25-30 градусов вместо предельного 16 градусов. Однако опыт не подтвердил этого предположения. Мешки, наполненные песком, оказались слишком тяжелыми, сдавали под весом системы, рвались у места крепления к ним ремней. Сама операция подвязки оказалась кропотливой и требовала большого количества людей.
Поэтому до выработки приспособлений для стрельбы с большим углом возвышения было решено стрелять с имевшихся платформ обыкновенного типа, а для минимизации отката орудия привязывались при этом за боевую ось к столбу, вкопанному перед платформой.
Для увеличения угла возвышения на этих платформах из шпал и платформенных досок были устроены под колеса возвышения-полуплатформы. Для остановки сошника две доски платформы были сняты, чтобы он мог упираться в ребро оставшейся доски, к которому крепились два клина, удерживавшие сошник при косых положениях орудия.
При подобном устройстве платформ предельный угол возвышения получался около 23 градуса, угол обстрела – около 50 градусов.
В мае 1908 г. эти платформы прошли испытания. Никаких повреждений платформ замечено не было, наводка производилась довольно удобно, но пользоваться сиденьями лафета было нельзя. Тогда же произвели стрельбы с естественного пригорка, на который орудие вкатили колесами, хобот же остался у подошвы. Чтобы колеса не углублялись в землю, под них положили доску, при этом угол возвышения достиг 40 градусов. Было произведено пять выстрелов. Выяснилось, что накатник после отката не действовал, приходилось накатывать орудие руками с достаточно большим усилием. Сотрясения, прыжки и зарывание хобота были весьма незначительны.
По результатам проведенных стрельб были сделаны выводы и сформулированы задачи. Относительно стрельбы из 3 дюймовых полевых пушек нужно было определить предельный угол возвышения, выяснить негативное влияние стрельбы под большими углами на матчасть, усовершенствовать накатник. Тогда же было установлено, что стрельба без наблюдательного пункта, достаточно удаленного от батареи и связанного с ней телефоном, почти неосуществима. Оставался открытым вопрос упреждения воздушных целей, увеличения скорострельности орудий.
Опытные стрельбы из 3-дюмового орудия, которые проходили в 1908 г., показывают, что к вопросу создания средств ПВО в Российской империи подходили очень серьезно. Тем не менее, предстояло решить еще очень много вопросов и они решались уже в годы Первой мировой войны, когда были созданы первые специализированные формирования по борьбе с воздушным флотом противника.
Подробнее ознакомится с темой ПВО накануне и во время Первой мировой войны можно на выставке «Авиация России в Великой войне», которая проходит в Ратной палате.
Выставка работает до 12 ноября 2024 г. включительно
Режим работы: с 10 до 18 часов, выходной день – среда. Вход – по билету в музей «Россия в Великой войне» в Ратной палате. Адрес: г. Пушкин, Фермская дорога, д. 5А.